BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Гражданственность – это для крутых. Остальные – пожалуйте в подданные!

09.07.2012 ampby.org
Гражданственность – это для крутых. Остальные – пожалуйте в подданные!
О нас в медиа
Что такое гражданственность? Можно ли её культивировать, если общество к этому ещё не готово? О судьбе тех, кто предпочитает быть винтиком...

Что такое гражданственность? Можно ли её культивировать, если общество к этому ещё не готово? О судьбе тех, кто предпочитает быть винтиком в системе, а также о роли лайков в петициях о смертной казни ampby.org побеседовала с координатором деятельности по гражданскому образованию АДОиП  Леонидом Калитеней.

Леонид, каков идеальный гражданин? В чем выражается гражданственность в действии?

– Гражданственность – это для тех, кого интересуют смыслы. Смысл жизни, смысл истории… Тем, кто живет по технологии «Работай – потребляй – умирай», понятие это «по барабану». Получая паспорт, они становятся поданными своей страны, меняют свою свободу на безопасность. Гражданин действует с точностью до наоборот.

Естественно, какой-то частью свободы он жертвует ради общего блага, но в остальном перенимает у государства ответственность за будущее, за страну, переключает ее на себя. А это предполагает очень высокую степень развитости внутреннего мира. Поэтому гражданственность – это для крутых. А все остальные – пожалуйте в подданные! Своим подданным государство выдаст соцпакет, обеспечит работой с 9 до 17, потом отправит на пенсию. И тут начинаются траблы.

Те, кто выбирает быть винтиком в системе, обрекает себя в будущем быть выброшеным на свалку

– Во-первых, современный мир слишком сложен для такого образа жизни, во – вторых, люди, живущие по этой накатанной схеме, часто сталкиваются с серьезными экзистенциальными кризисами ближе к старости. Парадигмы типа: «вырастить дом, посадить сына и построить дерево» – хороши для патриархального общества.

Но трюк в том, что в современном мире ничего не стоит построить три дома, иметь в течение жизни три полноценные семьи и т.д. Раньше человек осваивал одну профессию, поступал в цех и работал 36 лет на одном заводе. Сейчас предприятия столько не существуют. Например, даже за более короткий срок «Нокиа» успела стать мобильной державой и умереть побежденной другими корпорациями...

То есть мир так быстро движется, что те, кто сейчас выбирает быть винтиком в системе, обрекает себя в скором будущем быть выброшенным на свалку. А наиболее продвинутые понимают, что успешным сейчас можно стать, только имея богатый внутренний мир, который своей сложностью коррелирует с внешним миром. Тогда люди смогут перестраиваться правильно, адаптироваться под перемены, сами создавать эти перемены, жить полноценной жизнью.

–  А если, скажем, я пою в рок-группе, рисую, читаю Ницше… У меня очень богатый внутренний мир – я гражданин?

– Гражданственность – это, когда ты берешь ответственность за мир вокруг себя. А отвечать за него ты можешь только будучи активным делателем этого мира. А если ты, сидя на фейсбуке, постишь какие-то хорошие изречения товарища Ганди, Че Гевары или Чебурашки –  ты «копипастишь». Это не действие! К сожалению, люди попадают в эту ловушку современности, когда гражданское участие понимается как «кинь лайк под петицией против смертной казни! ».

Для изменений в обществе нужно всего 10 % упрямого меньшинства

Можно ли «делать» граждан и как?

– Граждане делаются вручную и сами собой. Делать массово можно только подданных. Для этого даже существует технология, основоположником которой явился Бисмарк, сказав в свое время: «Все наши будущие победы куются школьным учителем». После этого выросли немцы, две войны подряд делавшие победы, на которые их запрограммировали...

– Какова роль в процессе трансляции гражданственности общественных организаций? Что мы можем делать в этом направлении? 

– Организации могут прекращать врать и действовать формально, мимикрировать и прятаться. Могут и должны выстраивать внутреннюю демократию. А она в свою очередь предлагает такой вызов, после преодоления которого, вашим людям уже ничего не будет страшно! Как сказал Иван Веденин, государственные СМИ тоталитарны и оппозиционные СМИ тоталитарны. И это касается не только СМИ. Мы дошли до противостояния двух тоталитарных лагерей в одной стране. А на сегодняшний день тоталитаризм нужно отправлять на свалку.

– А как же быть с тезисом «общество не готово»?

– Общество всегда не готово! А для того, чтобы в обществе произошли изменения, по социологическим исследованиям, требуется всего лишь 10 % упрямого меньшинства, которое не сдается. Процентов этих у нас пока нет. И нет точного рецепта, как их получить. Уверен, нужно двигаться, упрямо идти по нужной дороге, обрастая попутчиками!

Источник

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео