BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

"Праздник, над которым многие смеются"

07.11.2012 Дмитрий Козловский, ЕвроБеларусь
"Праздник, над которым многие смеются"
День октябрьской революции по-прежнему является в Беларуси государственным праздником. При этом, даже на официальном уровне, его отмечают достаточно сдержанно.

О том, как следует относиться к этому дню и связанному с ним историческому событию, а также почему государственные праздники воспринимаются, как обычные выходные, Служба информации «ЕвроБеларуси» побеседовала с представителями гражданского общества.

Татьяна Водолажская, эксперт Агентства гуманитарных технологий, куратор Летучего университета:

- Этот день не должен быть государственным праздником. Я считаю, что для независимой и современной Беларуси этот день, конечно, важный день в истории, потому что его невозможно из нее выбросить. Но в общем, ничего праздничного в этом дне нет. Хотя бы просто потому, что после распада Советского союза мы отказались от основных идеологических установок коммунизма и  большевизма. Поэтому, что собственно праздновать?

В основном, все праздники советского типа отошли от тех событий, к которым они привязаны. Уже не осталось никого, кто реально в этих событиях участвовал. Все эти праздники профанируются и рассматриваются скорее, как просто дополнительные выходные. Взять то же самое 8 марта или 1 мая. В них нет никакого содержания, которое задевало бы сегодняшнего беларуса. Это характерно для всех идеологических праздников. Несмотря на то, что официальная государственная идеология опирается на советскую, слава Богу,  мы не воспроизводим всю большевистскую идеологическую доктрину.

Сергей Дроздовский, координатор Офиса по правам людей с инвалидностью:

- Никакого праздника однозначно нет. Это некоторый анахронизм, который совершенно точно отжил себя и исторически, и даже эмоционально. Единственное, что осталось – это праздник народу, возможность тупо украсть у государства один рабочий день.

Старые праздники потеряли связку с мировоззрением человека, в котором уже нет места тем идеалам. И, естественно, мифология этих идеалов и выстраивание ритуалов вокруг этой мифологии практически не влияют на сознание людей, проходят совершенно мимо. В то же время человеческая жизнь совершенно удачно восполняет этот недостаток, и люди соглашаются на выходной. Почему бы и нет?

Народ вполне может отстраненно наблюдать на это зрелище и рассуждать, мол, «что вы там еще сделаете, что еще начудите?».

Мирослав Кобаса, председатель правления Фонда имени Льва Сапеги:

- К 7 ноября я отношусь, как к историческому анахронизму. Что в этот день праздновать? Праздновать то, что зародилось в те дни, и разрушило потом всю страну и, самое главное, разрушило нормальную ментальность людей, что, придя к власти, делало все, чтобы унизить достоинство людей, отобрать у них свободу? В общем, ничего хорошего не было. И мне непонятно, для кого этот день – праздник?

Даты, которые отмечаются у нас, как праздничные, таковыми на самом деле не воспринимаются. С другой стороны, людям, похоже, не хватает свободного времени. Поэтому каждый такой праздник человек старается использовать, занявшись какими-то своими личными делами, которые он не успевает сделать в другие дни.

Елена Тонкачева, председатель Центра правовой трансформации Lawtrend:

- А что это за дата? Я намерена работать, и считаю, что вот эта целая плеяда символов должна уходить из жизни с помощью людей и с помощью государственной политики. Для меня этот день не является праздником, и я не вижу в нем повода для какого-то праздничного дня.

К самому событию я отношусь с чувством исторического приятия, но не соотношу его со своими личностными ценностями  и установками. Я считаю, что эти символы должны сознанием людей постепенно вытесняться из существующей реальности.

Я бы спросила, почему государственная политика не опирается на мнения людей в связи с государственными праздниками? Как мне кажется, нет ничего проще, как пересмотреть календарь праздничных дней, исходя из того, что является ценностями и убеждениями для людей.

Леонид Калитеня, директор ОО "Центр социальных инноваций":

- Вообще революция совершилась в Советском Союзе, а Беларусь никоим образом, даже юридически, не является его наследницей. Наследницей является Российская Федерация. Поэтому такой праздник – это нонсенс.

Я считаю, что это, так сказать, великое наследие, в том числе революционное, подлежит пересмотру  с современных точек зрения. Прошло 100 лет. Мы не можем сохранять точку зрения хотя бы в том смысле, что мы изменились, мир изменился, понимание изменилось.

Я думаю, что весь этот «красный октябрь» - это немножко архаичный праздник. При этом, коммунистической партии, чьим праздником, собственно, 7 ноября и был, не существует. И коммунистического будущего, к которому мы идем из октября, не существует. Соответственно это такой ритуал без наполнения. И если кому-то хочется этот день считать праздником, то давайте наполним его каким-то современным содержанием. Потому что иначе – это просто бессмысленный праздник, над которым смеются молодые люди. И правильно делают!

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео