BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Гебхардт Вайс: важно, чтобы обязательства Беларуси подтверждались на деле

23.08.2007
Гебхардт Вайс: важно, чтобы обязательства Беларуси подтверждались на деле

Новый глава германской дипломатической миссии прибыл в Беларусь в середине июля. С "Белорусскими новостями" дипломат беседовал о развитии двухсторонних отношений, роли ФРГ в нормализации сотрудничества Минска и Брюсселя, повышении стоимости шенгенских виз.

Гебхардт ВайсГебхардт Вайс: важно, чтобы обязательства Беларуси подтверждались на деле

18.08 // 13:44 // Политика

{Гебхардт ВАЙС. Посол Федеративной Республики Германия в Беларуси. Родился в 1946 году в Бонне-Бойеле. Доктор философских наук (история). С 1975 года — в Федеральном министерстве иностранных дел ФРГ. С 1995 по 2000 годы — директор департамента по вопросам разоружения и контроля над вооружением МИД и посол по особым поручениям, ответственный за переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе. В 2000 — 2004 годах работал послом ФРГ в Хорватии, в 2004 — 2007 годах — в Казахстане.

Новый глава германской дипломатической миссии прибыл в Беларусь в середине июля. С "Белорусскими новостями" дипломат беседовал о развитии двухсторонних отношений, роли ФРГ в нормализации сотрудничества Минска и Брюсселя, повышении стоимости шенгенских виз.

— Господин посол, мы поздравляем Вас с назначением и приветствуем в Минске. Вы прибыли месяц назад — уже определили первоочередные задачи на новом посту?

— Так быстро подобные задачи не определяются. Ситуация в Беларуси, в регионе и в Европе, равно как и отношения с Европой заслуживают подробного анализа, не хочу приступить к работе с предвзятым взглядом. Не секрет, что существуют определенные проблемы, в частности, в области политических отношений, и цель работы в том, чтобы диалог между Европейским союзом и Беларусью налаживался в нормальном русле.

— Принимая у Вас верительные грамоты, Александр Лукашенко как раз заявил о том, что политическое влияние и авторитет Германии могут быть "особенно востребованы" для преодоления взаимного недоверия и нормализации политического диалога между Минском и Брюсселем. Германия осознает эту особую роль?

— Как мне кажется, заявление президента — серьезный сигнал о заинтересованности белорусской стороны в улучшении отношений с ЕС. Но вклад Германии и Евросоюза здесь не важнее, чем вклад Беларуси. С другой стороны, принимая во внимание внутренние механизмы Евросоюза, тот факт, что ФРГ — большая страна, не важен. Необходимому консенсусу может помешать решение самого небольшого члена ЕС.

Дело в том, что свежий взгляд на сотрудничество с Евросоюзом возможен на фоне соответствующих политических и экономических реалий Беларуси. Очень важно сегодня проанализировать эти возможности, и действовать не демонстративно, но дипломатично.

— Насколько налаживание диалога между ЕС и Беларусью зависит от выполнения страной условий стратегии, которую представила Еврокомиссия в ноябре 2006 года?

— Я не стал бы говорить здесь об условиях. Суть стратегии в том, чтобы Беларусь, как и все партнеры Евросоюза, взаимодействовала, например, на основе обязательств в рамках ОБСЕ. Важно, чтобы обязательства — слова — подтверждались на деле, это основа взаимодоверия.

Не хочу быть голословным, возьмите упомянутое в нашем разговоре высказывание президента о надежде на нормализацию отношений. Почти сразу после этого заявления(27 июля, когда оппозиция пыталась отметить годовщину Декларации о суверенитете. — Прим. ред.) действия силовых структур в отношении небольшого числа демонстрантов показали, что политический сигнал главы государства, возможно, не был услышан внутри.

— Насколько важно для взаимодействия между Минском и Брюсселем назначение специального представителя по Беларуси?
— Это стало бы на данном этапе лишь новым каналом ведения диалога. Но ведь проблема не в диалоге как таковом, а в конкретной политической воле, которая требуется сторонам для прогресса.

— Как Вы оцениваете политическую и экономическую ситуацию в Беларуси?

— Мне пока рано давать подобные оценки. Ситуация в стране видится мне стабильной, но трудно судить, на чем эта стабильность основана, насколько долгосрочна. Власти страны планируют модернизацию отдельных областей, но, например, экономическая модернизация неотделима от усовершенствования социальных и политических структур. Стоит отметить, что Германия всегда готова поддержать подобные начинания в качестве партнера — после объединения у нас появился опыт адаптации к другой системе, который дает нам возможность лучше понимать переходные процессы, их стабильное регулирование.

— Господин посол, как бы Вы оценили потенциал сотрудничества между Беларусью и Германией?

Объективно потенциал Беларуси — это и ее географическое положение, и квалифицированные рабочие кадры, которые известны своей надежностью. Это отличная основа для плодотворных отношений. Кроме того, можно сказать, что через сотрудничество неправительственных организаций в рамках, например, программы "Дети Чернобыля" развились очень крепкие, можно даже сказать, эмоциональные связи. Подобный уровень отношений важнее, чем заявления и громкие слова — человеческие связи строят мост в будущее.

Если не брать в расчет слова и заявления, в каких сферах наблюдается реальное, активное сотрудничество между нашими странами?

— Во-первых, это, конечно же, экономика. Германия занимает 2-3-е место среди торговых партнеров Беларуси в зависимости от позиции Голландии. В последние годы в кредитно-инвестиционном секторе мы находимся на 3-м месте. Десять процентов иностранных компаний, которые в разных формах работают в Беларуси, — немецкие. В Минске существует Клуб германской экономики, куда входят фирмы, их около 75, работающие в столице. Как показывает опыт, подобные клубы могут служить платформой для создания торговой палаты.

Объективно сегодняшняя ситуация открывает двери для новых форм сотрудничества, особенно в области энергетики. Германия стоит в авангарде развития альтернативных форм энергии, энергии ветра и солнца, тепловой энергии, наш опыт может быть очень полезен для Беларуси. Задача посольства в том, чтобы связать экспертов двух стран, познакомить с возможностями. Или другой пример: Минск — очень чистый город и можно предположить, что городские власти заинтересованы в использовании новых технологий обработки мусора. В рамках моего предыдущего мандата в Казахстане я успешно пропагандировал лозунг: "Превратить мусор в богатство". Не исключаю, что настала новая эра сотрудничества между Беларусью и Германией и в этой области.

— Чистые белорусские города и нетронутые уголки природы интересны немецким туристам?
Интерес — тоже вопрос информированности. Как мне кажется, немцы недостаточно знакомы с Беларусью, самые осведомленные знают о ее политических реалиях. Белорусским турфирмам и дипломатам предстоит много работы в Германии, чтобы представить страну. Кроме того, отдых в Беларуси обходится дороже, чем в Турции или Египте. Почему? Стоимость — важный фактор, люди стремятся организовать свой отдых на хороших условиях.

— Как Вам кажется, германское правительство пойдет на снижение стоимости шенгенской визы для отдельных групп белорусских граждан, если бундестаг примет осенью соответствующее решение?

— Я предложил бы трезво посмотреть на этот вопрос. Стоимость шенгенских виз выросла с 35 евро до 60 исключительно в связи с появлением новых вызовов и угроз, в частности международного терроризма, когда значительно возросли технические и кадровые расходы в работе визовых и консульских служб. Но ведь повышение консульского сбора не отменяет возможности выдачи бесплатных виз, которым наше посольство активно пользуется. В 2006 году к нам обратилось 95 тысяч белорусов — 30 тысяч виз было выдано бесплатно тем, кто выезжал в ФРГ по чернобыльским программам. От консульского сбора освобождены также многие участники обменов в культурной, научной, гуманитарной сфере. Бесплатные визы получают белорусские официальные лица. Кто остается? Бизнесмены, для которых не проблема заплатить на 25 евро больше, и небольшая группа людей, которые едут в Германию по приглашению. Если распределить расходы на увеличение стоимости визы, например, на 14 дней их пребывания в шенгенском пространстве, то выйдет, что они потратят на один-два евро в день больше. Поэтому дискуссия на эту тему ведется иногда слишком эмоционально.

— Как Вы оцениваете перспективы Союзного государства Беларуси и России? Насколько велико влияние Кремля на ситуацию в Беларуси?

— Сейчас не самое лучшее время для оценки потенциала развития Союзного государства, даже несмотря на все подписанные акты и договоры. В любом случае, определяющим фактором должно быть свободное волеизъявление народа. И пока я не совсем в состоянии оценить влияние России, но предпочел бы смотреть на ситуацию иначе. Вопрос не во влиянии, будь то Россия, Польша или ЕС, а в соблюдении взаимных обязательств и договоров, в последовательном выполнении нормативных международных актов всеми государствами. Это и есть основа для сотрудничества.

Кроме того, не стоит забывать о возможных последствиях глобализации, быстром развитии Китая и Индии, факторах, связанных с распространением международного терроризма. В современной Европе отдельные страны не могут определять себя как изолированные острова. Они должны быть не объектами разных влияний, а субъектами справедливого и взаимовыгодного сотрудничества.

Марина Рахлей, Белорусские новости
 
Видео