BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Имидж Беларуси в Европе – последняя диктатура?

22.09.2010
Имидж Беларуси в Европе – последняя диктатура?

Европейское общественное мнение долгое время было настроено против всяких попыток сотрудничества с Минском. Кто виноват в этом: оппозиция, использующая образ «последней диктатуры», или власти, не умеющие этот образ изменить?

Однажды зимой я оказался на главной площади Мюнхена Мариенплац, где напротив городской ратуши увидел масштабный книжный магазин – более пяти этажей самой различной литературы, от пособий по ботанике до популярной в то время книги-манифеста Барака Обамы «Yes, we can!». На полках отдела «Туризм» я решил познакомиться с европейской литературой о Беларуси, но поиск табличек «Belarus» или «Weissrussland» к особым успехам не привел.

Однако уходить с пустыми руками не хотелось, и я продолжил поиски среди литературы о сопредельных странах. То, что я обнаружил, могло бы стать прекрасной иллюстрацией последствий, к которым приводит имидж Беларуси за рубежом, когда она воспринимается исключительно в качестве форпоста тирании и диктатуры, где по определению не может происходить ничего хорошего.

Следует начать с того, что в обзорной литературе, повествующей о Балтике, мы не фигурируем, а в литературе, рассказывающей о Восточной Европе – встречаемся выборочно. Замечательным примером является книга «Поехали! Восточная Европа», где к странам нашего региона относят Турцию, но вообще ни слова не пишут о Беларуси как объекте туризма.


Вторая книга – «Russia & Belarus» от издательства «Lonely Planet», где на обложке изображен человек с признаками умопомешательства, была издана для удобства путешествующих по России, которые могут ненароком заглянуть и в Беларусь.



О нашей стране в ней написано хоть и с сарказмом, но любопытно – например, Беларусь называют «каппуччиновым коммунизмом». Правда, некоторые утверждения могут показаться просто странными – так, из путеводителя можно узнать, что основным источником доходов в бюджет страны является торговля оружием, а Лукашенко готов пустить танки, чтобы подавить уличные протесты. Авторы припоминают ему председательство в колхозе и даже приводят данные о том, что многие в стране пренебрежительно называют его «колхозником». Наконец, типичный салон красоты представляет собой помещение с обшарпанными стенами, где установлены сушки 1980-х гг.

 

Наиболее политизированной я мог бы назвать книгу «Eastern Europe» того же издательства, где о Беларуси можно узнать много интересного еще с первой страницы раздела – так, часть Витебской области на карте изображена в качестве независимого государства. Из введения станет ясно, что лишь немногие отважатся посетить этот «герметично закрытый заповедник советского времени, которым железной рукой руководит усатый президент с манией величия, Александр Лукашенко».



Далее можно было бы подумать, что авторы иронизируют, но это не так – они говорят о беларусских проблемах с полной серьезностью. В частности, местные люди (это мы), завидев иностранцев, ощущают себя стесненно, но заинтригованы и польщены неожиданным вниманием, поскольку нечасто могут их увидеть. Политика обсуждается шепотом, а КГБ прослушивает телефонные звонки. Независимым СМИ ничего не остается, кроме как распространять информацию через Интернет, да и эта возможность очень шаткая. В общем, ситуация с политическими, экономическими и другими свободами – просто ужасная, и чтобы получить полное представление об этом, читателю предлагают проследовать на сайт «Хартии’97». Правда, можно помочь становлению беларусской демократии прямо во время туристической поездки – нужно всего лишь проследовать в офис Партии БНФ, а там приобрести диски или национальные флажки. Издание уверяет, что все деньги пойдут оппозиции на благое дело. Если покупать ничего не захотелось, а помочь хочется, то книга предлагает поинтересоваться возможностью сделать прямое пожертвование. Авторам кажется важным проинформировать туристов об акции солидарности, которая проходит 16 числа каждого месяца. Как указано в путеводителе, Ирина Халип вместе с другими активистами выходят в этот день с зажженными свечами на Октябрьскую площадь и стоят там, пока их не разгонят или не задержат.

В итоге мы предстаем перед западным обывателем образцом банановой республики, где «колхозный президент» с замашками лидера военной хунты держит в повиновении все остальное население. Незавидный имидж. Только вопрос, оправданный ли? Конечно, у нас установился авторитарный режим и попираются демократические свободы, но это туристический путеводитель, а не обзор нарушений прав человека в Беларуси за год выпуска издания.

Осенью 2006 г., когда прошло не так уж много времени после президентских выборов в Беларуси, меня попросили сопроводить в Минске одну француженку, представительницу европейской общественной организации: рассказать немного о городе и политической ситуации в стране. Как впоследствии выяснилось, ей еще была интересна и беларусская советская архитектура, и то, как устроен город, – она сказала, что ожидала увидеть все в более мрачных красках. Мы встретились в районе площади Бангалор, а затем к нам присоединилась еще одна сопровождающая – я уже не помню точно, из какой политической партии она была (ПБНФ или ОГП). Но она настолько активно пыталась убедить гостя в том, что в нашей стране ситуация просто катастрофическая, и настолько неприятно было это слушать, что я даже решил передать на французском небольшую записку. В ней я написал о том, что далеко не все названные партийным активистом факты имеют место в Беларуси. Затем француженку повели на спектакль «Свободного театра» в Управе Партии БНФ. До сих пор гадаю, какие позитивные впечатления она могла увезти из Беларуси.

Недавно «Lonely Planet» включил Минск в ТОП-10 лучших мест для отдыха в Восточной Европе, а риторика на сайте издания заметно изменилась: Беларусь теперь уже не просто «последняя диктатура в Европе», но и место, где даже не в самых простых обстоятельствах люди остаются очень открытыми и гостеприимными. Явную перемену стиля можно заметить в выражении «страна, испытывающая проблемы с демократией» («democratically challenged country»), что намного более политкорректно на фоне предыдущих утверждений о Лукашенко и характере его правления. Связано ли это с объявленной в 2008 г. либерализацией, или просто является переоценкой того, что публиковалось ранее? Важно одно: пока беларусская власть не начнет в достаточной мере заниматься страновым маркетингом и не прекратит делать одиозные шаги, шокирующие западную публику, репутация Беларуси будет формироваться на основе обрывочных сведений, доходящих из «страны-изгоя». Или же на основе той информации, которая выгодна внешнеполитическим соперникам – например, России, что как нельзя актуально в условиях «информационной войны» с этой страной. В обоих случаях нашему государству вряд ли удастся завоевать расположение западных туристов и инвесторов.

 

Источник: Георгий Плащинский, "Новая Европа"

Видео