Четверг 21 ноября 2024 года | 21:59
  • бел / рус
  • eng

Софья Садовская: Родители не понимают, зачем нужно современное беларусское искусство

28.01.2017  |  CHOICE-Беларусь: спадчына і сучаснасць   |  Алексей Чубат, специально для "ЕвроБеларуси",  
Софья Садовская: Родители не понимают, зачем нужно современное беларусское искусство

Последние пять лет «Детские творческие мастерские» в игровой форме знакомят детей с изобразительным искусством.

В прошлом году «Детские творческие мастерские» (ДТМ) стали участниками международного проекта CHOICE, что дало коллективу новые возможности в развитии. Об этом, об особенностях ДТМ и о донесении идей современного искусства детям нам расскажут менеджер ДТМ, координатор проекта Ирина Лукашенко  и искусствовед, одна из преподавательниц и куратор проекта Софья Садовская.

– У  ДТМ – маленький юбилей. Хочется знать, кто же они – мамы-основательницы Мастерских?

Софья: – Мастерские появились в 2012 году. Тогда инициативу задала Полина Сей: у нее на тот момент были маленькие дети и Полине захотелось знакомить их с миром искусства системно. Валентине Киселевой и  Анне Чистосердовой из Галереи «Ў» идея понравилась и они поддержали Полину, предоставив ДТМ помещение. В то же время я вернулась в Минск и присоединилась к Полине. Можно сказать, что до ДТМ ничего подобного не существавало, нет и сейчас. Студия «Тюбик» в Национальном художественном музее, с которой нас часто сравнивают, проводит занятия по классическому искусству. Мы же работем с XX и XXI в.

Ирина: – Идея стала жизнеспособной еще и потому, что вокруг Галереи «Ў» было немало семей, которые хотели водить своих детей в альтернативные кружки. Просто рисования было много, а вот изучения истории искусства для детей не существовало.

– Расскажите, как проходят занятия?

Софья: – Это зависит от того, кто их проводит, но могу рассказать о своей методике. Как правило, есть тема занятия. Сейчас это – имя одного художника или даже одна его работа. Первые 15 минут мы с детьми разговариваем о том, что мы видим на картине. Я спрашиваю: что вы видите, чувствуете, замечаете необчыного? И слежу за тем, чтобы ребята мыслили. После общения мы играем в игры, связанные с картиной. Например, если изображен танец, мы предлагам детям протанцевать работу. Или написать стихи об инсталяции. Мы пробуем разными органами чувств пережить то, что изображено. И смотрим, кому из детей что проще делать: танцевать, петь или рассказывать. Потом мы проводим мастер-класс: делаем работы в технике изучаемого художника. И не ограничиваем детей тем, что они хотят изобразить, только задаем рамки по технике: коллаж, аппликация, изделие из проволоки или что-то еще.  Группы у нас небольшие – до пятнадцати человек.

– Все же, как работают другие преподаватели?

Ирина: – Основное отличие, пожалуй, в том, что один дает больше теории, а другой – практики. Например, на практике концентрируется художник Bazinato (он специализируется на дизайне и архитектуре). На одном из его занятий дети делали башню с колоннами из картона. Таким образом, они стали понимать, откуда вообще у здания устойчивость.

– Вы выдаете «корочки» после прохождения курса?

Софья: – У нас нет цели обучить детей чему-то конкретному, мы не художестенная школа. Наша цель, в первую очередь, научить детей принимать и понимать современное искусство, размышлять о нем. К сожалению, в школе нет опыта воприятия этого направления. И когда мы взрослыми приходим в музей современного искусства в первый раз без всякого прежнего опыта, пусть это будет даже известнейший МоМА в Нью-Йорке, мы ничего не поймем. Работы могут вызвать у нас агрессию: мол, что это такое!, я тоже так могу!

Ирина: – Соприкосновение с искусством учит критическому мышлению, принятию разных точек зрения по поводу одной вещи, толерантности, эмпатии. Ведь большая проблема белорусских реалий в том, что не только дети, но и взрослые не понимают искусство и особенно современное. И тогда они начинают его боятся, не принимать, выстраивать ненужные границы. А маленькие дети еще раскрепощены, они точно что-то поймут и отреагируют.

– Как родители понимают, куда они ведут детей?

Софья: – Родители могут не всегда понимать современное искусство, но знают, что его изучение важно для детей. Когда мамы и папы звонят, некоторые из них думают, что мы учим красиво рисовать. Но я сразу предупреждаю, что у нас занятия с определенными задачами. И если они хотят научить детей рисовать, пусть идут в другой кружок.

Ирина: – Наши курсы посещала девочка, которая в конце каждого месяца собирала свою семью и устраивает мини-лекцию, а потом проводила экзамен. Ее родители были невероятно рады такому раскрытию ребенка.

– А что вас вдохновляет в детских работах?

Софья: – Меня вдохновляет сам разговор. Он очень увлекательный и неожданый. Когда дети расслабляются  и раскрепощаются, они говорят необычайно интересные вещи. Видят мир не так, как взрослые. Вдохновляют реакции родителей на то новое, что они замечают в своих детях.

Ирина: – Мне нравится, когда дети выходят на естественный поток творчества, начинают свободно общаться между собой во время занятий. Ты чувствуешь энергетику светлого детского счастья в их работах. Или их изобретения: например, но одном из занятий мы придумывали устройства, которые могут помочь человеку в будущем. То, что придумали дети, многим взрослым и в голову бы не пришло.

Софья: – Вообще, детские работы до 12 лет нельзя оценивать. Искуссто для ребенка – это процесс исследования, у него как правило нет финала. Мы можем увидеть, что у ребенка получается красивый, по нашему мнению, рисунок. И тут он начинает зарисовывать «почти шедевр» черной красной. Но ведь смысл для ребенка не просто в том, чтобы сделать красивую картинку, которую родители повесят на стенку. Смысл – с помощью творчества исследовать мир. Рисование для ребенка – очень важный этап в развитии, и его нельзя оценивать.

– Как вы представляете беларусских художников – как местных или как людей мира? Например, что вы говорите о Шагале?

Софья: – Марк Шалаг жил в Витебске и изображал его на своих картинах, поэтому мы вправе рассматривать его как беларусского художника. Но по нашим наблюдениям, когда мы на занятии берем имя творца, которого родители не знают, они не хотят вести ребенка. И что касатеся беларусского искусства XX в., то у нас большинство родителей не знаю почти никого, кроме Шагала и, может быть, Сутина. Поэтому благодаря CHOICE на курс о наших художниках мы набрали группу детей, невзирая на родительскую конъюнктуру.

– Вы говорите на занятии, что вот, мол, Марк Шагал, он из Витебска, он наш земляк, мы должны им гордится.

Софья: – Мы просто обозначаем, что это – беларусский художник. Что Владимир Цеслер – наш современник. Ребенок должен знать, что это наши земляки, наша история, что беларусы в художественном искусстве сделали много. Но это, конечно, не дидактическая работа в общепринятом смысле. Например, мы показываем картину Шагала и спрашиваем: что это за город? Как это можно определить?

– Детские творческие мастерские действует только в Галерее Ў?

Ирина: – Только в “Ў”, но у нас были и выездые мастер-классы в Витебске, Бресте. Чтобы сделать сеть, сначала нужно окрепнуть, стать на ноги, создать базу. Современное беларусское искусство не такая популярная тема, чтобы мы стали расширятся так быстро как те же “моўныя курсы”.

Софья: – Родители понимают, зачем нужны иностранные языки, математика. Но зачем нужны знания о современном беларусском искусстве им понятно не до конца. Прагматизм современного общества фокусирует внимание родителей на прикладных науках. Эмоциональный интеллект остается за скобками. И потом мы видим взрослых детей, которые не умеют выражать свои чувства или справляться с эмоциями, понимать других людей. Погружение в искусство решило бы эти проблемы.

Ирина: – Поэтому серию лекций на тему «Как разговаривать с детьми об искусстве» мы сделали и для родителей.

– Что именно вы хотите сделать, чтобы встать на ноги? Книги, диски, новые курсы?

Ирина: – На данный момент – набраться опыта и выработать методологию.Также планируем выйти на новую аудиторию – подростков.

– Вообще ваша цель по проекту CHOICE достигнута?

Ирина: – Ещё рано говорить, проект не закончен. Но на промежуточном этапе глядя на то, сколько людей откликнулось на нашу краудфандинговую кампанию по сбору средств на книгу «Искусство Беларуси XX века. Витебская школа» (а мы собрали 107% от необходимой суммы), можно сказать, что пока  результат хороший. Успешная кампания по сбору средств показала, что к изучению этой темы есть большой интерес.

Софья: – Да, но книга – это не прямая цель, это приятный бонус и для нас самих, и для беларусов. В первую очередь мы хотели вовлечь в современное искусство группу детей, и у нас это получилось.

Ирина: – Когда книга дойдет до читателя, и у взрослых, и у детей появится здоровое любопытство к беларусской истории искусства и одновременно гордость за наше наследие.

– Все же, как вам удалось провести такую успешную кампанию на такую, как вы говорите, непопулярную тему?

Ирина: – Мы делали все, что нам говорил наш менеджер с «Улья» и еще больше. Делали кампанию агрессивно и верили в себя. Вообще – мы сейчас работаем и над второй книгой, методической. Расскажем в ней о нашем опыте, о играх, которые разработали ДТМ. Книга будет выложена в электронном виде в интернете.

– Вы очень воодушевленно рассказываете о своей работе. Количество подписчиков на вашу книгу также зашкаливает. У вас действительно все так гладко?

Ирина: – Серьезных преград действительно не было. Только ожидаемые вопросы: почему мы некоторых художников из книги относим к Витебской школе. Дело в том, что с помощью «Искусства Беларуси…» мы показываем в том числе и эволюцию идеи, которую заложила Витебская школа. И как эта идея отражается в работах современных художников.

Софья: – УНОВИС  («Утвердители нового искусства» – авангардное художественное объединение, созданное Казимиром Малевичем в Витебске – А.Ч.) ведь оказал вляние на всю отрась дизайна. На всех художников, которые раскрыли свой талант в создании прикладных вещей. Сейчас очень сложно увидеть прямую линию от Казимира Малевича до современных художников. Эволюция идей была прервана советской властью и идеологией. Но мы постарались проследить эту эволюцию в нашей книге.

Ирина: – Витебская школа не ограничивается временем и пространством. Это феномен, одномоментный импульс, который мы чувствуем до сих пор. Наша книга – также составная этого импульса. А может – и новый импульс для будущих поколений. Но мы это увидим лет через двадцать.  

***

Справка “ЕвроБеларуси”: Международный проект "CHOICE Cultural Heritage: Opportunity for Improving Civic Engagement" реализуется Ассоциацией агентств местной демократии ALDA (Франция) совместно с Международным консорциумом «ЕвроБеларусь» (Литва).

Проект разворачивается в Беларуси, Украине, Молдове и Армении в рамках программы ЕС «Восточное партнерство» при информационной и консультационной поддержке организаций-партнеров:

  • Центра культурного менеджмента (Львов, Украина);
  • Национального комитета ICOM (Кишинев, Молдова);
  • Образовательно-исследовательского фонда Millennium (Ереван, Армения);
  • Общественного объединения «Центр социальных инноваций» (Минск, Беларусь).

Беларусская часть проекта — «CHOICE-Беларусь: наследие и современность» — основывается на ценности культурного наследия как ресурса для укрепления и развития современной беларусской идентичности и европейского цивилизационного выбора Беларуси. Организаторы проекта ставят целью придать импульс увеличению разнообразия инновационных подходов и инициатив по введению культурного наследия Беларуси в современную культурную жизнь беларусского общества.

Другие новости раздела «CHOICE-Беларусь: спадчына і сучаснасць»

Разработана неформальная инструкция для заявителей на программу "Креативная Европа"
Разработана неформальная инструкция для заявителей на программу "Креативная Европа"
Команда консультантов проекта "Креативное Восточное партнерство" подготовила первую рабочую версию Неофициального руководства для потенциальных участников конкурса программы "Креативная Европа".
Как успешно заполнить грантовую заявку программы "Креативная Европа" и найти надежных партнеров
Как успешно заполнить грантовую заявку программы "Креативная Европа" и найти надежных партнеров
Эти и другие вопросы обсуждали партнеры проекта "Международное Восточное партнерство" во время рабочей встречи 13-16 сентября, состоявшейся в Ереване.
Валянціна Кірылава: Свет адчыняе ўсе дзверы на пароль “Шагал-Малевіч-Віцебск”
Валянціна Кірылава: Свет адчыняе ўсе дзверы на пароль “Шагал-Малевіч-Віцебск”
На конкурс гарадскіх рэкрэацыйных зон “Азбука-УНОВІС” у Віцебску падалі работы 36 чалавек. Роўна столькі, колькі было сяброў легендарнага мастацкага аб’яднання пачатку 20-х гг. мінулага стагоддзя.
Ида Шендерович: Место встречи жизни и смерти
Ида Шендерович: Место встречи жизни и смерти
Из архитектурного ландшафта Беларуси стремительно исчезают объекты материального наследия.
Захаваць спадчыну і стаць каштоўнымі адзін для аднаго (ФОТА)
Захаваць спадчыну і стаць каштоўнымі адзін для аднаго (ФОТА)
16 чэрвеня ў мінскай прасторы “Цэх” прадставілі вынікі працы Міжнароднай праграмы “CHOICE – Cultural Heritage – Opportunity for Civic Engagement”.
Оксана Гайко: Наш аудиогид по Бресту – памятник жертвам Холокоста
Оксана Гайко: Наш аудиогид по Бресту – памятник жертвам Холокоста
Центр Бреста теперь можно изучать с помощью аудио-гида Brest Stories Guide. Правда, пока одну из страниц города – антисемитизм и Холокост.
16 чэрвеня ў Мінску — дыскусія-прэзентацыя "Актуалізацыя культурнай спадчыны ў Беларусі"
16 чэрвеня ў Мінску — дыскусія-прэзентацыя "Актуалізацыя культурнай спадчыны ў Беларусі"
Міжнародная праграма CHOICE цягам двух гадоў працавала разам з некалькімі культурніцкімі праектамі, кожны з якіх меў мэтай надаць нашай нацыянальнай спадчыне новую форму існавання і ўжытку.
Ларыса Быцко: Спадчыну можна захаваць толькі разам
Ларыса Быцко: Спадчыну можна захаваць толькі разам
На прэм’еру батлейкі “Прытулак памяці” ў аграсядзібу “Стулы” Пружанскага раёна прыехала шмат людзей.
Міхал Анемпадыстаў прадставіў альбом, які прэзентуе беларускую культуру (ФОТА)
Міхал Анемпадыстаў прадставіў альбом, які прэзентуе беларускую культуру (ФОТА)
Наша недаследваная і непрынятая спадчына чакае нас вялікімі адкрыццямі. У гэтым можна пераканацца, гартаючы шыкоўнае выданне дызайнера Міхала Анемпадыстава “Колер Беларусі”, прэзентаванае ў Мінску.
Дзмітрый Сурскі: Мы павінны аддаць беларускаму плакату належнае
Дзмітрый Сурскі: Мы павінны аддаць беларускаму плакату належнае
У 1991 годзе на трыенале ў японскую Таяму мастакі і плакатысты Савецкага Саюза накіравалі 120 плакатаў . З іх для экспазіцыі міжнароднае журы адабрала толькі шаснаццаць.
30 траўня ў Мінску — прэзентацыя кнігі Міхала Анемпадыстава "Колер Беларусі"
30 траўня ў Мінску — прэзентацыя кнігі Міхала Анемпадыстава "Колер Беларусі"
У перадапошні дзень вясны адбудзецца доўгачаканая прэзентацыя кнігі мастака і дызайнера Міхала Анемпадыстава "Колер Беларусі".
Вольскі, Глобус і Акудовіч прэзентавалі дзіцячую кнігу пра мастацтва (ФОТА)
Вольскі, Глобус і Акудовіч прэзентавалі дзіцячую кнігу пра мастацтва (ФОТА)
Выданне прысвечана сямі беларускім мастакам ад Малевіча і Шагала да Цэслера і Вашкевіча і складаецца з ілюстрацый, біяграфій, казак, вершаў і гульняў.
Спадчына – гэта дзеяслоў. У Мінску падвялі вынікі працы праекта CHOICE
Спадчына – гэта дзеяслоў. У Мінску падвялі вынікі працы праекта CHOICE
Ці патрэбна Беларусі “грамадскае міністэрства культуры” і “ашмянская хартыя” па абыходжанні з гісторыка-культурнымі каштоўнасцямі?
2 траўня ў Гродне — адкрыеццё выставы мастака і дызайнера Міхала Анемпадыстава "Колер Беларусі"
2 траўня ў Гродне — адкрыеццё выставы мастака і дызайнера Міхала Анемпадыстава "Колер Беларусі"
Цэнтр гарадскога жыцця #uCentry і арт-галерэя "Крыга" запрашаюць гарадзенцаў на ўнікальную выставу.
Відэазапіс анлайн-трансляцыі "Культурная спадчына і сучаснасць: фармаванне новай суб’ектнасці?"
Відэазапіс анлайн-трансляцыі "Культурная спадчына і сучаснасць: фармаванне новай суб’ектнасці?"
28 красавіка 2017 года ў Мінску адбылася адкрытая дыскусія на тэму: "Культурная спадчына і сучаснасць: фармаванне новай суб’ектнасці?" Глядзіце, калі ласка, відэазапіс анлайн-трансляцыі.
28 красавіка ў Мінску — дыскусія "Культурная спадчына і сучаснасць: фармаванне новай суб’ектнасці?"
28 красавіка ў Мінску — дыскусія "Культурная спадчына і сучаснасць: фармаванне новай суб’ектнасці?"
28 красавіка 2017 года ў мінскай крэатыўнай прасторы "ЦЭХ" адбудзецца адкрытая дыскусія на тэму: "Культурная спадчына і сучаснасць: фармаванне новай суб’ектнасці?".
18 красавіка ў Віцебску — адкрыццё выставы Міхала Анемпадыстава "Колер Беларусі" (Відэа)
18 красавіка ў Віцебску — адкрыццё выставы Міхала Анемпадыстава "Колер Беларусі" (Відэа)
18 красавіка 2017 года мастак і дызайнер Міхал Анемпадыстаў прадставіць сваю выставу "Колер Беларусі" ў Віцебску.
Беларусы глабальна не ўпэўненыя ні ў чым, таму і выбіраюць каларыстычную гаму “беж” (Відэа)
Беларусы глабальна не ўпэўненыя ні ў чым, таму і выбіраюць каларыстычную гаму “беж” (Відэа)
Колер – адзін са складнікаў культуры, якая вызначае тое, як мы жывем штодня, рэагуем на падзеі, прымаем рашэнні.
24 сакавіка ў Мінску — закрыццё выставы Міхала Анемпадыстава "Колеры Беларусі"
24 сакавіка ў Мінску — закрыццё выставы Міхала Анемпадыстава "Колеры Беларусі"
24 сакавіка, у пятніцу, Лятучы ўніверсітэт запрашае на закрыццё выставы Міхала Анемпадыстава "Колер Беларусі".
Міхал Анемпадыстаў: Хацелася б, каб людзі адчулі кайф ад вычытвання невярбальнай інфармацыі
Міхал Анемпадыстаў: Хацелася б, каб людзі адчулі кайф ад вычытвання невярбальнай інфармацыі
Як колер звязаны з культурнай традыцыяй і ці ўсялякае народнае мастацтва – традыцыйнае?
Беларускія НДА супраць COVID-19

Якія выклікі пандэмія каронавіруса кідае грамадскім арганізацыям і як яны з імі спраўляюцца?

«Это наша большая совместная работа»

За три года (столько в Беларуси реализовывалась кампания «Повестка 50») изменить жизнь в городах невозможно. Но изменить структуру отношений в местных сообществах – вполне.

Представители пяти городов обсудили ситуацию с безбарьерной средой (Фото)

23-24 сентября под Минском прошла двухдневная рабочая встреча в рамках кампании "Повестка 50".

Уладзімір Мацкевіч: Каля ста чалавек кожны год вучыцца ў беларускім Лятучым універсітэце (Аўдыё)

Адукацыйная пляцоўка была створана на ўзор Лятучага ўніверсітэта, які пад канец 1970-х гадоў дзейнічаў у Польшчы.