BE RU EN
rss facebook twitter

Беларусизация: медленный дрейф, спонтанность и неуверенность. Часть 2.

04.01.2010
Беларусизация: медленный дрейф, спонтанность и неуверенность. Часть 2.

Фрагмент 3. Культурная политика в сфере беларусской  национальной идентичности

Нет нужды  доказывать, что национальная идентичность является таким объектом, по отношению  к которому невозможно представить себе только одного действующего субъекта. Она формируется из взаимодействия, диалога, а также конфронтации и борьбы разных субъектов, в том какой они хотят видеть эту сферу. Поэтому, обсуждение действия по достижению искомого состояния беларусской идентичности можно вести в категориях политики, для которой задаются ориентиры или направления.

В самом  общем виде такая политика состоит  в том, чтобы наполнять беларусскую национальную идентичность содержанием: современным, беларусским и разнообразным.

Современность, как характеристика содержания, апеллирует к его соответствию тем вопросам, вызовам и актуалиям, которые стоят перед всеми европейскими нациями сегодня, синхронизации и попадания беларусской нации в «одно время» с Европой. Например, если в предлагаемых образах, героях, идеях и представлениях не найдет отражение напряженность между национальным, наднациональным и субнациональным, то беларусская национальная идентичность рискует быть архаичной. Это же относится и к другим темам и проблемам – проблемам гражданства и гражданственности, проблемам мультикультурности и т.д. Кроме того, современность относится и ко временнóй согласованности гетерохронных компонентов, которые наполняют содержание беларусской идентичности.

Вопрос  беларусскости содержания является принципиальным и до сих пор остается самым острым и болезненным. Более того, ответ на него наиболее проблематичен. Требуется ответ, снимающий напряженность бесконечных и неплодотворных препирательств. И такой исчерпывающий или однозначный ответ дать невозможно. В общем виде ответ, как представляется, может быть дан при условии перенесения «границ беларусскости» из территориальной, идеологической или узко культурной плоскости в другие плоскости или схемы рассмотрения. Одной из  таких схем является «организация времени». Традиционно вопрос беларускости ставится и разрешается по отношению к объектам, вещам или явлениям, которые уже существуют. И это отношение выстраивается, исходя из настоящего и прошлого беларусской нации. Пространство будущего фигурирует здесь лишь как место, куда ведут образующиеся тенденции, это пространство перспективы и прогноза. Но отношение к будущему может строится по-иному. Будущее, которое замысливается, является  критерием для того, чтобы выносить оценки беларусскости.

Вторая  возможность поиска ответов на вопрос беларусскости связана с  работой  в категориях гомогенности и гетерогенности, категориях борьбы-конфронтации и диалога. Несмотря на крайне высокую распространенность «дикурса диалога» его сущность и  принципы еще только предстоит освоить беларусскому обществу. Так в идеологеме «Мы один народ», беларусскость определяется втянутостью «Иного» и принятием его в качестве части единого целого беларусского народа, беларусской нации, способом существования которого является диалог1. Что можно признать беларусским? То, что включено в диалог, который и является объединительным принципом.

Третья  возможность лежит в плоскости  соревновательности или достижений, когда имя «беларусское» должно становиться «призом», отметкой о наивысшем качестве чего-либо в своем классе или группе. Эта линия, пожалуй, наиболее проблематичная и спорная. Но здесь важно, что о беларускости задается иной способ размышления: не как о некой характеристике присущей «по происхождению», а как о том, что можно достигнуть, о том, что получается в результате тех или иных действий и устремлений.

Все описанные  здесь три линии не исчерпывают  возможные ходы по разрешению проблемы беларусскости содержания, а скорее актуализируют вопрос, который должен задаваться при каждом назывании чего-либо беларусским – «А что делает это беларусским?».

    Вопрос  разнообразия содержания беларусской национальной идентичности решается через выделение нескольких уровней материала, пригодного для трансляции, воспроизводства и распространения того, что составляет содержание беларусской идентичности. Здесь я заимствую общую схему, предложенную В.Мацкевичем в концепции гражданского образования2. Она основана на том, что содержание чего либо, в том числе и беларусской идентичности может быть передано в огромном разнообразии форм, от простого наименования «Я – беларус», но многотомных произведений, в которые разворачиваются образы представителей нации, ее история, символы и т.д..

    Выделяется  несколько типов материала, в  котором может быть передано содержание: образно-чувственный материал, эмоциональный, абстрактно-рассудочный и логико-концептуальный или концептуально-логический.

    К образно чувственному материалу  мы относим набор эстетических трафаретов, устойчивых словосочетаний, ряд визуальных образов, брендов, относящихся ко всему спектру человеческих ощущений и восприятия («Беларусь – сінявокая», зубр, бусел, красно-белые башни Мирского замка, ворота Брестской крепости и т.д.). Сюда же необходимо отнести и слуховые и тактильные ощущения, которые также воспроизводятся или оформляются в образы («а ў балоце жабы песні сьпяваюць маркотныя на тую адвечную тэму, што сэрца хвалюе шляхотнае»). Как показало исследование, такого рода материала остро не хватает беларусской идентичности.

    Эмоциональный материал. Это материал, с помощью которого создается и передается эмоциональная память и сложные чувства, например, любви к родине, преданность. Эту память формируют реальные события или произведения искусства, празднества, воплощенные обряды,  способные вызывать эмоциональный отклик и к тому же способные тиражировать этот отклик (кино, спектакли, гуляния, национальные праздники и т.д.).

    Абстрактно-рассудочный  тип материала – нормативно-этическом установления, выраженные в словесных формулах, максимах и рефлексиях житейской мудрости, афоризмах, газетных и рекламных штампах. Попыткой заполнения такого рода материалом была кампания «За … Беларусь!», в которой предлагался набор позитивных суждений о  нормах жизни беларусского народа. Противостояние в Беларуси двух вариантов государственной символики проходит именно на абстрактно-рассудочном, где за каждым из символов закрепляется набор штампов типа «этот флаг придумал Сталин», а «под этим флагом маршировали полицаи». Несмотря на простоту и уязвимость такого рода штампов, они очень глубоко укореняются в сознании людей и нередко выступают в качестве весомых аргументов.

    Концептуально-логический тип материала - научная литература, посвященная беларусской нации (история, культурологи, социология, политология, и т.д.),  философия и идеология в виде этических и философских представлений. Этот тип материала составляет основу для любых концептуальных разработок и всех планов, программ и стратегий, он задает содержательные границы для остальных видов материала. В беларусской ситуации, кажется, что этот уровень наиболее развит, хотя и здесь есть проблемы. В частности следует отметить, что противостояние официальной и неофициальной версий беларусской идентичности отражается в узости и редукцинизме при анализе и рассмотрении всего того, что наработано у «противников».

    Выделение этих типов материала необходимо в первую очередь для того, чтобы  создавать условия и  стимулировать  производство и трансляцию  всех видов материала. Кроме того важна их взаимосвязь и отсутствие противоречий между ними, что также может быть обеспечено только извне, через организацию рефлексии и управления, через политику в данной сфере. 

    Еще один важный компонент для формирования и реализации политики в сфере  беларусской идентичности связан с измерениями, по которым мы можем оценивать и отмерять продвижение – насыщение беларусской идентичности содержательным наполнением. Рассмотрение таких измерений и их критериев необходимо еще и для того, чтобы озаботится обеспечением (материальными, человеческими, интеллектуальными и иными ресурсами) продвижения.

    Первое  измерение самое простое –  это количество, и мерой здесь выступают – «штуки» (число песен, концертов, выставок, книг, конференций, фильмов, спектаклей и т.д.). Как бы банально это не звучало, но необходимо просто заполнение вакуума. Это означает, что в организации деятельности необходимо озаботится подготовкой тех, кто может создавать и наполнять эту сферу необходимыми произведения искусства, текстами, предметами, идеями и т.д. Эти творцы должны быть обеспечены не только «средствами производства», но и каналами трансляции, презентации и т.д.

    Второе  измерение – это структурирован ность сферы, иерархия и рейтинги всего того, что привносит содержание в беларусскую идентичность. Кроме заботы о производстве, усилия должны быть направлены на то, чтобы из всего многообразия выделять лучшее и закреплять механизмы и процессы постоянного рейтингования продуктов культуры и искусства. Измерять и отслеживать продвижение в этом направлении можно по числу конкурсов, рейтингов, премий внутри страны, а также участия в престижных международных «соревнованиях». Это, казалось бы, простое и очевидное направление встречает множество проблем и сопротивления: от стереотипа «победила дружба», превратного представления о равенстве людей и плодов их деятельности, до отсутствии мер и навыков оценки профессионализма. Поэтому для движения в этом направлении требуется не только создание инфраструктуры рейтингования, но и работа по продвижению критериев профессионализм в массовое сознание  и простая ликвидация безграмотности в области искусство и культуры. 

    Третье  измерение, в котором необходимо продвижение, задается соотнесением искусственного (технико-технологического) и естественного (в виде традиции) отношения к этой сфере. Для введения такого измерения необходимо признать, что наполнение содержанием беларусской идентичности (как и любой иной коллективной идентичности) является человеческой практикой,  а не процессом, который сам собой разворачивается и живет по своим законам. Признав его практикой, мы можем говорить о том, что она может существовать в форме традиции или в форме технологии (целенаправленной программы, проекта). Никакая человеческая практика невозможна без осознания, но традиция – это такая практика, которая когда-то осознавалась во всей полноте, включая цели, средства, методы реализации, а затем превратилась в привычку и само собой разумеющееся течение дел. Искусственная, технологическая организация деятельности предполагает непрерывное рефлексивное сопровождение и осознанность на всех этапах и шагах. Такая форма практики необходима в ситуациях кризиса, трансформаций и развития, когда традиционный ход действий не удовлетворяет поставленным задачам.

    Нынешнее  состояние наполнения беларусской идентичности содержанием существует преимущественно в форме традиции или параллельного существования двух традиций (советской и беларусской этно-культурной).  Такая категоричность квалификации ситуации, конечно, не учитывает отдельных случаев и проявлений, но позволяет более четко и определенно сформулировать направление движения. Формирование того, что сейчас попадает в содержание беларусской идентичности, пока строится по нормам и образцам советского типа или противостоящим им, но также вошедшим в традицию, образцам и нормам этнокультурного национализма образца конца 80-ых, начала 90-ых годов. Наиболее существенной попыткой технологизации отношения к этой сфере стало внедрение идеологии беларусской государственности. Однако слабая эффективность этой линии, которая подтверждается и результатами исследования, связана с отсутствием реальной и глубокой критики всех оснований, институций и механизмов советской традиции.

    Итак, в наполнении содержанием национальной идентичности необходимо отслеживать  и направлять движение сначала к искусственному отношению и технологизации, а затем к оестествлению и становлению традиционности в механизмах, инструментах и инфраструктуре производства и трансляции содержания беларусской идентичности. Мерой движения в данном направлении является разведение и рефлексия многообразия  деятельностных позиций, включенных в данную сферу – исследователей, политиков, «творцов», технологов и т.д.

    Эти ориентиры в политике в сфере  беларусской идентичности могут  перевести процессы десоветизации и беларусизации в русло осмысленных и уверенных продвижений и избавить их от спонтанности и естественности дрейфа. Важно не опоздать с политическими действия.

Татьяна Водолажская,

[email protected]

 

 
Видео