BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

АЭС - это не только электроэнергия и тепло, но и миллионы кюри радиоактивных отходов

11.02.2013 Юрий Воронижцев, "Стратегическая мысль" (Гомель)
АЭС - это не только электроэнергия и тепло, но и миллионы кюри радиоактивных отходов
Аналитика и исследования
Отходы будут складироваться в Беларуси.

Рекламные публикации Росатома, в которые, впрочем, превратились все официальные сообщения о строительстве Островецкой АЭС, скромно умалчивают об важнейшем аспекте функционирования атомных станций - производстве ими колоссального количества опаснейших отходов, технологии стопроцентной нейтрализации которых не существует нигде в мире. Реактор АЭС интенсивно производит облученное ядерное топливо (ОЯТ). Его еще называют отработанным ядерным топливом, что в принципе не верно, т.к. оно продолжает "работать" еще сотни тысяч, а то и миллионы лет, выделяя тепло и радиоактивность. При функционировании одного реактора типа ВВЭР (в Островце их собираются разместить два) отходы нарабатываются весьма активно: около 25 тонн очень радиоактивных твердых отходов и 100 тыс. кубометров менее опасных жидких ежегодно. По два с половиной грамма и 10 литров на душу каждого беларуса!

Суммарная радиоактивность "свежего" топлива с трехпроцентным обогащением по урану-235 после года эксплуатации увеличивается в 100 млн. раз!  А топливо в активной зоне реактора облучается от двух до семи лет. По сравнению со "свежим" топливом ОЯТ содержит меньше урана-235 (он "выгорает"), зато накапливаются изотопы плутония, другие трансурановые элементы, а также осколки, или продукты деления - ядра средних масс. Период полураспада некоторых из них исчисляется миллионами лет! С течением времени изменяются также и физические характеристики конструкционных материалов тепловыделяющих сборок (ТВС). В определенный момент они становятся функционально непригодными (попросту "дырявыми")  для нормальной работы реактора и подлежат удалению из него.

Облученные сборки перемещают из активной зоны реактора во временное пристанционное хранилище с помощью специальной перегрузочной машины. Тепловыделяющие сборки слишком радиоактивны, чтобы их можно было куда-то везти. Около реактора размещают бассейны с водой, где ТВС и "остужают". Происходит химическая обработка, которая также сопровождается появлением дополнительных отходов. Только после 3-8 лет такой  выдержки становится возможным их вывоз с площадки АЭС. При этом необходимо вентилировать бассейн, чтобы исключить накопление газов, в том числе и образование взрывоопасного гремучего газа, постоянно очищать воду от радиоактивных загрязнений, появляющихся из-за негерметичности побывавших в реакторе ТВС. Воду очищают также от следов коррозии конструкционных материалов. После всех этих операций количество отходов, естественно, возрастает. Есть еще ряд проблем, с которыми придется столкнуться, когда АЭС заработает и начнет производить десятки и тысячи тонн радиоактивных отходов. Ради их решения бассейны выдержки превращаются в сложные технологические  установки. Сложные и опасные.

Аварии, связанные с ОЯТ происходят регулярно. Так, 10 апреля 2003 года в хранилище тепловыделяющих сборок на атомной электростанции Пакш, расположенной  11,5 км южнее Будапешта, произошла авария, которая при неблагоприятном развитии могла привести к ядерному взрыву. 30 тепловыделяющих сборок (около 10-й части всей загрузки реактора) после процесса химической очистки хранились в стальном бассейне. В результате ошибок операторов стержни перегрелись, вода выкипела, температура поднялась до 1200 градусов, выделившийся радиоактивный газ заставил персонал спастись бегством. Пустили на раскаленные стержни воду - они рассыпались, и на дне образовалась радиоактивная масса. Будапешт спало только чудо. Последствия аварии преодолевали несколько лет и завершили восстановительные работы лишь год назад.

Самая серьезная авария, связанная с хранением отходов,  известная как "киштымский взрыв", произошла в  СССР. В сентябре 1957 года на комбинате "Маяк" (Озерск, Челябинская область) взорвался резервуар с радиоактивными отходами. Прошел выброс радиации объемом 20 млн. кюри, что всего лишь в два с половиной раза меньше, чем во время Чернобыльской катастрофы. Естественно, и взрыв, и его последствия были засекречены. Информация о взрыве поступила в СМИ только в конце 1980-х. Сегодня  трудно установить, сколько людей тогда пострадало. Последствия взрыва не преодолены до сих пор. Мне приходилось побывать на месте его эпицентра. И спустя несколько десятков лет там нельзя было находиться дольше минуты даже в защитной одежде.

Транспортировка ОЯТ - непростая операция

Нам обещают, что накопленные радиоактивные отходы будет забирать поставщик топлива. Предположим, это так. Но операция транспортировки опасна, как и все остальное, что связано с АЭС. Только в США в 1971-1981 годах произошло 108 аварий при перевозке радиоактивных веществ, в том числе, отходов. После атаки на нью-йоркские небоскребы в 2001 году любая транспортировка отходов по стране была запрещена как "крайне опасная операция с точки зрения физической защиты ядерных материалов от несанкционированного доступа".

Российские атомщики, будущие строители беларусских реакторов, на своих сайтах утверждают, что на территории России при транспортировке ОЯТ аварий не было. Верится с трудом. Даже в аккуратной и педантичной Германии загрязнения окружающей среды в ходе перевозки ОЯТ регистрируются по несколько раз в год. А при уровне аварийности на российском транспорте в разы более высоком, чем в Европе, в действительности эти инциденты происходят регулярно.

Так  эксперт Владимир Кузнецов приводит следующий перечень опасных ситуаций: "обнаружение на железнодорожном перегоне полувагона с открытым люком и свисающим из него контейнером, содержащим концентрат природного урана", "повреждение железнодорожных вагонов с образованием трещин в стальных несущих конструкциях при транспортировке упаковок с ОЯТ", розлив около 1000 л сернокислого урансодержащего раствора при транспортировке автотранспортом, "падение упаковки с радиоактивными веществами под колеса автомобиля" и многие другие. А сколько инцидентов попросту не было зафиксировано должным образом?

Итак, казалось бы, простая операция перемещения груза их пункта А в пункт Б вырастает в серьезную проблему, требующую серьезных затрат. (Кстати, как и другие затраты, связанные с ОЯТ, они не включаются в себестоимость "самой дешевой электроэнергии"). Потребуются специальные транспортные средства с элементами задержки доступа, организация охраны, организация спецсвязи для оповещения об опасности и вызова дополнительных средств ответного реагирования  по всему маршруту следования транспорта с опасным грузом. Риску подвергнется значительная территория нашей страны.

В российских хранилищах места уже нет

При непредвзятом и ответственном рассмотрении проблемы выясняется, что наши отходы могут так и не уехать в Россию. Придется складировать их у себя в качестве "подарка" будущим поколениям. Ведь по данным  российских экспертов "предприятия ядерного топливного цикла, расположенные на территории Российской Федерации, не готовы к приему на переработку и хранение зарубежного ОЯТ". Основная причина - не успевают перерабатывать свою собственную радиоактивную грязь. "Тем самым существенно повышается риск возникновения аварийных ситуаций, связанных с накоплением ОЯТ на площадках АЭС в европейской части РФ. Кроме этого, прекращается вывоз ОЯТ с атомных подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов,  где и так ситуация с ОЯТ является критической" (данные В.М. Кузнецова).

Это так. В России уже накоплено более 500 млн. м³ жидких отходов и около 180 миллионов тонн твердых. Нельзя исключать, что в случае прихода в этой стране к власти экологически ответственных людей прием чужих ОЯТ будет вообще прекращен.

Демонтаж АЭС после выработки ресурса также превращается в непреодолимую проблему. Ее решение откладывается на десятки лет. Остановленные станции стоят и ждут, когда наши дети и внуки придумают, что с ними делать. Нигде в мире не демонтирована ни одна большая промышленная  АЭС. Хотя для этого создаются специальные фонды.

Способы создания и управления фондами различны в разных странах. В общем случае та¬кие фонды образуются за счет отчислений от доходов от коммерческой деятельности и их объемы согласуются с правительством либо через органы регулирования (Швеция), либо через организацию, отвечающую за обращение с радиоактивными отходами (Бельгия, Испания).

В половине стран мира, использующих атомную энергию,  держателем фонда является оператор АЭС, в пяти странах - государство, в восьми - специальные органы. Но, даже в странах, которые принято считать цивилизованными, в сфере формирования фондов для вывода АЭС из эксплуатации и их последующего демонтажа происходят, мягко говоря, странные вещи.

Во Франции фирма EDF, желая расширить свое участие на мировом рынке электроэнергии, стала приобретать за счет средств фонда электроэнергетические предприятия во всем мире. Часть таких предприятий в странах Латинской Америки (в Аргентине и Бразилии) оказалась убыточной. В результате таких операций из первоначальных 27 млрд. евро фактически в фонде оказалось только 1,585 млрд., т.е. в 15 раз меньше.

Нередко средства, предназначавшиеся для вывода из эксплуатации и демонтажа АЭС, использовались компанией - владельцем в качестве оборотных. Широко известен скандал с банкротством компании British Energy, которое привело к тому, что расходы на демонтаж АЭС, принадлежавших ей, лег на плечи налогоплательщиков. А всего эти налогоплательщики заплатят за  демонтаж ядерных установок Великобритании примерно 48 млрд. фунтов стерлингов.

Совсем неважно обстоят дела у нашего ядерного партнера - России. По мнению директора Центра ядерной экологии и энергетической политики Лидии Поповой, денег на вывод старых энергоблоков из эксплуатации нет вообще. Этого же мнения придерживаются авторы отчета "Состояние российского фонда по выводу из эксплуатации старых энергоблоков АЭС": "На сегодняшний день фонды, организованные в 1997 году, не оставили никаких следов своего существования, несмотря на то что законы и подзаконные акты четко предписывали накопление в них средств. Если они и поступали, то, по всей вероятности, были потрачены или уничтожены инфляцией". Не уверен, что наш "демонтажный" фонд постигнет лучшая судьба. Трудно не согласится в этой связи с академиком РАЕН В.И. Комаровым: "Да, ядерная энергетика сегодня самая дешевая, но с учётом обращения с радиоактивными отходами, она - самая дорогая, и наше поколение живет в кредит у будущих поколений с фантастической кредитной ставкой".

"Стратегическая мысль"

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео