BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Ярослав Бекиш: К беларусской Национальной платформе в Европе обращены многие взгляды

15.03.2013 Алена Зуйкова, Центр европейской трансформации
Ярослав Бекиш: К беларусской Национальной платформе в Европе обращены многие взгляды
Свой взгляд
Фото Службы информации "ЕвроБеларуси"
В чем выгода Беларуси от участия в Восточном партнерстве для Беларуси, какую роль во взаимоотношениях с ЕС играет Форум гражданского общества и как воспринимается в Европе беларусская Нацплатформа?

 Национальный координатор Форума гражданского общества Восточного партнерства от Беларуси Ярослав Бекиш поделился своими взглядами о Восточном партнерстве, Европейском диалоге по модернизации Беларуси, Национальной платформе и ближайших задачах Форума.

- В отличие от гражданского общества, беларусское правительство и парламент практически не участвуют в сотрудничестве в рамках Восточного партнерства. А что дает Беларуси участие гражданского общества в Форуме? И в чем, на ваш взгляд, ценность этого участия для ЕС?

- Прежде, чем отвечать на этот вопрос, нужно обозначить, в чем состоит интерес стран-партнеров в участии в Восточном партнерстве. Это подход, который предлагает странам более эффективно и более согласованно развивать свою западно-ориентированную политику, пользоваться различными европейскими наработками в сферах, которые по разным оценкам признаются лучшими и интегрировать эти наработки (технические, законодательные, правоприменительные и т.д.) в своей практике. Некоторые страны уже дошли до стадии переговоров о договоре об ассоциации. Плюс к этому есть возможность пользоваться финансово-технической поддержкой со стороны ЕС. Это если поверхностно, не углубляясь в детальный анализ.

Беларусь тоже могла бы пользоваться этой программой технической поддержки. Естественно, Восточное партнерство для Беларуси не панацея, не единственный вариант. Это просто одна из возможностей, которую государство может анализировать, использовать, складывать в свою копилку на благо народа, да и для собственного блага. Мы много раз слышали, что у нас многовекторный путь развития, но это не соответствует действительности. Он - одновекторный. Для Беларуси сейчас приоритетен Восток. Просто есть некоторые отклонения от данного вектора, мелкие колебания, время от времени Беларусь обращает свой взгляд на Запад. И поэтому у нас жесткая зависимость от нашего восточного партнера.

Что мы теряем при этом? Во-первых, мы теряем прогрессивную перспективу, потому что Россия не заинтересована в модернизации Беларуси, в любой модернизации, ни в политической, ни в экономической, ни в технологической. Россию интересует Беларусь как рынок сбыта, как буферная геополитическая зона... Ни про какую модернизацию здесь речь не идет. Россия кровно заинтересована в том, чтобы Беларусь оставалась ресурсозависимой и вообще зависимой. Нет ни одной совместной беларусско-российской программы по поводу развития и внедрения энергосберегающих технологий или возобновляемой энергетики, ни разу такого не было. Мы должны зависеть от России в области газа, нефти, а теперь еще и урана. Это отношения наркоторговца с наркозависимым клиентом. Выпадая из Восточного партнерства, мы теряем шансы снизить уровень этой зависимости, провести модернизацию административную, техническую, политическую... Вот то, что предлагает нам инициатива Восточного партнерства и Европейский диалог по модернизации, вот то, от чего мы отказываемся как независимая страна.

Во-вторых, мы разрываем отношения с ЕС. По сути, Восточное партнерство и Европейский диалог по модернизации — это для Беларуси единственные официальные линии взаимоотношений с ЕС. Есть, конечно, всякие переговоры без галстуков, торговые соглашения, но политических программ не существует. И если мы теряем эту возможность, то мы фактически теряем взаимодействие с ЕС. У нас остаются взаимоотношения со странами-членами, но с ЕС их не будет. ЕС – это надгосударственное политическое образование по своей природе.

Сегодня Беларусь отказывается от участия в Восточном партнерстве на высшем уровне, уровне министров и глав государств. В парламентском измерении – на уровне Евронест – мы тоже не участвуем. С Евронестом все просто. Нет парламента — некому представлять Беларусь в Евронесте. Это мессадж, который звучит в ЕС, озвучивает наша оппозиция, и с которым соглашается большая часть беларусского гражданского общества. И только на третьем уровне (их на самом деле больше, чем три, но эти основные), уровне гражданского общества, мы сохраняем отношения.

Фактически, Форум — это единственная нить в единственной линии коммуникации страны с ЕС. Этим он ценен, именно поэтому за него так держатся все, кто понимает, что это такое для Беларуси сегодня. И основная задача Форума в таком случае — содействовать тому, чтобы Беларусь вернулась в контекст официальных взаимоотношений с ЕС как страна целиком: и на уровне ГО, и парламента, и на высшем государственном уровне. И это не задача на одно мероприятие, один год — это целый комплекс взаимосвязанных проблем, которые с помощью Форума могут решаться.

- Национальная платформа малоизвестна в Брюсселе как стейкхолдер в европейско-беларусских отношениях. Следует ли европейцам знать о ней больше и принимать ее во внимание?

- Национальная платформа не так уж и малоизвестна. Я думаю, достаточно упомянуть речь еврокомиссара Штефана Фюле на Форуме в Стокгольме. Из нее треть была посвящена беларусской Национальной платформе. Хотя может быть, конечно, она могла бы быть известна и больше... Например, Европейский парламент рассматривает как точку приложения своего интереса в странах-парнерах только межпарламентскую ассамблею – Евронест. Для него весь Форум Восточного партнерства, а не только беларусская Национальная платформа, это такое неизвестное животное, с которым европарламентарии, возможно, и хотели бы встречаться, но не совсем представляют себе формат взаимоотношений. И вряд ли депутаты будут проактивны, чтобы этот формат как-то задать.

С Евронестом, в свою очередь, у Форума выстраиваются контакты, налаживается коммуникация. Декларируется, что Евронест открыт для мессаджей со стороны Форума, а Форум готов эти мессаджи выработать и передать. Т.е. коммуникация может быть выстроена, уши открыты, но у нас еще не было такого опыта, чтобы проследить процесс решения какого-то вопроса от начала до конца и сказать, что было достигнуто в итоге.

Национальная платформа в этом смысле могла бы восприниматься как временный субститут представительства граждан. Это одновременно и Нацплатформа ФГО ВП, и, в некотором (пусть и очень ограниченном) смысле, альтернатива беларусского парламента. Она могла бы участвовать в коммуникации с Евронестом. И, знаете, ведь, по сути, в Беларуси им официально и поговорить-то не с кем. Фактически, Национальная платформа – это единственный официальный выразитель мнения беларусской общественности, у которого это мнение, во-первых, есть, во-вторых, оно легитимно и, в-третьих, Нацплатформа готова его доносить. Поэтому беларусская Национальная платформа все же известна в Европе и к ней обращены многие взгляды.

- В этом году вы — первое лицо гражданского общества Беларуси в диалоге с Европой. Расскажи о своих рабочих планах в этой роли. Что входит в непосредственные обязанности человека, который является национальным фасилитатором?

- В моем случае — я не руководитель Нацплатформы: я по должности вхожу восьмым в ее Координационный комитет. Соответственно, я не являюсь человеком, принимающим решения относительно НП — я член коллегиального органа, принимающего решения. Большая часть моей работы – на уровне Управляющего комитета Форума. Там я представляю интересы Беларуси, я - посол Нацплатформы в Восточном партнерстве. Эта работа касается многих вопросов. Недавно прошла первая встреча Управляющего комитета, один из вопросов касался саммита ВП. Туда приедут представители стран ЕС и Восточного партнерства. Точнее, всех стран, входящих в Восточное партнерство, кроме Беларуси - с ней вопрос неясный. Управляющий комитет участвует в консультациях по этому вопросу.

Беларуси было бы правильно полноценно участвовать в саммите Восточного партнерства, нужно, чтобы туда поехал как минимум министр иностранных дел. И европейцы очень хотели бы его пригласить, но не могут поступиться своими принципами и условиями. Наш министр находится в списке невъездных, и для его «изъятия» оттуда нужно безусловное освобождение и реабилитация политзаключенных. Я не думаю, что ЕС будет готов позвать кого-то из невъездных, поступившись своими принципами. Сейчас рассматривается вопрос о временном снятии запрета на въезд для одного конкретного человека, и то пока не известно, какое решение будет принято – это зависит от многих факторов.

У члена Управляющего комитета Форума много рутинной, стандартной, шаблонной работы: подготовка к следующему Форуму, саммит, про который я говорил. Параллельно с ним будет проходить конференция гражданского общества. Уже есть предварительная договоренность, что участники саммита Восточного партнерства посетят эту параллельную конференцию. У гражданского общества будет возможность непосредственно адресовать свои сообщения участникам саммита. Соответственно, мы, Управляющий комитет, входим в оргкомитет этой параллельной конференции. Помимо этого, есть проекты по развитию самого Форума, его секретариата, Национальных платформ и многое другое.

А вот политической работы практически не предвидится. Здесь я зависим от решений Национальной платформы, и если от нее не будет запроса на выполнение каких-то политических функций, то я не смогу выполнять таких действий. Но я все же уверен, что эти запросы будут, и что Форум как идея и как результат работы многих людей, принесет свои результаты.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео