BE RU EN
rss facebook twitter

Беларусы и Запад: поиск инвестиций вместо пропаганды ненависти

13.01.2010
Беларусы и Запад: поиск инвестиций вместо пропаганды ненависти
В конце года принято подводить итоги. Понятно, что у каждого они свои. К примеру, с точки зрения главы беларусского государства, главный итог года выглядит следующим образом: «Мы забыли о том, что мы в центре Европы и должны выстраивать отношения со всеми соседями... Не только с братской Россией, но и с Европейским Союзом. Это урок, потому что в 2009 году мы очень много работали на западном направлении, чтобы уравновесить ситуацию».

Эта работа не держалась в тайне. Государственные СМИ ее активно двигали в народные массы, и массы откликнулись. В сентябре доля респондентов, декларирующих свое желание вступить в ЕС, впервые за годы проведения независимых социологических исследований превысила долю сторонников интеграции с Россией (табл. 1).

Таблица 1. Динамика ответов на вопрос: "Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступление в Евросоюз, что бы Вы выбрали?", %

Вариант ответа 06'06 03'08 09'08 12'08 03'09 06'0909’0912'09
Объединение с Россией 56.545.3 54.046.042.442.138.342.1
Вступление в ЕС 29.333.426.230.135.141.442.742.3
ЗО/НО14.221.319.823.922.516.519.015.6

О том, что речь идет именно о медийном эффекте, свидетельствует всплеск пророссийских настроений в августе 2008 года, который ко времени следующего опроса успел полностью раствориться. В августе 2008 года Россия провела маленькую победоносную войну с Грузией, а многие беларусы восприняли ее как свою, что стало возможным благодаря сохранению все еще единого информационного пространства с Россией. Последний же опрос НИСЭПИ проводился в первых числах декабря, когда общество еще не успело забыть о подписании в Минске основных документов по созданию Таможенного союза. Поэтому баланс между желающими объединиться с Россией и вступить в ЕС немного сместился в сторону восточного соседа.

Приведённые выше данные также говорят о том, что пик антиевропейских настроений пришелся на 2006 год - год третьих президентских выборов. Это было время, когда для демонстрации беларусского экономического «чуда» вполне хватало российских дотаций, а потому многовекторная внешняя политика Александра Лукашенко была в состоянии свободно парить, опираясь лишь на «восточное крыло». При нынешнем уровне социальных выплат ориентация только на Россию уже не срабатывает, что и констатировал глава государства, подводя итоги 2009 года.

Из данных соцопросов также не стоит делать решительные выводы по поводу увеличения доли беларусов, разделяющих европейские ценности. Иная постановка вопроса и иной перечень предлагаемых вариантов ответов в ещё одном соцопросе сократили долю "евробеларусов" почти вдвое. Важно, тем не менее, то, что сохраняется тенденция ее роста. А вот доля беларусов, желающих вернуться на советский путь, снизилась. Определенную часть «ответственности» за это, вероятно, следует возложить на естественный процесс смены поколений.

Таблица 2. Динамика ответов на вопрос: "Каков, на Ваш взгляд, исторический путь Беларуси?", %

Вариант ответа 04’0612'09
Собственный, особый путь 56.855.0
Возвращение на советский путь 25.520.7
Общий путь европейской цивилизации 17.323.7
ЗО/НО 0.40.7

Обратите внимание: при ответах на вопрос об историческом пути Беларуси доля респондентов, затруднившихся с ответом, оказалась крайне незначительной (сравните с последней строкой табл. 1). Согласно Пьеру Бурдье, «чем сильнее вопрос затрагивает конфликтогенные проблемы, касается узла противоречий, чем больше напряжения порождает вопрос для какой-либо конкретной категории людей, тем чаще среди них будут встречаться «не ответившие». Вопрос о геополитическом выборе, несомненно, является конфликтогенным, однако мы видим иные результаты.

Не исключено, что определенную роль сыграли не сами вопросы, а предлагаемые варианты ответов. В материале «Откуда наши векторы?» я уже отмечал, что для проживающих в зоне лимитрофа беларусов идеология особого пути является вполне естественной. Сомнений по данному поводу у большинства не возникает. Людей же старшего поколения, соответственно, не травмирует вариант ответа, предусматривающий возвращения на советский путь развития.

И все же, какая бы неопределенность ни скрывалась в ответах респондентов, наличие весьма многочисленной продвинутой (читай – прозападной) группы населения отрицать в Беларуси невозможно. Это особенно хорошо заметно на фоне опросов населения России (табл. 3). Тут можно долго спорить по поводу смысла, который респонденты вкладывают в понятия «культура» и «традиции», и что они понимают под открытостью всему миру и современными веяниями, но в данном случае важны относительные величины. Другое дело, что доля изоляционистов в Беларуси (56,1%) превосходит долю сторонников открытости миру (35,6%).

Таблица 3. Динамика ответов на вопрос: "Вы бы хотели жить в стране, которая активно защищает свою культуру и традиции, или в стране, открытой всему миру и всем современным веяниям?", %

Вариант ответа Беларусь, 03'09 Россия, 02'08*
Определенно первое 24.841
Скорее, первое 31.336
Скорее, второе 24.414
Определенно второе 11.24
ЗО/НО 8.35

* Данные Левада-центра

Мировой кризис, широко распространившийся в 2009 году, экономисты связывают с возникновением всевозможных «пузырей» (фондовых, кредитных и т. д.). Свой социологический «пузырь» имеется и в Беларуси. В полном соответствии с лозунгом «заграница нам поможет», сформулированным в свое время еще авантюристом Бендером, героем книги Ильфа и Петрова, беларусы начали связывать свои надежды на выход из кризиса с привлечением иностранного капитала. Всего за год (с марта 2008 года по март 2009 года) доля тех, кто верит в помощь Запада, увеличилась на 14,6 пункта и превзошла по абсолютному значению долю тех, кто верит в антикризисные способности Лукашенко (52,0% и 35,3% соответственно). Но, в конце-то концов, лучше воспринимать Запад в качестве инвестора, чем в качестве злого завистника и противника наших достижений, готового в любую минута отнять их у нас силой.

Ссылка

Видео