BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Отец Александр Надсон: Беларусскость в Беларуси находится в гетто

12.09.2012 Юлия Инышева, ЕвроБеларусь
Отец Александр Надсон: Беларусскость в Беларуси находится в гетто
Свой взгляд
Почему беларусы, покинувшие свою родину, зачастую оказываются более беларусскими чем те, кто живет в стране? Что нужно для того чтобы сохранить беларусскость? Надо ли для этого уезжать из синеокой?

 Над этими вопросами рассуждал священник Беларусской грекокатолической церкви, апостольский визитатор для беларусов-грекокатоликов эмиграции отец Александр Надсон.

- Те, кто остались беларусами - люди моего поколения, уехавшие после войны – они сознательно хотели остаться беларусами, - сказал он в беседе с корреспондентом Службы информации «ЕвроБеларуси».

Напомним, в 1944 году Надсон эмигрировал из БССР, вступил во 2-й Польский корпус, сражавшийся с нацистами в Италии. В 1946 году переехал в Великобританию, где обучался в Лондонском университете.
 
Он был одним из основателей Ассоциации беларусов в Великобритании и ее главой в 1951—1953 годах. Редактировал нескольких беларусских эмигрантских изданий. Отец Александр Надсон работал директором Беларусской библиотеки и музея имени Франциска Скорины в Лондоне. В 1981 году он стал главой миссии Беларусской грекокатолической церкви в Лондоне, в 1986 году был назначен апостольским визитатором для беларусов-грекокатоликов.
 
Отец Александр Надсон — автор ряда книг по истории Белоруссии, специалист в области беларусской светской и духовной литературы XVI—XVII веков. Он автор перевода литургических текстов византийского обряда на беларусский язык. В 1994 году Ватикан официально утвердил перевод отца Александра Надсона как нормативный для Беларусской грекокатолической церкви.
 
Отец Надсон уверен, что в Беларуси много молодых людей, в том числе молодых ученых, которые интересуются беларусистикой и живут беларусскостью. «Много людей заинтересованы и беларусской историей, и беларусской культурой. Но в Беларуси, к сожалению, в настоящее время им зачастую не дают возможности заниматься этими вопросами, нет условий для максимального развития беларусскости», - сказал  Александр Надсон.
 
По его мнению, такая ситуация не только парадоксальная, но и грустная. Впрочем, ничто не вечно под луной. Отец Надсон выразил надежду на то, что положение дел изменится, но когда именно – затруднился сказать: «Многое зависит от самих беларусов. Если беларусское самосознание проснется, наберет силу среди всех беларусов, многое изменится. Мне кажется, остается надеяться на молодежь», - подчеркнул отец Александр.
 
Он обратил внимание, что за границами Беларуси всегда было больше свободы. И теперешний режим в стране далеко не самый благоприятный для всего беларусского. Молодые люди и в школе, и даже в университете про Беларусь мало что знают, даже по-беларусски не разговаривают. В свое время Александр.Надсон занимался организацией оздоровления беларусских детей, и «познакомился с одной девочкой лет 10-11, красивой, милой, но она говорила только по-русски. Спрашиваю, ты можешь разговаривать по-беларусски? Могу, отвечает. А почему тогда не разговариваешь? Объясняет: не люблю! А вот это уже не только от нее зависит, это идет из школы, от семьи. Мне было очень печально услышать такие слова».
 
В начале 90-х годов отец Надсон принимал активное участие в сборе средств на Западе для оказания помощи беларусам, пострадавшим от чернобыльской аварии.
- Еще в начале 90-х годов, когда я привозил в Беларусь лекарства для больных детей, встречался с людьми в Могилеве, - вспоминает священник. - Они прекрасные люди, но все русскоязычные. Я просто посоветовал им, почему бы не заинтересоваться беларусским языком. Я снова навестил их полгода спустя, и эти молодые люди уже начинали говорить по-беларусски. Они сказали мне, что перед ними открылся новый духовный свет. Мне жаль молодых беларусов и беларусок, школьников и студентов, которым этот духовный свет и этот мир не знаком.
 
Неужели для того чтобы сохранить свою беларусскость, нужно уехать из страны?
 
- Было бы очень плохо и неправильно, если бы все уехали из Беларуси. Люди моего поколения, уехавшие во время войны, не имели другого выхода, нас просто вывезли. Но все-таки беларусы должны думать про свою Беларусь в Беларуси, развивать культуру, язык и т.д. Эмиграция может помочь, но создать Беларусь в эмиграции невозможно, - пояснил Александр Надсон.
 
И добавил:
- С другой стороны, почему бы и нет? Узнать другую страну и все хорошее, что есть в ней - другой язык, другую культуру. И с новым опытом возвращаться домой, использовать его, чтобы строить свое. Так водилось еще со времен Великого Княжества Литовского, когда сыны шляхетских семей выезжали за границу учиться, набираться западной культуры, а потом возвращались домой. Это было обычное дело. Чем больше мы знаем про другие культуры, другие языки, обычаи, тем лучше для нас. Почему бы не перенимать все хорошее, правильное? Я не против, чтобы молодые люди могли выехать за границу, там выучиться, вернуться назад и привезти с собой лучшие знания, чтобы работать на ниве своей культуры. Но нужно при этом оставаться самими собой.
 
Последние двадцать лет отец Александр часто приезжал в Беларусь. Последний раз он посетил страну два года назад, в 2010-м, как раз перед выборами 19 декабря.
- Впечатление после посещения осталось неоднозначное. Я встретил много доброго и интересного, особенно в среде молодежи. Но также мне было грустно, что у большинства как материальное, так и духовное состояние не на высоте. Беларусскость в Беларуси словно находилась в гетто, - отметил отец Александр Надсон.
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео