BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Георгий Плащинский: "Перемены в Беларуси могут быть эволюционными"

01.03.2011
Георгий Плащинский: "Перемены в Беларуси могут быть эволюционными"

23 февраля премьер-министр Михаил Мясникович, представляя программу действий правительства Беларуси на 2011-2015 гг., заявил, что нашей стране необходимо выйти на темпы развития Китая, Южной Кореи, Сингапура и других «азиатских тигров», а повышение заработной платы должно зависеть от совершенствования производительности труда. Однако сумеет ли действующая власть сохранить стабильность собственного положения в случае роста реальных доходов населения?

Экономический кризис вряд ли приведёт к смене власти

В беларусской экспертной среде распространено мнение о том, что нынешний политический режим заключил своеобразный «социальный контракт» с различными социальными группами об оказании услуг по повышению уровня жизни в обмен на фактический отказ населения от участия в политике. Основываясь на этой предпосылке, в Беларуси неоднократно делались прогнозы, согласно которым резкое падение социально-экономических стандартов вызовет социальные волнения, которые могут повлечь за собой смену власти.

Снижение уровня жизни, тем не менее, может привести не к открытому протесту, а к тому, что большинство беларусов «затянет пояса потуже». Политический режим в этом случае еще долгое время может сохранять стабильность, перераспределив оставшиеся ресурсы в пользу своей опоры: военных, милиции, спецслужб и директората госпредприятий.

При такой ситуации сохраняется возможность революции «голодных ртов», как в Египте и Ливии, но не думаю, что многим в Беларуси хотелось бы достичь политических изменений в стране через кровопролитие.

Образ жизни беларусов и «электоральная революция» 1994 года

Впрочем, существуют и другие кризисы. В мае 1994 г. был опубликован анализ изменений в постсоветских обществах, подготовленный с участием АГТ и Владимира Мацкевича. В докладе были выделены пять компонентов системного кризиса, развивающихся обычно последовательно: кризис идеологии, кризис власти, кризис государственного управления, кризис хозяйства и кризис образа жизни. Образ жизни, последний компонент – наиболее консервативная и медленно меняющаяся составляющая.

БССР была настолько советизированной республикой, что после ее развала люди в сложную эпоху перемен потребовали, чтобы «усё было, як раней», чему очень соответствовали популистские обещания Лукашенко «запустить заводы» и реализованная позже политика «ресоветизации» Беларуси, в том числе и на символическом уровне.

События далекого уже 1994 г., когда общество мечтало восстановить свой «образ жизни», назвали «электоральной революцией». Нынешняя власть, не имея действенной идеологии и достаточной правовой легитимности, продолжает апеллировать к «образу жизни», стараясь обеспечить условия по его сохранению.

В итоге большинство беларусских заводов в своей деятельности ничего принципиально не меняют, в госунивермагах продавцы работают на старых местах, даже если в них уже нет необходимости, а колхозы сохраняют постольку, поскольку есть колхозники.

Непростой выбор между революцией и эволюцией

Следствием новой революции, основанной на экономическом кризисе, с высокой вероятностью будет реставрация похожего режима, который займется возвращением всего «на круги своя». К тому же неизвестно, каким образом Беларусь сможет выйти из такого кризиса: начнётся ли массовая распродажа по бросовым ценам стратегических предприятий зарубежным покупателям или введут единую валюту с Россией?

Поэтому намного более перспективным может оказаться эволюционный путь развития, который подразумевает включение в региональные и мировые процессы и интенсификацию гуманитарных контактов.

В случае поступательного движения, кардинальное изменение ситуации в Беларуси обретет социальную базу, как в свое время Французская революция смогла опереться на появившееся «третье сословие». Такие изменения в образе жизни, как наличие автомобиля, высокоскоростного Интернета, доступа к спутниковому телевидению, ведение собственного бизнеса, зарубежное образование, наличие коллег за границей – всё это и многое другое изменит беларусский социально-культурный ландшафт.

Европа, гражданское общество и перемены в Беларуси

Следовательно, необходимо содействовать переговорам о визовой либерализации, чтобы добиться облегченного или полностью свободного передвижения по странам Европейского Союза, а также присоединения Беларуси к Болонскому процессу и расширению участия в программе академических обменов "Erasmus Mundus". Важными также являются проведение экономической либерализации и активное участие в региональных и международных организациях (включая присоединение к новым, таким как «Северное измерение» ЕС и Совет государств Балтийского моря), открытие в Беларуси представительств международных компаний и организаций, привлечение иностранных инвестиций.

Но это не значит, что гражданское общество должно сидеть сложа руки. Такой эволюционный путь развития также включает в себя постоянную активную работу по защите общественных интересов и развитию гражданского общества, несмотря на все препятствия.

Под этим может подразумеваться достижение более благоприятных условий для деятельности некоммерческих организаций, содействие сохранению и актуализации историко-культурного наследия, развитие экологических и образовательных инициатив, местного самоуправления, а также повышение интереса к беларусскому языку и культуре, деятельности диаспоры и альтернативным точкам зрения, включая расширение доступа населения к информации независимых изданий.

Изменения в образе жизни происходят уже сегодня, хотя этот процесс многие не замечают. Вот лишь некоторые примеры удачных гражданских инициатив: в 2010 г. в Беларуси при поддержке международной организации «Чистая Балтика» и Министерства сельского хозяйства открылась школа для фермеров; в Минске осенью прошлого года открылся английский детский клуб "Global Child", основная задача которого – развитие ребенка на английском языке. В Бресте открылся Институт третьего возраста, в котором будут обучаться пенсионеры в рамках социального проекта «Активный третий возраст». Даже представители беларусского «правящего класса» вовлечены в этот процесс. В декабре 2010 г. в ресторане "Piaffer" прошла международная благотворительная акция "Red Dress Collection", стартовавшая в 2002 г. в Нью-Йорке. Среди прочих гостей с беларусской стороны участвовала Людмила Сидорская, жена действующего на тот момент премьер-министра Сергея Сидорского.

Очевидно, что все эти люди видят свое будущее не в советском прошлом, даже если по складу своего характера и политическим взглядам они консервативны. И сам Лукашенко постоянно вынужден повышать ставки «социального контракта» (к концу 2015 г. беларусам обещана зарплата уже в 1000 долларов), чтобы сохранять поддержку народа, и поэтому для него одновременно не может быть серьезного пути назад в плане обеспечения экономических стандартов жизни.

Лукашенко скажут спасибо и попросят уйти?

Таким образом, сегодняшняя политика сохранения власти Лукашенко заключается в балансировании между социальными ожиданиями на повышение уровня благосостояния и попытками консервативной реакции на вызовы и потребности «нового беларусского общества», которое строится у нас на глазах.

При этом 19 декабря 2010 г. показало, что Лукашенко едва ли может опереться на средний класс, доля которого постепенно растет независимо от его желания сохранить текущую расстановку сил в стране. И не исключено, что в какой-то момент те люди, которые повысили свое благосостояние в «эпоху Лукашенко», скажут ему спасибо и попросят уйти.

Это произойдёт потому, что уже сейчас многие граждане Беларуси, включая представителей властных кругов, нуждаются далеко не только в удовлетворении примитивных потребностей, но еще и в таких вещах, как безопасность, признание, права и свободы, которые позволят им чувствовать себя не хуже, чем себя чувствуют граждане в ряде соседних стран. 

 

Георгий Плащинский, "Новая Европа"

Видео