BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Олег Граблевский: Какие репрессии против учащихся разрешает Кодекс об образовании

17.09.2012 Олег Граблевский, Агентство политической экспертизы, специально для "Завтра твоей страны"
Олег Граблевский: Какие репрессии против учащихся разрешает Кодекс об образовании
Аналитика и исследования
Фото aif.by
Образовательные учреждения вправе самостоятельно определять дополнительные основания для наказания учащихся.

И хоть эти поводы не предусмотрены законодательством и нарушают права человека, формирование дополнительных оснований разрешено Кодексом об образовании.

С принятием Кодекса система образования получила новые возможности для наказания учащихся. Они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, получив замечание, выговор или вообще быть отчислены.

Большая часть оснований для привлечения к ответственности перечислена в Кодексе. Однако в репрессивных целях может использоваться норма статьи 126 Кодекса. Она гласит, что основаниями для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

Карательные механизмы прописываются в основном в уставах и правилах внутреннего трудового распорядка учреждений образования.

Мониторинг локальных нормативных актов учреждений образования показал, что наиболее часто встречаются следующие требования, за отказ от выполнения которых грозят реальные меры дисциплинарного и педагогического воздействия.

В школах:

"Находясь в школе, учащиеся обязаны соблюдать следующие требования к внешнему виду: "деловой стиль". Деловой стиль <...> подразумевает пиджак (жакет), брюки (юбка), рубашка (блузка), бейдж, в зимний период - утепленный гольф или свитер под пиджак (белого, серого, черного цвета); прическа должна быть опрятной, у юношей - короткая, без удлиненных вариантов; учащимся запрещается иметь на видимых местах пирсинг и татуировки".

Насаждаемый властью контроль над телами начинается с первого класса. В начальной школе наказать еще нельзя, поэтому используют метод педагогического воздействия, например, "дисциплинарные школьные линейки".

"Рубашка в клетку вашего ребенка отвлекает детей, мешает им концентрироваться в классе, пожалуйста, надевайте белую или голубую", - так напутствовали родителя в Гомеле в первый день учебы в школе.

В свою очередь министр образования Сергей Маскевич не хочет брать на себя ответственность за то, что его ведомство продавливает внедрение школьной формы. Во время онлайн-конференции в августе 2012 года он говорил: "Многие решения регулируются внутренними нормативными документами учреждения образования... Поэтому, если в учреждении образования такое решение принято, все должны понимать, что это закон жизни этого учреждения". Но министр признает, что "выгнать из школы, конечно, не могут. Но, тем не менее, в джинсах, которые человек хочет носить, в этой ситуации он будет чувствовать себя белой вороной" .

"Обязательно посещать внешкольные мероприятия, участвовать в общественно-полезном труде", - вот он, принудительный труд, принудительный БРСМ.

В университетах:

1. "Участвовать в общественно-значимых и иных мероприятиях, проводимых в университете". Например, в Бресте не пошли студенты на митинг по случаю вывода войск из Афганистана - им объявили выговоры, которые потом, правда, смягчили до замечаний.

2. "Отработать не менее 8 часов в семестре на хозяйственных работах по благоустройству территории университета". Вот он - запрещенный принудительный труд.

3. "Строго соблюдать на территории университета правила дорожного движения, в том числе нарушения правил остановки и стоянки транспортного средства с нарушением данных правил". Весьма распространенный повод для отчисления, хотя обычный человек был бы подвергнут лишь административному взысканию.

Учреждения образования в суде

Некоторые эксперты считают, что дисциплинарная ответственность была оформлена в Кодексе лишь с целью облегчить процесс отчислений гражданских активистов. Задачи защитить обучающегося от возможного произвола учреждений образования не ставилась. Об этом свидетельствует и содержание Кодекса. Дисциплинарным взысканиям посвящен целый раздел, а процедуре обжалования только одна статья. Жаловаться можно только в два адреса: вышестоящую организацию или в суд. Как показывает судебная практика, восстановиться через суд пробуют немногие, а выигрывают - единицы. Однако каждый вызов представителей учреждения в суд - удар по системе в целом.

Единственный успешный прецедент этого года - суд по иску молодого ученого из Могилева Алексея Павловского, поведение которого учреждение образования посчитало "не соответствующим моральному облику ученого", и отчислило. Суд решил признать жалобу Павловского обоснованной и отменить приказ руководства.

А в прошлом году суд постановил восстановить гражданского активиста Юрия Крота, отчисленного ранее за "академические задолженности".

Пытаясь продемонстрировать якобы законченную схему регуляции дисциплинарных взысканий, авторы Кодекса умалчивают о том, что никто не запрещает гражданам жаловаться в прокуратуру, милицию и иные контролирующие органы еще на стадии, предшествующей вынесению дисциплинарного взыскания. К примеру, в случае спора по "официальному стилю одежды", родители как полноправные участники образовательного процесса имеют право на обжалование действий администрации, поскольку никакого стандарта, обязательного для исполнения, не существует. При принятии решения о споре с учреждением образования также полезно помнить о том, что в соответствии с Законом об адвокатуре и адвокатской деятельности юридическая помощь адвоката предоставляется бесплатно.

Прокуратура единожды и только по Брестской области провела проверку нарушений законодательства при отчислении несовершеннолетних из учреждений образования. Прокуратура констатировала, что с принятием Кодекса об образовании количество отчислений увеличилось.

Странно, но ни Кодекс, ни иной нормативно-правовой акт не регламентируют вопрос о том, что же делать с теми, кого после трех-четырех месяцев судебного разбирательства и отсутствия на занятиях восстановят в учебном заведении. Как восполнить пропущенное время? Видимо, власть даже не рассчитывает на такой исход.

В учреждениях образования распространяются методические материалы для администраций, в которых прописаны алгоритмы действий по процедурам отчислений с образцами докладных записок, приказов об отчислении, актов и протоколов. К сожалению, правозащитное сообщество подобных материалов, способных повысить правовые компетенции по защите прав участников образовательного процесса, не предлагает.

Источник

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео