BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Кто выиграл от новых отношений с Европой?

03.12.2009
Кто выиграл от новых отношений с Европой?
Прошло больше года, как в отношениях Беларуси и ЕС наметилась новая тенденция. Прекратилась политическая война, началась нормализация, произошло размораживание контактов, взят курс на диалог. Беларусь была включена в программу "Восточное партнерство".Каждый из политических субъектов, участвующих в этом процессе, ставил свои цели и задачи, которые не только не совпадали, а чаще всего противоречили одна другой. Белорусские власти стремились использовать новую политику в отношении ЕС для выхода из изоляции, приобретения противовеса давлению России, получения экономической поддержки с Запада в виде инвестиций и кредитов. Европейский Союз надеялся вытащить Беларусь из геополитического поля России, втянуть нашу страну в европейские процессы и таким образом побудить к постепенной экономической и политической трансформации. Та часть белорусской оппозиции, которая поддержала новую политику ЕС, рассчитывала на сближение с Европой, политическую либерализацию режима. Что же получилось в сухом остатке через год с небольшим после начала диалога?

Официальный Минск выходит из изоляции, произошел дипломатический прорыв, прорублено окно в Европу. Лукашенко посетил Ватикан, Италию, Литву и был принят на высшем уровне. В Минск приезжали верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности, генсек Совета ЕС Хавьер Солана, комиссар ЕС по внешним связям и европейской политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер, другие политики из стран Европы. Совершил сюда визит премьер Италии С.Берлускони. В Беларусь потянулись делегации деловых кругов из европейских стран, правда, без значительных результатов.

И самое главное, Минск стал получать западные кредиты. Деньги дает МВФ, Всемирный банк, идут переговоры о выделении финансовых ресурсов с ЕС, Европейским банком реконструкции и развития. Парадокс истории состоит в том, что бывшие злейшие враги белорусских властей теперь неожиданно стали спасителями от экономического краха, что обеспечит Лукашенко успешное проведение президентских выборов.

Происходит переориентация адресатов поддержки со стороны Европы. По новому соглашению между ЕС и правительством Беларуси помощь белорусским организациям будет оказываться только с согласия властей.

Есть примеры прямой поддержки ЕС репрессивных институтов белорусского режима. 850 тыс. долларов выделил Евросоюз на сотрудничество с Конституционным судом, Верховным судом, Генеральной прокуратурой Беларуси — главными столпами белорусской авторитарной системы.

Появились и первые результаты. Например, недавно высокий чиновник МВД сообщил, что в борьбе с журналистами во время уличных акций белорусская милиция перенимает опыт немецкой полиции.

Что выиграла Европа? Вследствие экономической либерализации, проводимой белорусскими властями, сложилась более благоприятная среда для европейского капитала.

Но удалось ли дистанцировать Беларусь от России? С одной стороны, Минск не признал независимость Южной Осетии и Абхазии. Лукашенко стал смелее разговаривать с Москвой.

Но из этой ситуации, опять же, больше пользы извлек официальный Минск, чем ЕС. Оказавшись в серой зоне, нейтральной полосе противостояния РФ и ЕС, белорусское руководство начало проводить политику балансирования, лавирования между Россией и Европой, получая реальные дивиденды от обоих партнеров-соперников.

С другой стороны, именно в этом году, в период активного диалога Беларуси с ЕС, под прикрытием потепления отношений с Европой Минск сделал такие шаги навстречу Москве, на которые раньше не решался.

Прежде всего, произошла интенсификация военно-политического сотрудничества с Россией. В феврале было подписано соглашение о создании единой системы противовоздушной обороны Беларуси и РФ. С 1996 года А.Лукашенко сопротивлялся этому решению и вот теперь, наконец, сдался.

В сентябре на территории Беларуси прошли крупнейшие в истории белорусско-российские военные учения. В октябре наша страна присоединилась к соглашению о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Тем самым усилилась военная интеграция с Россией, возросли оборонные обязательства Минска перед Москвой.

Беларусь заключает новый, более тесный Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Это прочнее привязывает нашу страну к РФ и одновременно блокирует возможность создания зоны свободной торговли с ЕС. Ибо нельзя участвовать одновременно в двух разных торговых режимах.

Кроме того, заключение этого Таможенного союза уже затормозило вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО). Несколько месяцев назад переговоры белорусской делегации по этому вопросу были прерваны. Появилась надежда вступить в ВТО вместе и одновременно с Россией и Казахстаном. Сейчас очевидно, что это не получится. В результате потеряно время. И объективно получилось, что Таможенный союз, еще не заработав, стал препятствием для интеграции Беларуси в мировую экономику.

Плюс принято решение о строительстве в Беларуси АЭС российской компанией "Атомстройэкспорт". РФ готова выделить на этот проект 9 млрд долларов. В результате чего в дополнение к нефтяной, газовой зависимости от России мы получим еще ядерную и финансовую зависимость.

Так что в чью пользу получился геополитический баланс, надо еще серьезно подумать.

Меньше всего выиграло белорусское независимое общество. Интенсивность репрессий, пожалуй, все же уменьшилась. В обществе стало меньше страха. Есть отдельные примеры откручивания гаек в сфере СМИ, регистрации организаций, на которые любят ссылаться европейские политики. Создаются "потемкинские деревни" в виде каких-то консультативных органов с участием представителей независимого общества. Из последних событий можно отметить предлагаемые изменения в Избирательный кодекс, первые признаки некой косметической белорусизации. Однако принципиальных изменений в сфере демократизации не произошло. Оппозиция и гражданское общество продолжают находиться в глухом "маргинезе" без всяких перспектив изменения ситуации.

Таким образом, от новых отношений с Европой больше всего выиграл белорусский политический режим. Он получил поле для маневра между двумя геополитическими гигантами, международную легитимность и главное — реальные деньги в самый критический момент экономического кризиса.

Действительно, можно согласиться, что изоляция Беларуси в течение 13 лет не дала результата в смысле демократизации режима Лукашенко. Но отказ от изоляции в короткой перспективе пока лишь укрепляет режим.

Ссылка

Видео