BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Общественные слушания по-беларуски: либерализация как она есть

10.10.2009
Общественные слушания по-беларуски: либерализация как она есть

В Беларуси планируют построить АЭС. Решено, кем она будет построена; выбран образец, по которому ее будут строить. Дирекция АЭС уже работает и организует пресс-конференции. Решено, откуда взять специалистов и где учить наших, беларуских.

Не решено одно: где именно строить. И еще неизвестно, что думает беларуская общественность о воздействии строительства и наличия АЭС на окружающую среду.

9 октября в г. Островец Гродненской области прошли общественные слушания на указанную тему. еurobelarus.info представляет хронику событий.

Ирина Сухий (эколог, общественное объединение «Экодом», Беларусь):

«В  9.45 на въезде в Островец микроавтобус с представителями экологических организаций   остановили и не пропускали до согласования с работниками Райисполкома. После наших взываний к соблюдению закона и разговоров о том, что работники  МВД подводят своими действиями Президента, не пуская общественность на объявленные в стране ОБЩЕСТВЕННЫЕ слушания, сотрудник милиции, посовещавшись с кем-то, сидящим в микроавтобусе, тоже стоящим у обочины, нас минут через 10-15 пропустил. У обочины остались стоять еще 4-6 микроавтобуса с людьми. 

В 10.00 возле места проведения регистрации и слушаний следующий кордон – металлический переносной забор и  сотрудники спецназа, пропускающие до 10.00 только людей от организаций и районов, имеющих в руках (УЖЕ, еще ДО регистрации) регистрационные листки с конкретными зарегистрированными номерами. Люди, которых пропускали, подъезжали на небольших автобусах и микроавтобусах. На легковых машинах подъезжали представители от министерств.  

В 10.05 мужчина в штатском, осуществлявший связь по телефону и передающий приказы спецназовцам, передал, что разрешено пускать и остальных. Мужчин спецназовцы обыскивали вручную, все были проверены металлоискателем. При этом просили открыть и показать сумки и достать из карманов ключи, мобильники и металлические предметы.

В зал  впускали очень малыми порциями по 5-7 чел. Места были распределены по районам. И целыми рядами были заняты пустые места для кого-то… Как только волонтерам (в одинаковой спецодежде) показалось, что мест уже нет, в зал вообще прекратили вход, запретив занимать проходы между рядами и вдоль стен под предлогом пожарной безопасности. Нам говорили, что вне зала есть видео-оборудование, позволяющее следить за ходом слушаний и таким образом в них участвовать.

Нам удалось  занять примерно 10-15 мест (с трудом) несмотря на то, что были зарезервированы 30 мест в Администрации (Дирекции) АЭС заранее». 

В 10.10 зал, в котором должны состояться слушания, организованно заполнен.

Согласно  плану (повестке) проведения общественных слушаний регистрация участников должна была осуществляться с 10.00 до 12.00, в этот интервал времени предполагалось прибытие представителей заинтересованной общественности к месту проведения слушаний.

Непонятным  образом за 10 минут была осуществлена регистрация представителей «трудовых коллективов». При регистрации каждому участнику выдаются глянцевые информационные буклеты: «Мы за АЭС. Мы за работу. Мы за зарплату». И стилистически, и по оформлению – это точная копия агитационных материалов РосАтома, которые распространялись на при обсуждениях Нижегородской, Балтийской и других АЭС в России.

Андрей Ожаровский (эксперт, международная экологическая группа «Экозащита», Россия):

«До 10 часов место проведения было оцеплено кордоном из милиции и вероятно добровольцев, людей в штатском. Пропуск для регистрации граждан, которые собрались перед входом, а, соответственно, кордоном, начался ровно в 10 часов, до этого времени представителей общественности не пускали в здание. Вероятно, организованные группы (трудовых коллективов) были допущены в зал до начала официального времени регистрации».

Получается, что примерно 300 человек были зарегистрированы еще до 10 часов. 

В 10.15 фактически прекращен доступ в зал.

Татьяна Новикова (экозащитница, Беларусь): «Никакая договоренность о выделении мест представителям заинтересованной общественности не была соблюдена. Список общественных организаций, которые намеревались принять участие в общественных слушаниях, был подготовлен и заблаговременно направлен для регистрации организаторам слушаний.   Заявки на участие отправлялись Петрушкевичу Владимиру Петровичу – секретарю оргкомитета проведения слушаний, сотруднику дирекции строительства АЭС. По его заверениям, как минимум для 30 представителей экологических и других общественных организаций со всей республики должна была быть предварительно зарезервирована возможность участия в слушаниях, как минимум присутствие в зале».   

Елена Тонкачева (правозащитница, Беларусь):

«11.40: На входе в здание, где проводятся слушания, по распоряжению Заместителя начальника Островецкого отдела внутренних дел Сенкевича Марека Мичеславовича, остановлен Андрей Ожаровский. У известного российского независимого эксперта-антиядерщика (который в это время находился со мной на телефонной связи) изымают материалы Критических замечаний к отчету ОВОС, подготовленных рядом экологических и экспертных организаций Беларуси. Критические замечания, собственно, и составляют общественную оценку, которая должна стать предметом обсуждения на слушаниях. Представитель Дирекции строительства Э.И.Свирид  Андрею Ожаровскому: «С печатной продукцией вы сюда не войдете». Текст Критических замечаний изымают у экспертов на входе в зал. Ожаровский оставил материалы и стал двигаться в зал. Потом последовала реплика: «Этого взять», и связь с Ожаровским прервалась. Очевидцы происшествия утверждают, что его задержали люди в штатском и сопроводили в  синий  Форд 7647 ЕМ-4, где продержали до команды о доставке в отделение милиции. В отделении милиции майор Г. Драб  изъял 96 экземпляров «Критических замечаний к отчету ОВОС» с формулировкой «в ходе осмотра места происшествия», и в настоящее время не ясно, будет ли в отношении Ожаровского составлен протокол задержания. Никаких копий протоколов об изъятии бумаг ему не выдают. Не ясно, сможет ли Ожаровский вернуться в зал Слушаний и выступить с экспертными оценками». 

Ожаровский  был доставлен в Островецкое отделение милиции, где будет находиться на протяжении 3-х часов для того чтобы, как утверждают сотрудники милиции, составить протокол об изъятии «Критики…». Будет ли составлен такой протокол, пока неизвестно, поскольку сотрудники милиции на ходу меняют решения. Подробностей о том, почему, кем и когда был наложен запрет на распространение материалов в зале общественных слушаний, они не сообщили. 

13.30 Островец. Зал слушаний. 

Ирина Сухий (ОО «Экодом») заявила в зале проведения слушаний о том, что регламент проведения слушаний грубо нарушается. Так, объявлено, что регистрация выступающих

продолжается  до 15.00, в то время как уже сейчас, в 13.00 желающие выступить не могут пройти регистрацию, так как представители Организационного комитета слушаний им в этом отказывают. 

Наблюдатели, находящиеся в зале, констатируют, что главные докладчики, представляющие ОВОС, не соблюдают регламента, так как их выступления занмают больше времени. 

Участники слушаний, граждане и представители  организаций, которые покидали ненадолго зал, не могли попасть в него обратно.  

13.39. Выступления.

Выступил  представитель Росатома Глухов Александр, который сказал, что главные опасности  АЭС - эфемерны, главная экономическая выгода - это окупаемость, но не с точки зрения капитальных затрат, а с точки зрения эксплуатации через 50-60 лет. Но главное, что приобретает страна, с его точки зрения, с появлением АЭС - так это новый статус и совершенно новые нормы безопасности.

Дали  слово академику Георгию Лепину, который приводит контр-тезисы в своем выступлении, где говорит о реальных фактах, свидетельствующих о невыгодности и опасности ядерной энергетики. О том, что данные ОВОС занижены в тысячи раз. 

(дополнение  по выступающим будет добавлено позднее) 

16.10: час назад Андрею Ожаровскому обещали в отделении милиции, что вернут документы, и он сможет продолжить участвовать в общественных слушаниях, так как записан для выступления. Сейчас его перевезли в суд. В суде ему стало известно, что ему вменяется статья 17.1 административного кодекса с формулировкой: "Находясь вблизи кинотеатра "Островец (место проведения слушаний) вел себя вызывающе в присутствии граждан, чем нарушал общественный порядок при проведении собрания по АЭС". Ирина Сухий находится вместе с Андреем в зале суда. 

16.30 Татьяне Новиковой, редактору Белорусского зеленого портала, одному из авторов «Критики ОВОС» пришлось требовать слова, в чем ей было отказано на основании того, что время выступлений вышло. Татьяна - 31-я в списке из более, чем 60 человек, записавшихся выступить. Ей было предоставлено слово, и она публично рассказала о факте задержания Андрея Ожаровского и о факте изъятия Критики. Аудитория попросила зачитать Критику, но президиум собрания не согласился предоставить более чем 3 минуты. Татьяна передала оргкомитету Слушаний копии протоколов собраний и подписи граждан из всей Беларуси, которые они передали в поддержку Критики и с предложением отзыва ОВОСа.

С полным текстом Критических замечаний  к официальному отчету по ОВОС можно  ознакомиться по адресу www.atomby.net.

Другие  представители общественности были лишены возможности выступить, просидев в душном зале около 5-ти с половиной  часов. Оргкомитет не дал возможности выступить экологам и экспертам из Москвы, Минска, Каунаса и других городов. Не смог выступить и Игорь Пастухов, и Юрий Мелешкевич, и ряд других экспертов, кому удалось попасть в зал и кто остался за его дверьми.

Сейчас  госслужащие пытаются отвечать на вопросы, которые поступают от граждан, цитирующих Критику. Ответы не всегда соответствуют вопросам, отвечающие говорят о том, что нарушения в ОВОС есть и возможны аварии, но все будет безопасно. Представитель института по Биоресурсам АНБ сказал, что даже если лосось исчезнет, то можно будет выращивать его в специальных питомниках.

Обстановка  нетерпимости царит в зале слушаний, занятыми представителями администрации  и госсектора Островца, которые пытаются мешать выступающим криками: "Вот  и катись в свою Россию, кому не нравится, пусть уезжает, кто боится АЭС - может уже сейчас рыть себе могилу".

Регламент слушаний был плохо формализован и там где был конкретен - нарушался.

Наталья Рябова в своем выступлении на слушаниях: "Меня поразили эти республиканские слушания тем, что машины из Минска останавливали, людей не пускали в зал, и у меня не было бы шансов туда попасть, если бы не мои друзья, которые заняли мне место, я бы не смогла попасть в зал и выступить. Я хочу сказать, что не слышу здесь того, чтобы люди обсуждали ОВОС - они выходят на сцену и читают стихи, где АЭС в два гигаватта рифмуется со словом зарплата - мне это кажется каким-то бредом".

Татьяна Новикова в своем выступлении  задала вопрос, если АЭС так безопасна, и ОВОС настолько хорош, почему Критику ОВОСа конфисковало местное РОВД без объяснения причин, критика планировалась как раздаточный материал для публики. 

17.59 Комментарии: 

Игорь Пастухов: "Атмосфера слушаний ОВОС АЭС мне напомнила атмосферу  пленумов ЦК Компартии СССР. С критикой ОВОС выступило всего пять человек, заметим, представляющих негосударственные организации. Остальные выступавшие расскзаывали о благах, которые якобы получит район". 

Владимир  Петрушкевич, секретарь оргкомитета  слушаний, находившийся в Минске, на больничном во время проведения слушаний, прокомментировал задержание Ожаровского так: 

"Я  позвонил нашим, они сказали,  что никакой проблемы нет - ну они же там нормальные  люди, и они его обязательно  отпустят". 

"Считаю, что слушания проведены в  конструктивном русле", - подытожил Виктор Свилло и пожелал всем счастья. 

Михаил  Михадюк напомнил собравшимся, что  здесь за стенкой, находится постоянно  действующий информационный центр, где ответят на все вопросы  трудящихся. Все свои надежды Михадюк  возложил на главу администрации Островецкого района, сказав, что с его приходом расцвел Островец и «если он и дальше будет здесь работать, то мы построим самую лучшую и безопасную станцию» 

18.30 Основные выводы по итогам дня: 

Татьяна Новикова (экозащитница, Беларусь):

«Мне кажется, в какой-то момент ситуация вышла из-под контроля властей – организаторов слушаний – и полностью находилась вне их контроля. Если до этого представители оргкомитета слушаний действовали согласованно, то задержание Андрея Ожаровского показало, что согласованность видимая. Мнения чиновников разделились – одни говорили, что этого не может быть, другие (местные власти) принимали очень жесткие меры.  

Организация слушаний в целом была скверной, не была соблюдена процедура выступлений и даже регистрации. Регламент много раз нарушался, не выдерживался лимит времени. Среди желающих выступать частных лиц странным образом были чиновники и представители академического сообщества, которые придерживались позиции за строительство АЭС.

Атмосфера показалась мне недружелюбной. Происходящее похоже было на деревенский клуб, где было много спонтанных сумбурных выступающих, где все говорили «Даешь АЭС!» и читали по бумажке.  

Сейчас  я в состоянии шока и удивления. Ведь так много времени было потрачено на то, чтобы наладить диалог с властями, чтобы мы могли быть услышаны, чтобы Министерство природы и заказчики понимали, что хочет и рекомендует общественность. Сегодня с таким трудом налаженные контакты были уничтожены росчерком пера».  

Ирина Сухий (эколог, общественное объединение «Экодом»): 

«Я убеждена, что слушания проведены с нарушениями  положений Орхусской   конвенции  относительно участия общественности в принятии решений. Не было оглашена процедура, не было объяснено, как ведется  протокол, в каком порядке он будет доступен для ознакомления и замечаний (дополнений). 60 человек записались для выступления, выступило только 25. В нормальной ситуации слушания должны были быть продлены. Сама тема слушаний  была официально заявлена «Обсуждение ОВОС». В превалирующем числе докладов и выступлений содержания ОВОС вообще не касались, все свелось к рассуждениям, что АС – это благо для страны. Когда из зала было сделано замечание, что слушания не проводятся в рамках заявленной темы, модератор слушаний даже не обратил внимания на это замечание.  

Самые основные препятствия были заданы изначально при организации мероприятия:

Республиканские слушания назначены на будний (рабочий день) день, в труднодоступном месте. Заинтересованной общественности (а не тем людям, которых доставляли организованным транспортом с предприятий по время рабочего дня),  было если не невозможно, то крайне затруднительно принять участие в слушаниях.

Выводы  просты и очевидны: эти обсуждения нельзя признать действительными  республиканскими слушаниями. Мы призываем возобновить подготовку республиканских общественных слушаний, провести их в выходной день, в столице Беларуси – в Минске, выделить для этих целей зал, способный вместить представителей заинтересованной общественности и обсудить подготовленный государственными органами отчет об ОВОС.    Разработать регламент обсуждения, структуру обсуждения и ответственность за манипуляции, допустить прессу и телевидение для полного освещения общественного обсуждения. Государственные органы обязаны распространить для обсуждения гражданами всей республики подготовленный ими отчет об ОВОС, а также текст Критических замечаний, который подготовлен общественностью. Сейчас с этим текстом можно ознакомиться только в Интернет www.atomby.net» 

19.20: Андрей Ожаровский из зала суда комментирует итоги дня в ожидании решения суда:

«Я не находился в зале во время слушаний, я скорее видел то, что проходило  там до начала таковых. На мой взгляд, прецедентное решение в отказе выступающим и несоблюдение регламента рушат основу всего происходящего, если решением Президиума останавливается фактический ход слушаний. Из моей практики, в российских слушаниях были ситуации, когда выступало и больше, чем 60 человек, и, тем не менее, все укладывались по времени и содержательности.

Одним из важных выводов для себя я хотел бы отметить тот факт, что Александр Глухов как представитель Росатома подтвердил, что Россия не будет принимать беларусские ядерные отходы на территорию своих могильников безвозмездно. В случае транспортировки отходы будут возвращаться в Беларусь. В течение долгого времени у нас шли баталии с Минприроды, который заявлял, что Россия будет навсегда и безвозмездно забирать отходы из Беларуси. Это означает, что сейчас встает ещё и вопрос строительства могильника либо организации поставок отходов вне Беларуси.

Как российский эксперт отмечу, что не очень хорошо, если отходы будут дважды в год перевозиться из одного конца страны в другой. 

Скандальным является факт подмены документа для обсуждения (отчет ОВОС составил в реальности 3000 листов). На обсуждение в Островце был вынесен документ в размере 131 страницы. Таким образом, ОВОС не был общественным и не мог стать предметом слушания, т.к. мы не видели документ и не могли его прочитать. Вот это бы я назвал манипуляцией, когда выставляется мнимая цель, в отношении несодержательности которой высказывается справедливая критика, и потом выясняется, что настоящий отчет так и не был представлен общественности.

Общественные  слушания в Островце не состоялись, потому что не было предмета обсуждения. Было обсуждение документа, который был признан общественностью пустышкой, в итоге таковым и оказался. Комментарии и реакции относительно документа, выставленного на оценку общественности, находятся в тех 96 экземплярах брошюры, которую я оставил в Островецком отделении милиции» 

19.40: Решением суда Андрей Ожаровский приговорен к семи суткам ареста за совершенное им правонарушение по ст. 17/1 Административного кодекса с формулировкой: "Находясь вблизи кинотеатра “Островец” (место проведения слушаний) вел себя вызывающе в присутствии граждан, чем нарушал общественный порядок при проведении собрания по АЭС".

 

Подробнее - на странице  http://tonkacheva.livejournal.com/

Видео