BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Новая политика Евросоюза в отношении Беларуси: pro и contra

12.06.2009
Новая политика Евросоюза в отношении Беларуси: pro и contra

Дискуссии о целесообразности нынешней позиции ЕС в отношении Беларуси продолжаются. Курс на сближение с официальным Минском критикуют те, кто видит в нем награду за усилия на пути демократизации и либерализации. Те же, кто склонен считать новое веяние механизмом для достижения этих целей, полагают, что объединенная Европа сделала верный шаг, и к тому же — очень вовремя.

Европарламентарии, депутаты национальных парламентов стран Евросоюза, зарубежные и белорусские политики разного уровня и эксперты по-разному оценивают новую политику в отношении Беларуси, под которой подразумеваются и решения, принимаемые на уровне Евросоюза, и позиции иных институтов, на которые оказывает влияние генеральная линия ЕС. Причем эмоциональный градус дискуссий вовсе не снижается, несмотря на то, что новая генеральная линия ЕС обозначилась уже более полугода назад.

Суть критических и пояснительно-одобрительных замечаний к нынешней политике Евросоюза в отношении Беларуси сводится к нескольким тезисам, которые являются ответами на два вопроса. Первая позиция подразумевают отрицательные ответы, вторая — положительные.

Вопросы следующие:

а) Повлияет ли втягивание Беларуси в любые процессы взаимодействия с европейскими структурами на внутрибелорусскую ситуацию?
б) Может ли белорусский режим измениться от одного только контакта с европейскими организациями и структурами?

Критике подвергают не столько стратегическую линию на сближение — здесь как раз наблюдается большее единодушие — сколько тактику. Эксперты призывают давать реальную оценку ситуации.

Политолог Юрий Чаусов отмечает факт наличия групп европейских политиков, априори принимающих тезис о том, что режим Лукашенко меняется, демократизируется, а в стране происходит пусть осторожная и непоследовательная, но либерализация, и дальнейшие аргументы подыскиваются уже под этот тезис.

Ярким примером такого подхода является позиция докладчика по Беларуси в Совете Европы Андреа Ригони, явно «заразившего» этой идеей коллег по Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). При всей очевидности несоответствия Беларуси критериям Совета Европы возвращение ей статуса специально приглашенной в ПАСЕ связывают с надеждами на позитивные изменения во внутриполитической ситуации в стране.

Однако эффективность Совета Европы как института, способствующего позитивным изменениям в сторону демократизации, весьма сомнительна, о чем свидетельствует, например, история членства России в этой организации. Российская Федерация уже использует Совет Европы как дополнительную трибуну для артикуляции своих интересов и контрпретензий в отношении ЕС, отмечает координатор интернет-проекта «Wider Europe» Вячеслав Поздняк. Он не исключает вариант следования Минска примеру Москвы.

В случае с Беларусью, однако, есть дополнительный нюанс. С восстановлением статуса специально приглашенного для белорусского парламента автоматически происходит его легитимизация, чего годами добивались белорусские власти, до недавнего времени строго ограниченные политическим пространством СНГ и далеких экзотических государств, часто имеющих сомнительной репутацию. И все это происходит меньше, чем через год после парламентских выборов, признанных международным сообществом не соответствующими демократическим стандартам.

Некоторые европейские политики и эксперты утверждают, что в ПАСЕ возвращается именно Беларусь, и, что само собой разумеется, у белорусской оппозиции появится возможность быть услышанной. Однако, как неоднократно подчеркивал глава белорусского внешнеполитического ведомства Сергей Мартынов, Беларусь будет представлять в ПАСЕ именно делегация в составе членов Национального собрания.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что белорусскую оппозицию все же будут приглашать на сессии ПАСЕ, и, как отмечает директор Белорусского института стратегический исследований Виталий Силицкий, «она будет сидеть где-то там, рядом с властью, но как отдельная делегация». По мнению политолога, реализуется стратегия, представляющая собой попытку втянуть Беларусь в общеевропейские процессы и таким образом повлиять на изменение внутриполитической ситуации. Но такая политика втягивания требует каких-то прагматичных шагов.

В среде радикальных критиков преобладает тезис о том, что нынешняя линия Евросоюза не принесет Беларуси ничего, кроме «окончательной легализации последней диктатуры Европы».

Комментарии по поводу решения политкомитета ПАСЕ о возвращении Беларуси статуса специально приглашенной идентичны комментариям относительно новых взаимоотношений Минска и Брюсселя. «Восточное партнерство» как формальная пока инициатива ЕС, но уже наполняемая конкретным содержанием, может примирить сторонников и критиков новой политики Евросоюза. Но очевидно, что в первую очередь Беларусь пойдет на участие в проектах, в которых заинтересованы белорусские власти.

Очевидно также, что продвижение проектов, связанных с обеспечением энергобезопасности, расширением рынков сбыта белорусской продукции будет идти быстрее, нежели иные инициативы, которые реально могли бы изменить ситуацию в сфере прав человека, статуса неправительственных организаций или свободы передвижения. Но представители ряда белорусских НГО, а также некоторые аналитики говорят, что пусть процесс будет длиться сколь угодно долго, главное, чтобы началось само движение.

По мнению Юрия Чаусова, линия водораздела между силами, оценивающими новую стратегию ЕС в отношении Беларуси, проходит достаточно четко.

Критики курса на сближение с официальным Минском рассматривают его как награду за усилия на пути демократизации и либерализации. Чего официальный Минск — как ни крути — не заслуживает. Те же, кто склонен считать новое веяние механизмом для достижения этих целей, полагают, что Евросоюз сделал верный шаг. И к тому же — очень вовремя, так как усиливающиеся разногласия с Москвой требуют от Минска принципиально новых политических решений.

В Беларуси среди критиков преобладают лидеры и активисты политических партий и некоторых гражданских инициатив. В то время как комментаторы, положительно оценивающие действия ЕС, в большинстве своем являются представителями третьего сектора и экспертного сообщества. Неправительственные организации уже получили возможность предлагать конкретные программы партнерства, а также учредить Гражданский форум в рамках «большого» «Восточного партнерства».

Опасения белорусских политиков строятся на уверенности в неисправимости режима Лукашенко и априорной невозможности вести с белорусским лидером и выстроенной им системой власти какие либо переговоры.

Ccылка

Видео