BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Почему европейские средства недоступны для Беларуси?

05.07.2012 Адарья Гуштын, специально для "ЕвроБеларуси"
Почему европейские средства недоступны для Беларуси?
  Недавно в Брюсселе в рамках Восточного партнерства была принята программа, на средства которой могла бы рассчитывать и наша страна...

 

Недавно в Брюсселе в рамках Восточного партнерства была принята программа, на средства которой могла бы рассчитывать и наша страна. Бюджет составляет 130 миллионов евро.

 

Этот проект направлен на поддержку институциональных и отраслевых реформ в восточноевропейских странах-партнерах, с целью ускорения их политической ассоциации и экономической интеграции с Европейским Союзом. Однако за все время сотрудничества Беларуси с Восточным партнерством ни одна подобная программа не была реализована в нашей стране. В чем причина этого и как гражданское общество может повлиять на ситуацию, мы выясняли у участников Национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства.

Восточный вектор

Директор зарегистрированного в Брюсселе «Офиса за демократичную Беларусь» Ольга Стужинская обращает внимание на то, что у Беларуси нет основного документа – договора партнерства и сотрудничества с Евросоюзом.

«Когда было время так называемой либерализации, создавался новый документ, который мог его потенциально заменить и дать основу для роста сотрудничества, - вспоминает собеседница. - Но после событий 19 декабря 2010 года, понятно, что все вернулось назад и стало еще хуже. То есть сегодня, если говорить о Восточном партнерстве, Беларусь участвует только в так называемой многосторонней инициативе. Преференции, которые получают или потенциально могут получить остальные пять стран, для нас просто закрыты. Например, весь тот прогресс, который мы сегодня видим по Грузии и Молдове, для нас просто недоступен из-за отсутствия основы для двухстороннего взаимодействия».

Такая ситуация обусловлена отсутствием диалога между Беларусью и ЕС. Как известно, основное требование европейских политиков для возобновления диалога – освободить политзаключенных.  “Но это не значит, что если сейчас всех выпустят, то завтра у нас автоматически станут прекрасные отношениях с Евроосоюзом, - говорит Ольга Стужинская. - Ратификация совместного договора потребует много времени и совместных усилий. Когда политзаключенных выпустят, это будет новый толчок для улучшения отношений. Но все равно перед тем, как мы сможем полноценно развивать отношения с ЕС, пройдет немало времени”.  По мнению эксперта, в беларусском правительстве есть отдельные чиновники, которые понимают важность и хотели бы работать на реинтеграцию отношений Беларуси с Европейским союзом. “Но на сегодня общий вектор выбран таков, что мы двигаемся как раз в обратном направлении. Если посмотреть на результаты опросов общественного мнения, видно, что со стороны населения поддержка Европы упала на 10%. Это ведь тоде не просто так произошло.  Такое послание транслировалось через официальные СМИ, именно так государство видит свою политику”.

Больше денег за меньшие усилия

Руководитель Исполнительного бюро Ассамблеи НГО Сергей Лисиченок считает, что единственный возможный способ втягивания Беларуси в интеграционные процессы – европейский диалог о модернизации нашей страны. «В его рамках происходят заседания, но еще ни одного эксперта со стороны государства я там не видел. Их приглашали, но пока безрезультатно, - говорит собеседник. - Беларусское государство ищет выгоду. Отношения на начальном этапе интеграции были интересны беларусской власти, потому что была вероятность получения определенных средств. Но когда наступил период реализации проектов, активность спала. Если посмотреть на объем финансирования, то предлагаемые 300 млн. евро для шести стран-участниц ВП – это не такая уж и большая сумма. И как я понимаю, беларусское правительство взвешивало решение – с одной стороны огромный список требований о демократизации, реформах, которые, в том числе, могут угрожать нахождению нынешних чиновников у власти, а с другой стороны – программы сотрудничества с Россией, где нужно быть геополитически лояльным и ты получаешь за это уже миллиард. Конечно, по житейской логике, власть, которая сама не стремится в Европу, выбрала самый простой путь: больше денег за меньшие усилия».

Если смотреть на сегодняшнее  сотрудничество Беларуси с ЕС, то, по сути, остались два основных инструмента – это Восточное партнерство и ,в первую очередь, Форум гражданского общества, где Беларусь наиболее активно действует, а также новый европейский диалог для модернизации  Беларуси. “В принципе в обоих из них главными участниками являются представители гражданского общества, которые в своем большинстве, настроены на европейский вектор для Беларуси, - говорит Ольга Стужинская. - Но все равно остаются  вопросы: как эти два инструмента можно использовать и как гражданское общество может  воздействовать внутри страны?  И здесь я вижу огромные проблемы.  Диалог для модернизации  Беларуси можно вести с представителями гражданского общества, но реформы в стране не могут быть проведены только с этими участниками, ведь очень многое зависит от представителей власти. Если нет заинтересованности действовать со строны властей, это все не имеет должного эффекта”.

Надежда на Нацплатформу

Эксперты сходятся в мнении, что даже в случае налаженного диалога между ЕС и нашей страной, сейчас трехстороннее сотрудничество власти, оппозиции и гражданского общества, невозможно. Особенно это касается обсуждения финансовой составляющей проектов. “Допуск независимых и демократично настроенных людей к финансовой информации – это угроза для нынешней власти, поэтому они на это не пойдут, - считает Сергей Лисиченок. - Это то же самое, что сегодня власти не будут препятствовать наблюдателям на выборах. Представить себе это пока тяжело”.

По мнению координатора климатических программ Экологического товарищества "Зеленая сеть"  Ярослава Бекиша, упразднению причин, по которым был приостановлен диалог между Беларусью и Европейским союзом, может способствовать Национальная платформа ФГО ВП. “По международным и внутренним оценкам текущая работа НП признана недостаточно эффективной. Может быть, это максимум, на который способна Нацплатформа, но все же хочется верить в лучшее», - признался эксперт. По его убеждению, потенциал у Национальной платформы для этого имеется.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео