BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Охраняемые территории в Беларуси

02.09.2009
Охраняемые территории в Беларуси
В Беларуси около 30% территорий имеют статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Это заповедники, нацпарки, заказники. Однако сколько не называй кролика тигром, он все равно не зарычит и тигром не станет. Так и большинство ООПТ, на мой взгляд, сегодня по-настоящему Особо Охраняемыми не являются.

По существующему (и недоработанному) положению об ООПТ заказники, к сожалению, не имеют заповедной территории в своих границах, какие есть в нацпарках.

Согласен с Дмитрием Шамовичем (ООПТ «Красный Бор») о необходимости создания в заказниках заповедного ядра (природного резервата). Международная природоохранная практика доказывает целесообразность формирования таких зон. На территории ООПТ они должны составлять как минимум 50% площади. В нацпарках Канады, Швеции, Норвегии, Новой Зеландии и других стран заповедные зоны составляют 80% и более. И в них действительно введен особый режим охраны. Разрешены лишь некоторые виды традиционной деятельности (сбор ягод, грибов, лов рыбы, иногда охота, контролируемая туристическая деятельность). А в резерватах запрещено все, кроме научной деятельности. Похожая схема работает и у нас в Березинском заповеднике. И это радует. И в то же время огорчает: почему не во всех ООПТ?!

Сегодня положение дел в заказниках таково:

1. Заповедной зоны нет (законодательством не предусмотрено).

2. Территории заказников часто представляют собой хозяйственный полигон, поделенный между собственниками: лесничеством, колхозами, совхозами. Часто свою законную хоздеятельность они ведут, не ставя в известность администрацию заказников и даже не советуясь, так как по закону этого не обязаны делать!

3. Лес – главное богатство и основа большинства заказников, но его продолжают беспощадно, хотя и законно пилить. Пусть возраст рубки и переведен на класс выше, но все равно рубить можно (прочие рубки) даже в водоохранной зоне!!! (Лесной кодекс это допускает).

Еще вчера вы любовались диким и нетронутым сосновым лесом с сомкнутыми кронами в синеве неба на берегу прекрасного лесного озера. А сегодня наблюдаете склад бревен из каждого третьего спиленного и убитого дерева (в диаметре всего-то 18–20 см у пня).

Еще вчера это был дикий лес, а сегодня — израненная трелевочными волоками-шрамами земля. И это называется законно обоснованная прочая рубка. Так же необоснованно вырубают реликтовые сосны (300 лет!) Беловежской пущи, пойменные дубравы Припяти, сосновые боры «Красного бора». Странно, что подобная «хоздеятельность», наблюдаемая всеми – экологами, туристами (в том числе иностранными), не замечается собственниками. По бумагам все прекрасно и хорошо. Не замечать стало выгодно и удобно. Его величество ПЛАН и ВРЕМЯ все спишут. Те, кто ранее работал в лесном хозяйстве, подтвердят мои слова.

По сравнению с 2000–2003 гг. план рубок увеличился в несколько (!) раз. Как будто лес у нас в одночасье вырос. По бумагам это выглядит так. Но так ли на самом деле? Конечно, нет. Сходите в лес и убедитесь. Замена дикого лесана плантации сосны и к тому же на ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРИТОРИЯХ не есть благо. Это невосполнимый ущерб природе, всей идее ООПТ и имиджу государства.

Сохраняя нетронутыми хотя бы леса заказников (как и болота, луга), мы сохраняем его природные комплексы, где главенствующую роль играет лес и еще много раз лес.

Если это не так, то скажите, какой тогда смысл в охране той или иной территории, где собственно охрана подменяется хозяйственной деятельностью?

В план хозяйственной деятельности включено такое «уродливое» понятие, как ОСВОЕНИЕ денег. Например, мелиоративные мероприятия по осушению болот, расчистке каналов (выпрямлению рек) на землях, называемых сельхозугодиями, но никогда до этого ими не бывшие и до сих пор не ставшие. Например, как возле деревни Глушица на границе ООПТ «Сарочанские озера», или выпрямленная и перевыпрямленная (не понятно с какой целью) река Струна (приток реки Страча). В течение 10 последних лет природа попыталась залечить шрамы бездарной советской кампании по осушению белорусских болот. Каналы заросли ольхой и ивами, бобры их перекрыли плотинами и запрудами. Появились птицы, рыба и другие околоводные животные, растения.

Но господа мелиораторы, честно освоив государственные деньги (сами удивлялись, зачем?) по плану в 2007–2008 гг. как в мясорубке перемололи механизмами эти самые каналы с кустами, рыбой, плотинами и бобрами.

Сегодня здесь не увидишь былого природного великолепия и торжества жизни. Вода ушла, в том числе и из деревенских колодцев. Скажите, люди, «большое спасибо» и догадайтесь, кому. Воистину глупец тот, кто трижды наступает на одни и те же грабли.

Помнится, в Советском Союзе академиками (лысенковыми) были обоснованы, законно утверждены и почти реализованы такие проекты, как осушение Аральского моря (исчезнувшего за 50 лет хозяйственной деятельности), поворот северных рек (вдумайтесь только!) путем малых атомных взрывов (в 1970-е годы)?! В результате нет ни моря, ни Союза. Таких примеров можно приводить сколько угодно.

Но изменилось ли с тех пор в принципе человеческое отношение к природе? «Люди как люди. Вот только квартирный вопрос их немного испортил», — писал М. Булгаков. Если продолжать цитировать классика, то в самый раз уместно напомнить ВСЕМ НАМ, что «Разруха начинается тогда, когда попадают мимо унитаза».

На территории ООПТ «Сарочанские озера» 15 лет назад еще стояла рабочая водяная мельница (представляете?!) (хутор Мартиново, о нем писала газета «Комсомольская правда», № 108 от 11 июня 2009 г.). Она успешно пережила все военные лихолетья, большевиков. Но не пережила желания местного «князька» построить из ее камней себе дом. Не пережила черствости и невежества местных жителей.

Такая же судьба настигла в 1996 г. усадьбу помещиков Хоминских в деревне Ольшево (ООПТ «Голубые озера»). На реке Страча под лозунгом «наведения порядка на земле» разрушили древний ни кому не мешавший деревянный мост – визитную карточку Голубых озер. Под такой лозунг и Кревский замок мог бы попасть.

А в этом году в том же Ольшево спилили аллею из вековых деревьев (в 2–3 обхвата). Их распиленные «трупы» лежат сегодня у обочины дороги и во дворе конюшен (приезжайте, успеете посмотреть!). А ведь и эта акция оказалась обоснованной. Видите ли, деревья посмели (сами пришли) помешать благородным людям и их домам. Дескать, во время урагана могут упасть, куда не следует. Так давайте быть честными до конца. И в Минске деревья периодически падают. И что же по этому поводу спилить и их? Налицо знакомая избирательная тактика. Что выгодно – заметим, соврем, обоснуем, а затем законно реализуем.

Осколки кое-где сохранившейся дикой природы и истории Беларуси – вот то немногое, что осталось у нас. Это сохранившееся немногое пока еще способно конкурировать и привлекать гостей-туристов (в свете решений о развитии агроэкотуризма).

Как при существующем недоработанном законодательстве и при отсутствии полноценного финансирования государством государственных же предприятий – ландшафтных заказников — сохранить НЕТРОНУТОЙ природу? Бездумное и безответственное увеличение технически неподготовленных туристических стоянок (не всегда контролируемых) приводит к деградации этих прекрасных уголков природы. Эти хлебосольно открытые стоянки быстро превращаются в общественные сортиры под соснами и мини-свалки мусора.

Когда вы собираетесь пригласить гостей в дом, вы готовитесь заранее. Убираете, моете, ремонтируете, готовите праздничный пирог, приводите себя в должный вид. Так и здесь: если вы хотите принимать туристов, то сначала нужна подготовка. Необходимо оборудовать стоянки навесом, скамейками, кострищем, туалетом, мусоросборником и т.д. Надо поставить на подъезде шлагбаумы и вывесить аншлаги. Привезти дрова, увезти мусор, составить и утвердить прейскурант цен, зарыбить озеро и т.д., и т.п. И уже тем более необходимо быть технически, физически и морально готовым ЕЖЕСУТОЧНО контролировать территорию. А это все стоит денег.

Если в машину не залить бензин, она не поедет. Ее можно пихать, толкать, тащить, ругаться на нее, но положение вещей от этого не изменится. В результате, даже самый дорогой автомобиль сгниет под забором, так и не успев порадовать хозяина и его гостей.

А потому, прежде чем охранять какую-то территорию и приглашать туда туристов-гостей, нужна комплексная подготовка (включая законодательную базу). Не стоит стелить ковровую дорожку для невежд и хамов в храм ПРИРОДЫ!!!

Развитие экологического туризма на ООПТ допустимо только после того, как будет сохранена экологическая составляющая заказников. Сначала охрана и сохранение, а уже потом (быть может) туризм с желанием заработать, но никак не наоборот.

ООПТ, идущие по пути сначала зарабатывания денег за счет невежественных и неподготовленных масс, по-настоящему до сохранения природного наследия так никогда и не доберутся. Тропу, превращенную тысячами ног страждущих дикой природы в лесную дорогу, уже сложно назвать экологической.

Особенно впечатляют в «диком лесу» выкрашенные в красный цвет пни-мусорки или желто-синие скамейки (слава Лидской лакокраске!), обилие дорогущих, но совершенно нечитаемых плакатов в количестве 10 штук (!!!) на 120 метров некогда прекрасной лесной тропинки. И уж никак не эстетичным будет участок «заповедной территории» с обилием рукотворных объектов в количестве 20 штук на 1,5-2 га (!!!). Здесь мы увидим и плакаты, и заборы, и деревянные статуи, и скамейки, беседки…

Пройдя по такой стилизованной «экологической» тропе, удивляться уйме загорелых туловищ среди выкрашенных скамеек на вытоптанном пляже еще недавно дикого и прекрасного озера уже не приходится. Карусель, музыка и пивные ларьки – вот, что дорисовывает воображение к уже имеющейся картине. Господа! Так стоило ли уезжать из Минска за 180 км, чтобы не снимая туфелек и белых штанов вновь оказаться в подобии городского парка, Минского моря и т.д.?

Подобная лакокрасочная культивированная природа никогда не затронет душу и не поможет воспитать настоящего гражданина, уважающего свою землю и Родину. Равно как не поспособствует воспитанию отсутствие необходимого экологического просвещения-образования для всех слоев населения. А все начинается со школьной парты. Сегодня первоклассник в учебнике «Человек и мир» уже на первой странице читает, что ПРИРОДА оказывается есть живая и неживая?! А на второй — о том, что Земля и Вода – неживая природа. Еще абзацем ниже, что вода – источник жизни на земле. Согласитесь, подобная ересь, вбитая в голову подрастающего ребенка, порождает будущего гражданина-терминатора, который легко сможет сломать дерево, разрушить древнюю мельницу, вырезать старинную парковую аллею, перемолотить бобров с плотиной, плюнуть в озеро, построить возле дома АЭС (чтоб загорать на ее куполе как во Франции)…

P.S. Сегодня мы «потеряли» три поколения экологически образованных людей. Учреждениям образования и общественным (экологическим) организациям необходимо спасать «мозги» сегодняшних школьников и даже отчасти студентов. Эта работа на перспективу, но она жизненно необходима. Эти мальчики и девочки, в будущем став взрослыми, вольно или невольно будут влиять или не влиять на природу Земли. От сегодняшнего их экологического воспитания и их работы в будущем будет зависеть, на КАКОЙ ЗЕМЛЕ МЫ БУДЕМ ЖИТЬ. Хочется, чтобы на чистой, умытой и прекрасной.

Необходимо параллельно усовершенствовать существующее природоохранное законодательство. Не промышленность должна рекомендовать (диктовать) Министерству природы, что делать, а Минприроды должно указывать, что можно, а чего нельзя. И обязательно в сотрудничестве с экологическими, в том числе международными, организациями.

Руководителям ООПТ следует не стесняться пользоваться в полном объеме своими правами (в рамках положения об ООПТ) и не бояться принимать верные решения, не взирая на обилие исключающих друг друга указаний, безграмотных решений и бесконечных согласований. А приняв решение быть за него ответственным. 

Бывший директор ООПТ «Сорочанские озера» Игорь Пастухов.

Статья впервые опубликована на страницах журнала "Дикая природа"

Ссылка

Видео