BE RU EN
rss facebook twitter

Министерство юстиции проводит очередную проверку Минской городской коллегии адвокатов

23.11.2011
Министерство юстиции проводит очередную проверку Минской городской коллегии адвокатов

Министерством юстиции Республики Беларусь проводится очередная проверка организации работы адвокатов МГКА. В текущем году это уже четвёртая проверка, в ходе которой  министерством истребуются оригиналы документов адвокатов за длительный промежуток времени. В их перечень входят лицевые счета, соглашения с клиентом на оказание юридической помощи,  квитанции о внесении гонорара,  ордера, журналы регистрации соглашений. Практически все эти документы содержат сведения, составляющие адвокатскую тайну.

 

В Беларуси Министерство юстиции наделено широчайшими полномочиями по контролю и за деятельностью адвокатуры как института в целом, и за деятельностью отдельных адвокатов как носителей лицензии на осуществление адвокатской деятельности, которая выдается Министерством юстиции. Эти полномочия предусмотрены Законом Республики Беларусь "Об адвокатуре" и Положением о лицензировании, утверждённом Указом президента № 450 от 1 сентября 2010 года. Настоящий Указ вступил в силу с 1 января 2011 года.

Полномочия Министерства юстиции в отношении адвокатуры в Республике Беларусь можно условно подразделить на несколько основных направлений: администрирование доступа к адвокатской деятельности, осуществление  контрольных функций и лишение права на осуществление этой деятельности.

Практика показывает, что Минюст трактует свои контрольные полномочия очень широко. Так, например, Министерство юстиции заявляет о неприменении в своей деятельности общего порядка осуществления контрольной деятельности, установленного в Республике Беларусь Указом президента № 510 от 16 октября 2009 года.  Данная позиция озвучена Минюстом в судебных процессах, в которых рассматривались жалобы адвокатов на неправомерные действия Министерства юстиции о прекращении их лицензий.

Минюст полагает, что это законно, и практикует проведение проверок в произвольном порядке, без установленных правил, когда не применяются принципы контрольной деятельности, не регламентированы полномочия и обязанности проверяющих, нормативно не установлен порядок изъятия документов адвокатов (в т.ч., содержащих адвокатскую тайну), а также отсутствуют гарантии  защиты прав для проверяемых адвокатов. Как показала практика, в некоторых случаях адвокаты не знали, что в отношении них проводится проверка, что Минюстом изъяты документы, касающиеся их деятельности. Давая объяснения Министерству юстиции, они не были введены в курс дела относительно предъявляемых к ним претензий. Имеют место случаи, когда министерство вовсе не отбирало объяснений у адвокатов по результатам проверки. 

Кроме того, на практике имеет место избирательный подход Министерства юстиции в отношении определения адвокатов, подлежащих проверке. Например, в январе-феврале 2011 года. Минюстом по представления  Комитета  Государственной Безопасности Республики Беларусь  проводилась проверка организации работы  в Минской городской коллегии адвокатов. Проверке была подвергнута часть адвокатов коллегии. Принцип отбора проверяемых - на усмотрение должностных лиц Министерства.

В апреле и мае  2011 года Минюст дважды проверял деятельность отдельных адвокатов МГКА по установленному Министерством списку. Принцип его формирования также официально не известен.

Однако, анализируя список лиц, подвергнувшихся  проверкам в текущем году, можно сделать вывод, что в него были включены практически все адвокаты, осуществлявшие защиту лиц-участников событий 19 декабря 2010 года в Минске, обвиненных в организации и участии в массовых беспорядках, имевших место после состоявшихся президентских выборов, т.е. по политически мотивированным делам. Кроме того, отдельное внимание при формировании указанных списков Минюст уделил членам президиума МГКА - органа адвокатского самоуправления, который в январе 2011 года не подчинился требованию министерства о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов за высказывания и интервью в СМИ по поводу нарушения прав их подзащитных по уголовному делу, возбуждённому по событиям 19 декабря.  

Результатом проверок явились решения коллегии Министерства юстиции о прекращении действия адвокатских лицензий. Жертвами такой "игры без правил" стали адвокаты Т. Агеева, О. Агеев, Т. Сидоренко и др. Иные адвокаты, подвергнутые проверкам, столкнулись с трудностями прохождения внеочередной аттестации - Д. Липкина, А. Бахтина, И. Бурак;  другие получили предписания Минюста, являющиеся первым этапом на пути к возможному последующему прекращению действия их адвокатских лицензий. Имеют место отчисления из коллегии адвокатов по собственному желанию в связи с полученными по результатам проверки предписаниями, а также приостановление действия адвокатских лицензий.

С начала 2011 года по настоящее время процедура прекращения действия лицензий  по результатам проверок была применена Министерством юстиции уже в отношении 7 адвокатов, 6 из которых были членами Минской городской коллегии адвокатов (В. Толстик, Т. Гораева, Т. Агеева, О. Агеев, П. Сапелко, Т. Сидоренко). При этом, трое из указанных  адвокатов являлись членами президиума МГКА, осуществляющим функцию адвокатского самоуправления (П. Сапелко, О. Агеев, Т. Агеева).

Необходимо отметить, что все нарушения, выявленные Минюстом по результатам проверок внутренних документов адвокатов, носят технический характер, связанный с их оформлением, и ни в коей мере не относятся к  осуществлению  непосредственно профессиональных обязанностей по защите прав и законных интересов граждан. Имеются факты возбуждения в отношении адвокатов уголовных дел по формальным  нарушениям  порядка оформления соглашений.

Кроме того, сейчас Минюст готовит проект новых правил профессиональной этики адвокатов. Само по себе странно, что правила профессиональной этики разрабатываются не адвокатским сообществом, а чиновниками Минюста. Новые правила носят ещё более жесткий, контролирующий характер по отношению к адвокатам.

"Проект новой редакции правил профессиональной этики адвоката, игнорирующий основополагающие принципы адвокатского самоуправления и саморегулирования адвокатской профессии, направлен на фактическое отрицание гарантий адвокатской деятельности в целом и независимости профессии адвоката в частности, на отрицание роли органов адвокатского самоуправления", - говорится в официальном заявлении МГКА.

Таким образом, очевидно, что наличие в законодательстве и применение на практике Министерством юстиции административной процедуры проверок, вынесения предписаний, прекращения действия адвокатской лицензии в Беларуси противоречит принципам независимости адвокатов и гарантиям их реализации, установленным Конституцией Республики Беларусь, международными обязательствами и стандартами в области адвокатской деятельности. Они предусматривают, прежде всего, требования независимости органа, применяющего меры ответственности в отношении адвоката, соблюдение принципов контрольной деятельности лицензирующего органа с  регламентацией  полномочий и обязанностей проверяющих, установление нормативного порядка изъятия документов адвокатов (в т.ч. содержащих адвокатскую тайну), регламентации и справедливости процедуры проведения проверок и применения санкций, включая участие в ней самого адвоката, необходимости соблюдения принципа пропорциональности при определении меры ответственности адвоката, гарантии  защиты прав адвоката при осуществлении им  профессиональной деятельности.

Напомним, что еще 1 февраля 2011 года Совет коллегий адвокатов Европы призвал министра юстиции Беларуси "гарантировать принципы независимости профессиональных ассоциаций адвокатов и беспристрастности дисциплинарных разбирательств".

Соответственно возникает вопрос о неконституционности существующих норм закона, разрешение которого необходимо поставить перед Конституционным Судом Республики Беларусь в рамках конституционного контроля.

Однако в силу создавшейся ситуации в виде  непрекращающегося прессинга со стороны  Министерства юстиции ни сами адвокаты, ни их органы самоуправления в лице президиумов РКА и  МГКА  не обращаются к субъектам, обладающим правом инициировать конституционное производство, для решения данного вопроса и защиты своих прав.

 

Фонд развития правовых технологий - Центр правовой трансформации

Видео