BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Куда исчезло протестное лето?

26.08.2012 Адарья Гуштын, специально для "ЕвроБеларуси"
Куда исчезло протестное лето?
Чуть более года назад каждую неделю многие белорусы находились в ожидании перемен и выходили на площади городов, остальные отсиживались...

Чуть более года назад каждую неделю многие белорусы находились в ожидании перемен и выходили на площади городов, остальные отсиживались дома, но тоже ждали, чем все закончиться на этот раз. Летние прогулки по средам стали почти ритуалом. Лукашенко грозил тогдашнему министру МВД Кулешову отставкой, «если еще хоть раз перекроют проспект», вспоминая «Стоп-бензин». 

Прошел год, и вот о массовых акциях протестов и задержаниях за хлопки в центре города, уже никто и не воспоминает. Почему летом-2012 народ предпочел замалчивать проблемы и протест? И стоит ли ожидать активности ближе к парламентским выборам?

Кризис ушел

По мнению одного из организаторов молчаливых акции протестов и группы «Революция через социальные сети» Вячеслава Дианова, нынешнее лето принципиально отличается от  прошлого, в первую очередь, активностью протестнонастроенных граждан. «Сейчас дела намного хуже, несмотря на предвыборную суету, активность граждан намного меньше нежели тем летом...Вспомните, «Стоп Бензин», Молчаливые акции» и стихийные протесты в разных точках страны — все это сделало то лето поистине «драйвовым» и неповторимым. Можно сказать, что сейчас лето прошло в вялотякущем режиме, порадовала только дерзкая акция шведских пилотов», - говорит активист. Причины в том, что нет явных и серьезных возможностей для протеста. «Хотя если будет что-то технологически новое и интересное для общества, новые механизмы протеста, то все возможно», - считает он.

Кстати, активный участник акции «Стоп-бензин» Артем Шарков также считает, что прошлогодний формат протеста себя изжил. «Акция срабатывала, благодаря существенно возросшей разнице в цене моторного топлива и доходах населения. В этом же году государство, с одной стороны, начало подкармливать людей, с другой – зажало их в тиски безысходности и принудило в свободное время искать дополнительный заработок, потому как на одну зарплату прожить в нашей стране может только министр, находящийся на государственном обеспечении; и с третьей стороны народ "зашугали" беззаконными действиями сотрудники правоохранительных органов, творящих черт пойми что с любителями любой общественной активности», - объяснял он в своем блоге на Tut.by.

Похожего мнения придерживается политолог Валерий Карбалевич: «В прошлом году была очевидная причина для протестов – это экономический кризис. Сейчас ситуация стабилизировалась, волнений по этому поводу гораздо меньше. Кроме того, летом-2011 была предложена новая форма выражения протеста – все организовывалось через интернет, протест выражался либо молчанием, либо аплодисментами. Подобных акции до этого в Беларуси не было».

Директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров среди причин, по которым беларусы были готовы на протесты в прошлом году, называет поствыборную реакцию народа на результаты голосования, аресты оппонентов режима. «По сути, президентские выборы пришлись на конец 2010 года, поэтому вся волна возмущения перенеслась на 2011 год».

Парламентские выборы – не повод для волнений

Меньше месяца остается до парламентских выборов. Традиционно политическая активность людей возрастает, в обществе обостряются политические вопросы. Стоит ли ожидать активизации электората в сентябре? И последуют ли акции протеста в случае фальсификации результатов голосования?

Вячеслав Дианов считает, что парламентские выборы в Беларуси не являются временем, когда люди становятся болеее активными. «Заангажированные и незаангожированные люди в политике понимают, что данные выборы ничего не решают. В стране, где построена абсолютная вертикаль, где нет независимых ветвей власти, главные решение принимает только один человек. Поэтому президентские выборы являются периодом актвизации общества, а парламентские, к сожалению, нет», - отметил собеседник. По его мнению акции протеста будут,  но не массовые, в основном на базе оппозиционных административных ресурсов прошлых лет.

Особой активизации протестных настроений не ожидает и политолог Валерий Карбалевич. «Отсутствуют люди, организация, структуры, которые могли бы организовать акции протеста, предложить сценарий. Это должны быть люди, которые пользуются доверием общества. Пока народу непонятно, для чего выходить на улицу. 19 декабря 2010 года они выходили, потому что считали, что в этот день могут повлиять на ситуацию – заставить власти правильно считать голоса, объявить второй тур».

Андрей Егоров отмечает, что политические силы не использовали механизмов для мобилизации своего электората, для поддержания протестных настроений – осознанно либо случайно. «В беларусских реалиях политические технологии практически не работают. Никто из оппозиционных сил даже не может ими воспользоваться, потому что не имеет достаточного авторитета в обществе. Даже демократически настроенное население ожидает, когда появиться сильный лидер, которому они смогут доверять, от которого услышат четкий план действий. Людям нужна альтернатива. Если даже вспомнить прошлогодние акции протеста, то они и были настолько массовыми, благодаря тому, что организаторы абстрагировались от оппозиционных партий и движений. Мы помним, как негативно потом участники протеста реагировали на появление политических лидеров некоторых организаций на акциях. Это только подтверждает, что сегодняшние лидеры оппозиции не имеют должной поддержки у народа».

Власть успешно использует пропаганду, запугивание через  СМИ и ужесточение законодательства, чтобы избежать акций протеста. Как в этом смысле могут противостоять оппоненты режима? Вячеслав Дианов считает, что пропаганда режима с каждым годом становится слабее. «Это вполне закономерный процесс. И это не потому, что в государственных СМИ  стали приходить люди лучше, и не потому что оппозиционные силы стали сильнее — нет, это по тому что все больше и больше людей получают новостную информацию из интернета. А там, как известно, пропаганда Лукашенко не действует, а наоборот имеет обратный, отпугивающий эффект. Я думаю, что на данном этапе необходима усиление информационной работы с населением. Если оппозиционные верхи не могут, то смогут низы. Главное, не поддаваться на провокации спецслужб, как мы видим на примере этих парламентских выборов: выборы ничего не решают, а лбами оппозицию сталкивать получается. Грязи уже вылито уже слишком много. Думаю, необходимо сосредоточиться на консолидирующих пунктах и меньше обращать внимание на тактические ходы».

 

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео