Воскресенье 18 февраля 2018 года | 21:55
  • бел / рус
  • eng

Леонид Калитеня: Мы умеем снимать кино и без госсредств

28.01.2018  |  Политика   |  Алена Яковенко, "Беларусы и рынок",  
Леонид Калитеня: Мы умеем снимать кино и без госсредств

Проект указа "О мерах по стимулированию развития кинематографии" в конце минувшего года буквально взорвал киносообщество: документ вызвал шквал критики со стороны независимых кинопроизводителей.

Издание "Беларусы и рынок" поговорила с продюсером Центра современной культуры "Бегущая черепаха" Леонидом Калитеней о том, какие реформы на самом деле нужны отечественному кино.

— Структура производства и маркетинга современного беларусского государственного кинематографа скроена по лекалам советской провинциальной киностудии образца 1960-х годов. Если в 1970-80-е многие киностудии СССР влились в волну коммерциализации кино, то "Беларусьфильм" ее не подхватил. Иногда отечественная киностудия снимала весьма хорошие работы, однако при этом выполняла в первую очередь идеологическо-пропагандистскую функцию. По тому же принципу она живет и сегодня. Появление же коммерчески успешного продукта предполагает совершенно иную структуру производства и маркетинга.

В последние годы не окупилась ни одна картина "Беларусьфильма". Все оправдания функционеров от кино сводятся к тому, что у нас, мол, маленькая страна и недостаточно емкий рынок.

На эту тему я хочу поговорить с ними в присутствии кинематографистов из Эстонии (численность населения этой страны — 1,3 млн. человек), Латвии (2 млн.), Литвы (2,9 млн.). Каждая из этих стран выпускает 12-15 полнометражных игровых фильмов в год. Причем большинство этих картин окупается, особенно если их себестоимость составляет 100-300 тыс. евро.

— Как побороть эту демонстративность нашего госкино и начать создавать коммерчески успешный продукт?

— Для начала необходимо определиться, что интересно нашему зрителю, постараться поработать с его национальной идентичностью. Самобытное беларусское кино может быть востребовано, но для этого его необходимо снимать в соответствии с современными требованиями к инфраструктуре производства и продвижения продукта.

Есть проверенная технология: продюсер и режиссер рождают идею и многократно ее презентуют перед потенциальными инвесторами: представителями телекомпаний, дистрибьюторами, банками, инвестиционными фондами и др. Перед авторами проекта стоит задача собрать деньги не только на создание фильма, но и на его продвижение. К слову, бюджет, выделяемый на продвижение картины, часто превышает расходы на ее производство. Иначе фильму просто не пробиться к зрителям.

В европейской модели кинопроизводства государство никогда не финансирует более 50% бюджета фильма. Остальное продюсеры должны привлечь с помощью коммерческих структур, внешних доноров. На "Беларусьфильме" же кинопроизводство начинается с освоения денег Минкульта, а не с поиска актуальных идей, которые могут быть интересны внутреннему и внешнему рынкам.

Есть и международные программы (Creative Europe, Eurimages), которые работают на развитие национального кинематографа. Членство в таких программах за символический взнос открывает доступ к многомиллионным бюджетам их фондов. Если бы инфраструктура беларусского кинематографа была открытой, то мы получили бы не только доступ к десяткам и сотням миллионов евро — наши режиссеры, продюсеры, операторы были бы в большей степени задействованы в мировой киноиндустрии. Следовательно, отечественное производство обогащалось бы и за счет их опыта.

— Как вы относитесь к инициированному Минкультом указу о стимулировании развития кинематографии? Есть ли в нем конструктивный посыл?

— Фактически документ на 80% посвящен распределению финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение "Беларусьфильма". Если бы указ получил название "Об упорядочении деятельности киностудии "Беларусьфильм" как субъекта хозяйствования», то никаких претензий не было бы. Однако поскольку в названии и тексте документа используется словосочетание "беларусский кинематограф" и никак не определяются его субъектность, цели и способы развития, такой документ нельзя считать удовлетворительным.

Кино — это национальное достояние. В корне неверно ассоциировать его только с одной киностудией. Искусственно создавая монополию, мы лишь задерживаем развитие нашего кинематографа.

— Независимые фильммейкеры уже однажды пытались внести поправки в документ. Что из этого вышло?

— В проект указа были внесены незначительные косметические коррективы, которые практически ничего не изменили. Большинство принципиальных предложений было проигнорировано.

— Каковы ваши дальнейшие действия?

— В ближайшее время при Республиканской конфедерации предпринимательства начнет работу Гильдия независимых фильммейкеров и продюсеров. Мы будем целенаправленно и методично трудиться над созданием условий хозяйствования, которые поспособствуют продуктивной деятельности в сфере кино. В частности, необходим ряд законодательных новаций, нацеленных на улучшение ситуации, в том числе в маркетинговом плане.

Противостояние национальной киностудии и независимых кинематографистов часто трактуется неправильно. Недавно в передаче "Клуб редакторов" сказали, что независимые фильммейкеры хотят дорваться до государственных денег. Это не соответствует действительности. Люди, которые сегодня занимаются кино, делают это скорее из энтузиазма, нежели из коммерческих соображений. Например, бюджет фильма победительницы национального конкурса "Лiстапада-2017" Юлии Шатун — 20 долларов. Лента "Граф в апельсинах" Влады Сеньковой, получившая хвалебную рецензию на Московском кинофестивале, снята за 5 тыс. долларов.

Мы умеем снимать хорошее кино и без госсредств. Обидно, что интернет-поисковик выдает огромный список полнометражных игровых картин литовского, эстонского и даже казахстанского производства, а отечественный кинематограф может похвастаться только авторским и документальным кино. Ну и анимацией, конечно.

— Как вы оцениваете нашумевшую картину национальной киностудии "Следы на воде"?

— Я не берусь судить творческую часть, пусть это делают кинокритики. Мне не нравится то, что лента стоимостью в миллион долларов не была продана ни одной телекомпании и не выиграла премию ни на одном кинофестивале. Картина, созданная на деньги беларусских налогоплательщиков, продержалась в прокате всего несколько недель и была бесплатно залита на YouTube.

На другом полюсе находятся беларусские независимые авторы, которые за последние пять лет на собственные средства сняли около 150 фильмов, в основном короткометражных, суммарный бюджет которых не превышает и четверти суммы, потраченной на "Следы на воде". Когда десятки авторов работают за карманные деньги, а миллион долларов сливается в трубу, это сущее расточительство.

— Изменения национального масштаба не бывают стремительными. Как беларусское кино должно развиваться в ближайшие годы?

— Нет смысла вкладываться в дорогие проекты: пока у нас нет идей такого уровня, которые привлекли бы инвесторов. Лучше сделать десять фильмов, потратив по 100 тыс. долларов на каждый, и при этом дать реализоваться потенциалу десяти режиссеров, чем выпустить один фильм за миллион.

В будущем Национальная киностудия "Беларусьфильм" должна стать инфраструктурной площадкой, доступной для проектов многочисленных отечественных фильммейкеров, но не берущей на себя решение творческих задач. Государство не должно финансировать более 50% кинобюджетов. Кроме того, рекламу отечественных фильмов необходимо приравнять к социальной. Как результат, через два-три года ситуация изменится кардинально: кино станет интересным, популярным и прибыльным. Хороших авторов у нас хватает уже сейчас.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Думать Беларусь"!

Другие новости раздела «Политика»

Почему Беларусь и Россия не могут договориться о взаимном признании виз
Почему Беларусь и Россия не могут договориться о взаимном признании виз
Решения о взаимном признании Беларусью и Россией виз, выдаваемых ими иностранцам, вновь отложено — на этот раз до апреля-мая.
Владимир Мацкевич: Просто так хватать и сажать бизнесменов — это за пределами понимания во всем мире
Владимир Мацкевич: Просто так хватать и сажать бизнесменов — это за пределами понимания во всем мире
Главная политическая задача на 2018 год и более отдаленную перспективу — дальнейшее повышение роли Беларуси в региональной и мировой политике, считает министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей.
Шпагат Лукашэнкі. Навошта яму роля еўрафіла? (Відэа)
Шпагат Лукашэнкі. Навошта яму роля еўрафіла? (Відэа)
Прыхільнік моцнага Еўрасаюза. Пад такім абліччам кіраўнік Беларусі сустрэў у Мінску еўракамісара Ёханеса Хана.
"Белая Русь": дапамагчы дармаедам на грошы Захаду (Відэа)
"Белая Русь": дапамагчы дармаедам на грошы Захаду (Відэа)
Дапамагчы людзям, якія трапляюць пад дзеянне Дэкрэта № 1, абяцае і праўладная арганізацыя "Белая Русь".
Да нас едзе еўракамісар. Чаго чакаць ад візіта Ёханеса Хана
Да нас едзе еўракамісар. Чаго чакаць ад візіта Ёханеса Хана
30 студзеня адбудзецца візіт у Беларусь еўракамісара па пытаннях еўрапейскай палітыкі суседства і перамовах аб пашырэнні Еўрасаюза Ёханеса Хана.
Леонид Калитеня: Мы умеем снимать кино и без госсредств
Леонид Калитеня: Мы умеем снимать кино и без госсредств
Проект указа "О мерах по стимулированию развития кинематографии" в конце минувшего года буквально взорвал киносообщество: документ вызвал шквал критики со стороны независимых кинопроизводителей.
Владимир Мацкевич: Государственная машина построена как большой колхоз
Владимир Мацкевич: Государственная машина построена как большой колхоз
Почему режим совсем не глуп, а многие аналитики ошибаются.
Навошта школьнікаў прымушаюць стаць піянерамі? (Відэа)
Навошта школьнікаў прымушаюць стаць піянерамі? (Відэа)
Чарговая нагода для абурэння бацькоў — дзецям у школе настойліва прапаноўваюць уступаць у акцябраты і піянеры.
Куды сыходзяць чыноўнікі пасля адстаўкі? (Відэа)
Куды сыходзяць чыноўнікі пасля адстаўкі? (Відэа)
Постсавецкія інтэграцыйныя структуры, кампаніі ды банкі з расійскім капіталам — менавіта там сустракаюць пенсію былыя міністры.
Андрей Егоров: После российских выборов Минск и Москва снова вернутся к "дружбе с фигой в кармане"
Андрей Егоров: После российских выборов Минск и Москва снова вернутся к "дружбе с фигой в кармане"
Российско-беларусские отношения цикличны, поэтому период относительно бесконфликтного союзничества неизбежно завершится после выборов президента России.
Руководитель МИД Беларуси дал интервью китайскому агентству, разборки Москвы и Минска продолжаются
Руководитель МИД Беларуси дал интервью китайскому агентству, разборки Москвы и Минска продолжаются
Официальный Минск продолжает демонстрацию многовекторности как основы внешней политики — министр иностранных дел Владимир Макей дал интервью китайскому информагентству "Синьхуа".
Хто зможа атрымліваць візы ЗША ў Мінску? (Відэа)
Хто зможа атрымліваць візы ЗША ў Мінску? (Відэа)
Больш не трэба па візу ездзіць у Маскву, Варшаву, Кіеў або Вільню. Амбасада ЗША ў Мінску пашырыла візавыя паслугі для грамадзян Беларусі.
Обзор "Свобода ассоциаций и правовое положение некоммерческих организаций в Беларуси" за 2017 год
Обзор "Свобода ассоциаций и правовое положение некоммерческих организаций в Беларуси" за 2017 год
Центр правовой трансформации (Lawtrend) и Ассамблея неправительственных демократических организаций подготовили обзор свободы ассоциаций и правового положения НКО в Беларуси в период 2017 года.
Прогноз-2018: нормализация отношений — с Западом, похолодание — с Россией
Прогноз-2018: нормализация отношений — с Западом, похолодание — с Россией
Отношения Беларуси с Россией подвержены цикличности, когда период спокойных отношений сменяется конфликтами.
Неожиданные решения. За счет чего власти Беларуси улучшили имидж страны
Неожиданные решения. За счет чего власти Беларуси улучшили имидж страны
Во внешней политике официального Минска в 2017 году были и минусы, но итоговый результатм по факту можно назвать значимым.
Чым запомніцца 2017 год у Беларусі? (Відэа)
Чым запомніцца 2017 год у Беларусі? (Відэа)
2017 год быў багаты на гучныя падзеі, якія збольшага нічога не змянілі ні для Беларусі, ні для беларусаў.
Миллион беларусов готов идти на митинг. Стоит ли ждать революции в Минске? (Видео)
Миллион беларусов готов идти на митинг. Стоит ли ждать революции в Минске? (Видео)
Миллион беларусов готов идти на митинг, а 200 тысяч — на вооруженное восстание.
Враг моего врага
Враг моего врага
Молчать или не молчать — вот в чем вопрос! Мне как-то довелось писать о молчании философа. Да и просто о молчании довелось писать, не просто молчании, а о "вызывающем молчании".
Лукашэнка будзе кіраваць да 2025 года без выбараў? (Відэа)
Лукашэнка будзе кіраваць да 2025 года без выбараў? (Відэа)
Чаму Аляксандр Лукашэнка не пайшоў па шляху Уладзіміра Пуціна і не павялічыў прэзідэнцкі тэрмін?
Заробкі навукоўцаў у Год навукі не выраслі. Дык што ён даў? (Відэа)
Заробкі навукоўцаў у Год навукі не выраслі. Дык што ён даў? (Відэа)
"Заробкі беларускім навукоўцам сёлета, у Год навукі, не падвысілі".
“Павестка 50” у Шчучыне: ад страху да актыўнай супольнасці (ФОТА)

Для таго, каб мясцовыя павесткі працавалі, людзям з інваліднасцю неабходна быць актыўнымі ў працэсах прыняцця рашэнняў і вырашэння праблем.

Обзор "Свобода ассоциаций и правовое положение некоммерческих организаций в Беларуси" за 2017 год

Центр правовой трансформации (Lawtrend) и Ассамблея неправительственных демократических организаций подготовили обзор свободы ассоциаций и правового положения НКО в Беларуси в период 2017 года.

Як беларус працуе ў аддзеле інавацый у Канзас-Сіці, і што ён сказаў Кісінджару (Відэа)

Паўгода таму мінчук Яраслаў Бекіш кінуў усё і пераехаў у Канзас-Сіці. Там ён знайшоў незвычайную (для беларускіх рэалій) працу — памочніка кіраўніка аддзела інавацый у мэрыі горада.

Чего мы достойны?

Наше общество отвергает лучших, потому как считает себя недостаточно хорошим, продвинутым и современным.