BE RU EN
rss facebook twitter

Замглавы делегации Еврокомиссии: Лично для меня нет сомнений в том, что Беларусь находится в Европе

23.10.2009
Замглавы делегации Еврокомиссии: Лично для меня нет сомнений в том, что Беларусь находится в Европе

Сотрудничество Евросоюза с Беларусью основывается на взаимных интересах. А сегодня основной принцип этой деятельности заключается в готовности ЕС "помочь Беларуси проводить реформы". Кстати, начиная с 1992 года в рамках программы TACIS Евросоюз предоставил помощи или потратил на техническое сотрудничество с нашей страной более 200 млн евро. Об этом, а также о перспективах, связанных с новой программой ЕС "Восточное партнерство", в эфире Радио TUT.BY рассказал заместитель главы делегации Еврокомиссии в Беларуси Янис Айзсалниекс.

Для чего ЕС реализует программы помощи, в том числе и "Восточное партнерство"?
 
Я думаю, программы, которые реализует Европейский союз, было бы корректнее называть техническим сотрудничеством, а не помощью.
 
Всем хорошо известны некоторые понятия и аббревиатуры, связанные с нашим техническим сотрудничеством. В частности, все хорошо помнят программу TACIS. Эта аббревиатура расшифровывается как "Техническая помощь странам СНГ".
 
Эта программа была учреждена в начале 1990-х годов для того, чтобы помочь бывшим странам Советского Союза в проведении экономических и демократических реформ на пути к свободному рынку и демократическому управлению. На данный момент эта программа завершена: последнее финансирование этой программы было произведено в 2006 году, а с 2007 года в отношении Беларуси действует европейский инструмент "Партнерства и добрососедства", который является правопреемником программы TACIS и с помощью которого мы продолжаем наше сотрудничество с Беларусью.
 
Для чего программу TACIS заменили "Партнерством и добрососедством"? Что изменилось?
 
Изменились некоторые географические и геополитические реалии вокруг Европейского союза. После распада СССР прошло двадцать лет, пыль немного осела, и Европейский союз увидел, что те страны, которые проводили реформы, кое-чего достигли, а страны, проводившие реформы не так активно, нуждались в другого типа помощи и сотрудничества. Кроме того, внутри самого Европейского союза проходили реформы: произошло расширение ЕС, следствием которого стало появление новой политики добрососедства. Эта политика заключается в создании вокруг ЕС круга друзей и хороших соседей, взаимодействие которых основывалось бы на совместных ценностях и равном благосостоянии. Прежде всего мы заинтересованы в том, чтобы во всех странах ЕС было хорошее благосостояние, высокий уровень и качество жизни людей. Это мы считаем гарантом стабильности и хорошего добрососедства в самом ЕС.
 
В сотрудничестве с Беларусью главная цель политики "Партнерства и добрососедства" - это развитие экономики, установление демократического управления, активного внутригосударственного диалога с гражданским обществом. Это и есть спектр наших интересов.
 
Получается, что экономическая помощь предоставляется для достижения неких политических целей? Это так?
 
Мы сотрудничаем в самых разных направлениях, и они основываются на взаимных интересах, например, в сфере борьбы с преступностью и торговлей людьми. Конечно, в сотрудничестве есть политическая цель, но она очень общая.
 
Вы говорили о техническом сотрудничестве, но, тем не менее, определенная помощь со стороны Евросоюза в Беларусь поступала с 1992 года. Как можно оценить объем этой помощи?
 
Объем и интенсивность нашего сотрудничества в эти годы возрастает. С начала 1990-х годов в рамках программы TACIS ЕС предоставил помощи или потратил на техническое сотрудничество с Беларусью более 200 млн евро. В самых разных отраслях белорусской экономики были проведены проекты, стоимость которых измеряется в сотнях тысяч евро.
 
В данный момент в рамках политики добрососедства мы переключаемся на новую скорость. Несмотря на некоторые политические проблемы, которые имеются между ЕС и Беларусью, объективно наше сотрудничество не находится пока на должном уровне в свете того, что Беларусь граничит с Европейским союзом. У нас есть очень большой потенциал для сотрудничества при должном развитии политической составляющей.
 
То есть политическая сфера мешает экономической?
 
Безусловно, мешает как минимум росту объема технической помощи. Основной принцип нашего сотрудничества заключается в том, что мы готовы помочь Беларуси проводить реформы. Идея о таких реформах и планы таких реформ должны исходить из самих ведомств и правительства Беларуси. Мы предлагаем перенимать наш опыт во многих технических сферах, например, в стандартизации продуктов питания, ведь белорусские стандарты отличаются от европейских.
 
В данный момент мы разрабатываем ряд проектов в области энергетики и энергосбережения, в сфере охраны окружающей среды и в сфере продовольственной безопасности. Именно в этих сферах есть желание проводить реформы в Беларуси, чтобы привести их к некоторому соответствию мировым стандартам.
 
Есть очень большая разница между странами, которые находятся в рамках европейской политики добрососедства и партнерства, и теми, которые в этих рамках не находятся. На страны, где проводится политика добрососедства, распространяется намного больше возможностей по сравнению со странами, которые находятся намного дальше от Евросоюза.
 
Можно ли сравнивать объемы технического сотрудничества или помощи ЕС Беларуси и Украины?
 
И Беларусь, и Украина находятся в рамках политики добрососедства Евросоюза. Прямые сравнения цифр не покажут реальную картину. В Украине эти цифры гораздо выше, потому что уже некоторое время присутствует тесный политический диалог между ЕС и Украиной.
 
Бюджет программы "Восточное партнерство" на 2010-2013 годы составляет 600 млн евро. Это не так много для такого масштабного проекта. На что пойдут эти средства? Как они будут распределены между странами-участниками?
 
Концепция "Восточного партнерства" нашла живую поддержку в Беларуси. К ней проявляют интересы и другие страны. Напомню, что к участию в "Восточном партнерстве" были приглашены Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина.
 
Эта инициатива находится в самой ранней стадии разработки. Поэтому, возможно, не все вопросы, которые интересуют страны в данный момент, имеют очень конкретный ответ.
 
Я думаю, то, что Европейский союз решил увеличить финансовый ресурс для сотрудничества со странами "Восточного партнерства", является, главным образом, политическим сигналом о том, что ЕС очень заинтересован в этом регионе и хочет сотрудничать с этими странами более интенсивно. Содержание программ во многом будут зависеть от того, как будет проходить диалог с этими странами.
 
Диалог будет проходить с каждой страной в отдельности или это будет партнерство шести стран с Евросоюзом?
 
В рамках "Восточного партнерства" есть два направления: многостороннее сотрудничество, в рамках которого ЕС будет сотрудничать со всеми шестью странами вместе в решении таких вопросов, где необходимо коллективное участие, и двустороннее сотрудничество с каждой страной в отдельности для решения актуальных для каждого конкретного государства проблем.
 
Наше техническое сотрудничество проводится на основах тех реформ, которые сама страна желает провести. Мы можем указывать на сектора, в которых хотели бы видеть прогресс, но государство само предлагает необходимые ему реформы.
 
Сотрудничество со средиземноморскими странами развивается более активно и лучше финансируется. Значит ли это, что Южное Средиземноморье важнее для Брюсселя?
 
Многие называют "Восточное партнерство" копией модели сотрудничества, которое ЕС проводит со средиземноморскими странами. Конечно, нельзя изобрести совершенно новый инструмент для сотрудничества с новой группой стран. Средиземноморские страны имеют более длительную историю сотрудничества с Евросоюзом. Эти страны уже давно делят море со старыми странами Европейского союза. Те процессы, которые происходят вокруг Средиземного моря, начинались десятки лет назад. Наверное, этот вопрос было бы уместнее адресовать Швеции и Польше, которые явились инициатором "Восточного партнерства".
 
Я думаю, не стоит сравнивать эти регионы. В них есть очень разные проблемы, и сами страны очень разные.
 
Каким видит "Восточное партнерство" Евросоюз?
 
Цель "Восточного партнерства" - приблизить эти шесть стран к Европейскому союзу и поддерживать их стабильность, надлежащее правление и экономическое развитие.
 
"Восточное партнерство" позволит ЕС более активно участвовать в жизни стран в Восточной Европе на основе взаимного интереса партнеров. Каждая страна может идти навстречу ЕС настолько, насколько она считает это возможным. Принципы партнерства должны основываться на общих ценностях: демократии и верховенстве права, уважении прав человека и основных свобод, рыночной экономике и устойчивом развитии.
 
Многостороннее сотрудничество - это как раз то направление, в которое на данный момент активно включилась Беларусь.
 
Это Евросоюз не рассматривает Беларусь в двустороннем сотрудничестве или сама Беларусь пока на него не идет?
 
Беларусь географически находится в зоне, на которую распространяется политика добрососедства. Но у нас нет всех тех юридических документов, которые есть со всеми остальными странами, в том числе и договора о партнерстве и сотрудничестве. В прошлом году, после того, как Беларусь предприняла некоторые шаги в сторону общеевропейских ценностей, Евросоюз предложил более эффективное сотрудничество, результатом которого стало приглашение Беларуси в "Восточное партнерство".
 
Для того чтобы начать двустороннее сотрудничество, необходимо более интенсивное движение Беларуси в сторону общих ценностей. Совет Евросоюза в ноябре планирует рассматривать текущую ситуацию в стране и принимать какие-то решения о том, какие шаги предпринимать дальше.
 
В данный момент Беларусь участвует в многостороннем сотрудничестве, в рамках которого предполагается создание форума для презентации законодательства и стандартов ЕС и обмена опыта в проведении реформ.
 
Помимо этого в рамках многостороннего сотрудничества будет проходить политический диалог на самом высоком уровне, саммиты глав государств ЕС и "Восточного партнерства", ежегодные встречи министров иностранных дел и форумы гражданского общества.
 
Увеличение финансирования для региона "Восточного партнерства" составляет 75% от тех ресурсов, которые на данный момент находятся в нашем распоряжении для сотрудничества между этими странами. Если в 2008 году ЕС резервировал 450 млн евро для сотрудничества со всеми шестью странами, то к 2013 году эта сумма достигнет 785 млн евро.
 
Это сотрудничество должно быть хорошо спланировано. Оно осуществляется посредством диалога между институтами Евросоюза и белорусскими министерствами и ведомствами, которые отвечают за определенные программы. Например, программа охраны окружающей среды была разработана при тесном сотрудничестве с Министерством природных ресурсов Беларуси и одобрена в Совете министров. После подписания договора о финансировании этой программы мы будем активно ее внедрять.
 
Предусматривается ли в обозримом будущем облегчение процесса перемещения граждан стран-участников "Восточного партнерства" и, в частности, для Беларуси? Когда произойдет смягчение визового режима?
 
Есть некоторые сферы, в которых ЕС сможет продвигаться вперед только в случае двустороннего сотрудничества. На двустороннем уровне Евросоюз может предложить новые договорные отношения, такие как соглашения об ассоциациях на основе общих ценностей, поэтапную интеграцию в экономику ЕС с последующим вхождением в зону свободной торговли. Беларусь, как и любая другая страна "Восточного партнерства", теоретически может стать частью зоны свободной торговли с Евросоюзом.
 
Двустороннее сотрудничество предлагает упрощенные условия для въезда граждан в ЕС. Долгосрочной целью в рамках "Восточного партнерства" и двустороннего сотрудничества является полная визовая либерализация. Если смотреть на другие регионы мира, то у Европейского союза безвизовые режимы установлены с очень узким кругом стран.
 
Предлагается сотрудничество в сфере энергетической безопасности, взаимосвязь и интеграция энергетических рынков. Очень важен вопрос о региональном развитии. ЕС в рамках двустороннего сотрудничества планирует предложить странам Восточного партнерства участвовать в схемах регионального развития, которые основываются на принципах, проводимых внутри Евросоюза. Те регионы, которые отстают экономически, получают дотации из Брюсселя.
 
В рамках многостороннего сотрудничества вы уже сейчас готовы поддерживать малое и среднее предпринимательство в Беларуси. Как это будет происходить?
 
Это новая инициатива, которая появилась во время дискуссии со странами "Восточного партнерства". Пока это только идея, которая сейчас обсуждается и разрабатывается странами ЕС. Как только эта концепция сформируется, мы будем обсуждать возможность ее проведения в странах "Восточного партнерства".
 
Эта сфера нас очень интересует. В Беларуси есть возможности для микрокредитования через Европейский банк реконструкции и развития есть уже сейчас. В ближайшем будущем мы будем рассматривать инициативы развития малого и среднего предпринимательства.
 
Один из европейских чиновников высказал мнение, что "Восточное партнерство" - это приглашение для Беларуси и других стран в ЕС. Действительно ли со временем эти страны смогут стать полноправными членами Евросоюза?
 
Существует Римский договор об основании Европейского союза, и в нем написано, что любая европейская страна, которая этого желает и выполняет определенные требования, имеет право подать заявку на вступление в Евросоюз. Был случай, когда Марокко подавало заявку на членство в Евросоюзе, но эта заявка была отклонена по той лишь причине, что Марокко не является европейской страной. Я думаю, эта философская дискуссия, где начинается и заканчивается Европа, проводится на определенном уровне, но лично для меня нет сомнений в том, что Беларусь находится в Европе.
 
Какие цели ставит перед собой представительство Еврокомиссии в Беларуси? Для чего оно здесь находится?
 
Наше представительство является дипломатическим представительством Европейской комиссии. Его можно сравнить с любым другим диппредставительством в Беларуси и других странах.
 
В нашу задачу входит решение нескольких важнейших вопросов. Во-первых, информирование институтов Европейского союза о том, что происходит в Беларуси. Одним из важнейших вопросов является координация и внедрение проектов сотрудничества. Кроме того, мы являемся центром коммуникации между институтами ЕС и Беларуси и гражданским обществом, в том числе.
 
Меняются ли эти цели и задачи за последнее время?
 
Фокус немного изменился в сторону более глубокого изучения ситуации в Беларуси. Наше представительство на уровне делегации было открыто только в прошлом году. До этого у ЕС в Беларуси было только отделение представительства программы TACIS. Политический диалог и вопросы об охране окружающей среды или экономики координировались непосредственно из Киева или Брюсселя. С открытием нашей делегации у нас увеличился штат сотрудников из Брюсселя, и помимо того, что мы продолжаем работу над проектами и программами, у нас появилось новое направление в рассмотрении вопросов политического и экономического диалога.
 
Какой сейчас ваш штат? Сколько человек работает в представительстве?
 
Сейчас в нашем представительстве три дипломата из Брюсселя и шесть местных работников. Мы надеемся со временем увеличить штат сотрудников. Но этот вопрос связан с интенсивностью и качеством диалога, который будет проходить у нас с Беларусью.
 
Какие европейские структуры изучают белорусский вопрос?
 
В трех основных институтах ЕС - Европейской комиссии, Совете Европейского Союза и Европарламенте - есть подразделения, которые, в рамках своей компетенции, интересуются тем, что происходит в разных сферах жизни Беларуси.
 
Европейская комиссия является исполнительной властью ЕС. У нас есть отраслевые министерства по самым разным вопросам, которые следят за ситуацией в Беларуси в своей сфере. Есть отрасли, которые более плотно сотрудничают с Беларусью, есть - менее. Очень актуальны вопросы с Директоратом внешних отношений (так называемым министерством иностранных дел Еврокомиссии), с Директоратом по сотрудничеству, с Директоратом охраны окружающей среды, по энергетике, по вопросам таможни, образования. Этот интерес отражается непосредственно в наших проектах и программах сотрудничества с Беларусью.
 
Совет Евросоюза - это политический орган управления всем Европейским союзом. Он является главным институтом в отношениях ЕС с любой европейской страной. Этот Совет очень тщательно следит за политической жизнью Беларуси и принимает решения о дальнейшем сотрудничестве.
 
Европарламент следит за развитием политической жизни Беларуси, экономических контактов. Часто резолюции Европарламента приурочены к каким-то другим важным датам в наших отношениях со странами. Например, выводы Совета Евросоюза об отношениях со страной часто сопровождаются резолюцией Европарламента.
 
Это три главных института, помимо которых есть еще и другие организации, интересующиеся ситуацией в Беларуси.

Ccылка

Видео