BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Котлован без проекта, сожженные хутора, забытые люди

04.09.2012
Котлован без проекта, сожженные хутора, забытые люди
Российские экологи побывали на месте строительства котлована беларусской АЭС.

Секретный котлован

"Мы въехали на площадку Островецкой АЭС погожим летним днем по пыльной и порядком разбитой грунтовой дороге. Мы не встретили шлагбаума и не увидели забора вокруг места строительства беларусской атомной электростанции. Нашей главной целью был котлован. Мы хотели узнать о том, как ведется его разработка", - пишут экологи на сайте российского экологического объединения "Беллона".

На площадке строительства Островецкой АЭС нам не удалось выяснить, какая организация выполнила проектную документацию для котлована и кто непосредственно ведет его разработку. Обогнув котлован по периметру, мы успели встретиться и поговорить с рабочими, которые подтвердили, что здесь копают котлован для реактора беларусской АЭС, однако мы не нашли ни одного информационного стенда, свидетельствующего об этом. По словам одного из рабочих, в июне был выбран грунт на глубине 15 метров, затем началась разработка следующих пятнадцати. Скошенные края котлована отсыпаются щебнем или гравием.

Отъехав недалеко, мы столкнулись с работником, выбежавшим навстречу нам из небольшого вагончика. «Это секретный объект, нам тут даже курить не разрешают», - сообщил он.

Строители беларусской АЭС: "нас проклинают!"

Еще одним объектом нашего интереса было отношение местных жителей и строителей к Островецкой АЭС. Первыми, кто согласился с нами поговорить, были рабочие из вагончика, находившегося на краю котлована. Наша беседа проходила в плотном облаке пыли, застилающем огромное пространство над площадкой и вокруг нее. Летом, в жару, по словам рабочих, находиться в этом раскаленном облаке и вовсе невозможно, а работать с голым торсом им не разрешают. Каждые пять минут дорогу поливают водой, но это не спасает. Из всех удобств в окрестностях котлована мы увидели только вагончик и одинокий биотуалет. Места для отдыха, душа, точки, где можно было бы набрать питьевой воды, там не было.

«Сядьте в кабину к водителю, сделайте пару рейсов и сразу поймете, стоит здесь работать или нет», - иронично отвечает мужчина на наш вопрос об условиях.

О своем отношении к строительству совершенно неожиданно для нас женщина заговорила первой. «Нам это не надо!», - категорично заявила она. – «Больно мне на это смотреть». Она рассказала нам, что Островецкий край славится своей природой, озерами и достопримечательностями, привлекательными для туристов. В нескольких километрах от площадки, в деревне Гервяты – восстановленный готический костел и центр литовской культуры и письменности, единственная в Беларуси школа с литовским языком обучения. «Здесь работает очень много приезжих, а я местный житель и поэтому больно мне видеть, как уничтожается наш край. Раньше я работала мастером в лесничестве, и тут был мой лес. Мы его рубили и надеялись, что атомной станции не будет, что это что-то вроде политического устрашения для Евросоюза…», - говорит она. - «Людям грустно, что начали строить АЭС, но если мы не будем работать, то сюда привезут других».

«В деревнях нас проклинают, когда мы возим грунт из котлована», - отвечает мужчина на наш вопрос об отношении местных жителей.

Шульники: забытая деревня в километре от котлована

В части 5.1. официальных материалов Оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) беларусской АЭС говорится: «На расстоянии 1,5 км от Островецкой площадки отсутсвуют населенные пункты». Однако в деревне Шульники, расположенной всего в километре от котлована, продолжают жить люди.

Первой навстречу нам вышла местная жительница Мария. «Я так лично рада. – сообщает нам она. – Столько в этой глухоте прожили. Я машин не видела никогда, а тут шестьдесят или семьдесят самосвалов».

Но радость от появления людей и самосвалов быстро сменилась разочарованием. «Нельзя так близко жить от атомной станции, - считает Мария. - Но нам говорят, что переселять нас не будут. У меня печка плохая, но некому ее переделать. Приезжал пожарник, ругал меня и сказал: Вас выселять не будут, так что старайтесь сделать печку».

В деревне, по словам местных, живет около тридцати человек. Это, в основном, пожилые люди, но есть еще и те, кто работает в соседнем колхозе.

Тереза, соседка Марии, не скрывает своего возмущения тем, как власти относятся к жителям Шульников при строительстве АЭС. «Сразу все думали, что выселят нас, что дадут какие-нибудь квартирки или дом в Островце для нас построят. Но нам сказали, что выселять нас не будут. Так и будем сидеть здесь, а поставят еще забор какой высокий, что мы и не увидим ничего, кроме труб», - комментирует Тереза. - «Хоть бы раз собрали бы собрание, пригласили бы нас, рассказали, что тут будет, спросили, как мы живем!».

С жителями этой деревни, находящейся в санитарно-защитной зоне планируемой атомной электростанции, по их словам, никто и никогда не обсуждал строительства АЭС, не информировал о нем. Их даже не пригласили на так называемые общественные слушания в Островец, где в большинстве были представители так называемых трудовых коллективов – чиновники, функционеры и сотрудники государственных организаций. Беллона.ру уже писала о том, что в фальсификации островецких слушаний и других нарушениях Орхусской конвенции при строительстве АЭС беларусские власти были уличены Комитетом по соблюдению этой конвенции в июне прошлого года.

В честь приезда Лукашенко в деревне снесли магазин и сожгли хутора

Лукашенко, периодически показывающийся на отечественном телеэкране беседующим на селе с крестьянами, побывал не так давно и на Островетчине. Но беларусский президент не почтил личным визитом самую близкую к стоящейся АЭС деревню. Он пролетел над ней на вертолете. Местная жительница Мария рассказала, что летел Лукашенко очень низко. «Думала, что меня снесет, когда он пролетал, со страху присела даже», - говорит она. По ее словам, через два часа после этого визита власти разрушили в Шульниках неработающий магазин.

Местные жители подтвердили также, что в их районе власти «наводят порядок на земле», сжигая и разравнивая бульдозерами нежилые хутора. «Если видят, что в какой-то дом хозяин не приезжают хотя бы три года, этот дом сжигают, вырывают яму, и закапывают то, что осталось, - комментирует Мария. - Около соседней деревни Бобровники хутора сожгли, несмотря даже на то, что в Вильнюсе есть дети и внуки хозяев».

Практика, когда местные власти сжигают заброшенные хутора и дома в сельской местности получила распространение в Беларуси в этом году, объявленном «Годом наведения порядка на земле». Как писала Комсомольская правда, в одной из беларусских деревень в таком котловане, вырытом для захоронения одного из «заброшенных» домов, недавно погибли дети.

Деревни засыпают песком

В части 8.1. ОВОС белорусской АЭС говорится о том, что грунт, снятый в процессе строительства в местах застройки, должен складироваться во временном отвале, расположенном недалеко от промплощадки, и использоваться в дальнейшем для рекультивации и благоустройства. Объем грунта, извлекаемого из котлована, немалый, но в официальной документации отсутствует даже его примерная оценка. В заключении общественной экологической экспертизы проекта белорусской АЭС отмечено, что официальная оценка воздействия на окружающую среду недооценивает воздействие строительства атомной электростанции на природное и культурное достояние Островетчины.

Сейчас для грунта из котлована Островецкой АЭС не предусмотрено специально отведенного или оборудованного места – его складируют на площадке строительства, им засыпают низины и… окрестные деревни. Мы побывали в одной из таких деревень, которую сожгли и разровняли бульдозером для «наведения порядка», а теперь засыпают песком.

Грунт возят на самосвалах по узким, неподсыпанным и неукрепленным проселочным дорогам, ссыпают, выбирая для этого более низкие места. Правда, как объяснил нам один из рабочих, некоторые из низин, засыпанных грунтом из котлована, затем покрывают плодородным слоем почвы.

Толстым слоем песка покрыты огороды и дома тех, кто еще живет поблизости. Местные жители боятся, что потеряют свой урожай. «Пыль такая, что не выйти ни на улицу, ни в огород, а там все стоит – лук, картошка, капуста. Слой песка толщиной в палец! Звонила я раз в редакцию, а что толку?», - говорит местная жительница Тереза.

Беларусскую АЭС строят непрофессионалы?

Один из рабочих, управлявших ссыпавшими песок самосвалами в сожженной деревне, рассказал нам, что приехал на строительство Острвоецкой АЭС из Минска. По его мнению, персонал здесь работает непрофессиональный: «Тут профессиональных водителей нет. Понабирали неизвестно кого. Со всей Беларуси здесь работают за нищенскую зарплату! - прокомментировал он. – Это все с самого начала надо бы заснять, да в интернет выложить! Это просто был предел. Вот представьте, идет самосвал весом в 32 тонны в дождь по дороге, дороги не подсыпаны, колея глубиной по колено, а командиров нет никого!»

Молитва против строительства Островецкой АЭС

Перед нашей поездкой мы получили письмо от Николая Уласевича, координатора Общественной кампании «Островецкая атомная – это преступление!», живущего в деревне Ворняны, в четырех километрах от площадки Островецкой АЭС. Он прислал текст молитвы, которую местные верующие ежедневно произносят, чтобы уберечь себя и свой край от атомной беды.

Приводим выдержку из нее в переводе на русский язык: «Просим, Всемогущий, вложи в разум, сердце и душу тем, от кого это зависит, отказ от строительства атомной беды на земле Беларуси. И тебя, Пречистая Небесная матерь наша, Богородица, просим, заступись за нас перед Сыном Твоим, Богом нашим. Покрой чудодейственным твоим покровом верный тебе народ Беларуси. Помоги нам в молитве нашей; упроси Сына Твоего, чтобы он послал всех доброт, всех щедрот нашим поводырям. Простил бы им их грехи и провинности. Дал им доброго здоровья, крепкой Воли и трезвого разума остановить строительство атомной станции».
 

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео