BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Оказавшись вдруг на периферии прогресса — еще не все потеряно. Если начать действовать по уму...

27.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог
Оказавшись вдруг на периферии прогресса — еще не все потеряно. Если начать действовать по уму...
Философ и методолог Владимир Мацкевич продолжает анализ такого явления, как промышленные и научно-технические революции.

Читайте начало: Не повторить бы Игорю Мамоненко судьбу Антония Тизенгауза

Есть несколько общих аспектов в научно-технических и промышленных революциях, которые достаточно очевидны, но их необходимо проговорить, чтобы выйти на специфику каждой из них. Естественно, нас будет интересовать та НТР, современниками, свидетелями и участниками которой мы являемся. Будучи свидетелями, мы видим все происходящее уникальным, порой случайным, не всегда понимаем закономерности и принципы, причины происходящих событий и цели активных участников. Что -то можно увидеть, если понимать то, что происходило в прошлом, отличия и специфика проявляются в отличиях и несовпадениях.

Для начала рассмотрим локализацию промышленных революций и НТР, центры и периферию этих процессов.

Промышленные и научно-технические революции затрагивают весь мир и все сферы деятельности, но начинаются они в конкретном месте и в конкретной области деятельности.

Первая промышленная революция началась в Англии. Там были готовы все условия для этого, сложились благоприятные обстоятельства. В отношении первой промышленной революции все условия и обстоятельства хорошо описаны:

  • Географические. Островное положение, относительная изоляция от других стран и, одновременно, близость и доступность, пересечение морских путей из северных морей к южным, и открытые пути в Америку;
  • Исторические. Войны и разрушительные революции давно отгремели в самой Англии;
  • Экономические. Островная экономика не может обходится без торговли. Торговые сословия накапливают достаточно свободных финансовых средств, имеют устойчивые связи с внешним миром. Ни одна из отраслей экономики не является системообразующей, норма прибыли в сельском хозяйстве, торговле, промышленности быстро изменяется и не дает абсолютных конкурентных преимуществ какой-то одной отрасли;
  • Правовые. Прецедентное право закрепляет многовековой опыт и является достаточно гибким и адаптивым, поскольку не кодифицировано в виде неизменных кодексов. Каждое из сословий имеет возможность отстаивать свои права. Развитая судебная система. Гарантированная защита частной собственности. Относительно развитое патентное право;
  • Социальные. Социальная структура общества довольно сложна, значительная часть населения живет в городах, каждая социальная группа имеет возможность участвовать в решении политических вопросов. Подданные пользуются относительной свободой;
  • Культурные. Обеспечена свобода вероисповедания, протестантские общины способствуют распространению грамотности, которая становится практически всеобщей. В стране существуют древние университеты, правящие классы хорошо образованы;
  • Демографические. Высокое демографическое давление. Очень много "лишних" людей. В низших классах "огораживание" высвобождает множество крестьян, которые либо эмигрируют, либо пополняют ряды пиратов, служат во флоте или становятся "трудовыми резервами". Принцип майората в высших классах высвобождает множество образованных амбициозных людей, которые могут заниматься политикой, наукой, войной и освоением колоний.

Почему все это важно? Ни в одной другой стране не было таких условий и обстоятельств деятельности.

Паровая машина, с изобретением которой обычно связывают первую промышленную революцию, была изобретена не в Англии. Но только в Англии она была усовершенствована до возможности использования ее в промышленности как массовый источник энергии. В других странах паровые машины использовались эпизодически и для узких задач.

Детали прядильных и ткацких станков изобретались и в других странах. Но только в Англии изобретения патентовались и становились источником прибыли. Воровство изобретений и промышленный шпионаж были распространенным явление в Англии еще за несколько десятилетий до промышленной революции. Изобретения стали экономической ценностью, а не развлечением для праздной публики.

Территориальная локализация, или страновые условия, промышленной революции характерны только для первой промышленной революции. В последующих это уже не имело такого значения.

Последующие НТР тоже локализовались в некоторых центрах и имели свою периферию, но эти центры не совпадали с территорией страны, это были отдельные регионы и города в разных странах.

Важнее отраслевая локализация.

Первая промышленная революция связана с использованием нового источника энергии — парового двигателя, но начиналась она в текстильной отрасли.

Первоначально паровые двигатели использовались в горном деле, например, для откачивания воды в шахтах или для подъема руды и породы. И такие паровые машины можно было встретить по всей Европе, где были шахты.

Текстильные мануфактуры в Англии сначала использовали водяное колесо в качестве источника энергии для механических операций множества станков. Движущие части станков через ременную передачу соединялись с общим валом, который вращался силой текущей воды. Водяные мельницы тоже существовали по всей Европе. Но их использование в текстильных мануфактурах было вызвано потребностями бизнеса, а такой бизнес был только в Англии.

Замена водяного колеса на паровой двигатель просто позволила строить прядильные и ткацкие мануфактуры в любом месте, а не только у реки с запрудой.

Первоначально производство тканей с помощью парового двигателя должно было быть дороже, чем с использованием водяного двигателя. Но паровой двигатель сделал эти мануфактуры массовыми. Массовое производство диктует свои правила. Требуется больше сырья, и на рынок выбрасывается во много раз больше товара. Это меняет структуру производства-потребления. Растет потребление тканей, требуется больше сырья для их производства.

Так, начавшись в текстильной промышленности, революция начала переструктурировать сельское хозяйство. Производство шерсти трудно увеличить в разы за несколько лет. Растет значение растительного сырья, сначала традиционного льна, но затем и в первую очередь хлопка.

Возможности экстенсивного и интенсивного роста производства шерсти в самой Англии исчерпаны. Эпоха "огораживаний" заканчивается. Овцеводство выносится в дальние колонии: в Австралию и Новую Зеландию. Для выращивания хлопка нужны специфические климатические условия. Стимулируется плантаторское хлопководство в Америке, работорговля становится очень прибыльной отраслью экономики.

Так революция в текстильной промышленности меняет другие отрасли и соотношение между отраслями экономики.

Интересно, что начало борьбы за отмену работорговли в самой Англии совпадает с расширением работорговли в ее колониях, и в актуальных, и в бывших.

Точно так же, смена правящего класса в Англии происходит одновременно с укреплением феодализма и абсолютизма в континентальной Европе. И буржуазная парламентская Англия во всех войнах на континенте выступает союзником не революционной Франции, а самых ретроградных абсолютистских режимов.

При рассмотрении локализации НТР и промышленный революций имеет значение анализ процессов, протекающих в центре — в очаге, или ядре, НТР, а также на периферии. Поскольку эти процессы могут иметь противоположное направление.

Так в центре НТР набирать силы процессы эмансипации и высвобождения людей, работников, а в ближней периферии, наоборот, закабаления и подавления свободы. Английская буржуазия, добивающееся экономической свободы и укрепления рыночных отношений в своей стране, была заинтересована в феодальных абсолютистских режимах в странах-поставщиках сырья для ее промышленности.

С одной стороны, такая политика направлена на устранение конкурентов, с другой стороны, обеспечивает производство сырья дешевой рабочей силой, поскольку зерно, хлопок и другое сырье дешевле производится принудительным трудом.

Почти такое же соотношение центра и периферии сохраняется и тогда, когда ядром НТР или промышленной революции является не страна, даже не регион, а отрасль.

Так, автомобильная отрасль стала центром промышленной революции, когда эпоха пара сменялась эпохой нефти. Автомобилестроение интенсивно развивалось в США, Германии, Франции, Японии и других странах. Трудно, практически невозможно выделить одну страну, которая была бы лидером автомобилестроения.

Но массовое производство автомобилей порождает потребность в дорогах.

Производство и потребление автомобилей требует рыночных отношений, уважения частной собственности, квалифицированной рабочей силы, инженерного и научного обеспечения.

А вот строительство дорог — это периферийная отрасль автомобилестроения. И в этой отрасли все наоборот. Дороги строить дорого, и окупаются они медленно, если вообще окупаются. Можно иметь дороги в частной собственности, но это совершенно не эффективно, а в городах и вовсе невозможно. Гораздо лучше и выгоднее, если дороги будут в муниципальной собственности в городах и в общественной или государственной между городами. Но тогда строительство, эксплуатация и ремонт дорог — это общественные работы. С общественными работами лучше справляются диктаторские и авторитарные режимы. Нацисты обеспечили Германию лучшими в мире автобанами. Америка покрыта хорошими дорогами в эпоху "Великой депрессии", когда множество безработных были рады любой работе, включая общественные дорожные работы.

Другой периферийной отраслью для автомобилестроения является добыча и переработка нефти. Рыночная отрасль остро нуждается в увеличении добычи нефти, а месторождения нефти находятся в отсталых странах с феодальными режимами и архаичными социальными отношениями.

Рыночные отношения в автомобилестроении предполагают децентрализацию и демонополизацию, но для развития отрасли лучше и удобнее, если добыча и переработка нефти будет централизованной и монополизированной.

Всякий раз, когда в мире происходит очередная промышленная революция или НТР, необходимо определиться, находитесь ли вы в центре революции, диктующим свои требования, навязывающем свои правила периферии, или же вы на периферии, в которой успешными являются только те, кто понимает навязываемые правила и ориентируется в новых условиях, знает новые требования рынка.

Если вы оказываетесь в центре событий, то разумным является один способ поведения и действия, если вам не повезло, так уж распорядилась история, и вы оказались на периферии НТР, то разумными будут совсем иные способы поведения и действия.

Причем на периферии существует веер возможностей для разумного поведения и действия.

Самый глупый способ — подчиняться требованиям центра и играть по навязанным правилам. То, что хорошо в центре, может оказаться злом на периферии.

В предыдущем фрагменте я указывал на разницу в действиях династии Гогенцоллернов в Пруссии и Саксонской династии в Речи Посполитой накануне первой промышленной революции. Оба государства оказались в похожих экономических условиях, которые им диктовали страны Западной Европы. Но они проводили совершенно разную политику. Поэтому Пруссия смогла использовать обстоятельства в свою пользу, а Польша, Литва и сама Саксония, родина Августа II и Августа III, проиграли. Главным фактором в тот период стало даже не то, как зарабатывались деньги на производстве зерна и леса, а то, как распределялись и на что направлялись прибыли от выгодной торговли с Западной Европой.

Не менее порочный способ поведения — сопротивление изменениям и инновациям, промышленная контрреволюция. При таком способе реагирования можно потерять все и оказаться на обочине исторического процесса.

Нужно помнить, что лидеры НТР не имеют злых намерений в отношении тех стран и отраслей, которые оказались на периферии прогресса и развития. Они просто создают высокий спрос на определенные товары и услуги. Страны и отрасли, удовлетворяющие этот спрос, ориентируются на норму прибыли. Чем выше спрос, тем больше прибыль. Глупо отказываться от того, чтобы зарабатывать на растущем спросе. Все богатые нефтью страны зарабатывали в индустриальную эпоху на своих ресурсах. Но среди экспортеров нефти можно обнаружить множество разных подходов и способов использовать открывшиеся преимущества. Саудовская Аравия, Иран, Ирак, СССР, Венесуэла, ОАЭ, Норвегия — это далеко не весь спектр политических стратегий стран-экспортеров нефти.

При некоторых стратегиях в странах, разбогатевших на нефти в эпоху индустриальной революции ХХ века, народы этих стран консервируют самые архаичные социальные отношения и образ жизни. Например, Саудовская Аравия — самая богатая страна. И монархия в этой стране существует только благодаря архаике и сдерживанию изменений образа жизни.

Ливию аналогичная политика привела к полному поражению и развалу. В Иране происходит культурная и социальная контрреволюция. Особенно поучительным является пример СССР.

В нашем случае необходимо определить центр-ядро НТР, которая сейчас набирает обороты и наращивает темп. Где находится центр? В "Силиконовой долине"? В Израиле? На Дальнем Востоке?

При таком определении центра современной НТР важны не привязка к стране, а выделение экстерриториальных кластеров. "Силиконовая долина" географически расположена в Калифорнии, но это не определяющий фактор. Важно то, как и каким образом там собраны системы деятельности.

А какая из отраслей, или систем деятельности, является лидирующей на нынешнем этапе НТР и какие периферийные отрасли обеспечивают ее лидирующее положение?

Ответы на все эти вопросы нужны для того, чтобы выработать правильную стратегию и проводить эффективную политику в условиях цифровой экономики. Но ответить на эти вопросы почти невозможно, не проанализировав другие аспекты промышленных и научно-технических революций.

Читайте продолжение: Что является сырьем и ресурсами при новом технологическом укладе

Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в Фейсбуке:

Андрэй Ягораў: Грашовая дапамога ЕС не развяжа эканамічныя праблемы Беларусі (Відэа)
Андрэй Ягораў: Грашовая дапамога ЕС не развяжа эканамічныя праблемы Беларусі (Відэа)
25.07.2019 Аляксандр Папко, Belsat.eu

Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак

Чем Эстония лучше Германии для криптобизнеса
Чем Эстония лучше Германии для криптобизнеса
29.03.2019 Александра Богуславская, главный редактор Doing Crypto Index — специально для Deutsche Welle

Эстония является лучшей страной для бизнеса в сфере криптовалют и блокчейна.

Что является сырьем и ресурсами при новом технологическом укладе
Что является сырьем и ресурсами при новом технологическом укладе
28.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Третий текст в серии размышлений философа и методолога Владимира Мацкевича о новой научно-технической революции и ее возможных последствиях для Беларуси.

Оказавшись вдруг на периферии прогресса — еще не все потеряно. Если начать действовать по уму...
Оказавшись вдруг на периферии прогресса — еще не все потеряно. Если начать действовать по уму...
27.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Философ и методолог Владимир Мацкевич продолжает анализ такого явления, как промышленные и научно-технические революции.

Не повторить бы Игорю Мамоненко судьбу Антония Тизенгауза
Не повторить бы Игорю Мамоненко судьбу Антония Тизенгауза
26.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Представители беларусского ИТ-бизнеса ставят перед собой задачу реализовать амбициозный проект "ИТ-страна", который предполагает кардинальное социально-экономическое переустройство Беларуси.

Видео