BE RU EN
rss facebook twitter

ЕС-Беларусь: на нет и Суда нет

17.05.2009
ЕС-Беларусь: на нет и Суда нет

Что общего может быть у Беларуси и Ватикана? Оказывается, только эти два государства, находясь в Европе, не состоят в Совете Европы. Из этого следует, что белорусские граждане до сих пор лишены права обращаться в Европейский суд по правам человека, пройдя все ступени лестничного пролета национальной системы судопроизводства. Но перспектива — есть.

Европейский суд ( его также называют Страсбургским, по месту нахождения резиденции) начал свою деятельность в 1959г. на основании Европейской конвенции прав человека (ЕКПЧ), разработанной в рамках Совета Европы. Изначально он был одним из трех органов, контролирующих соблюдение конвенции государствами- участниками. С 1998г. они были объединены под эгидой суда, что существенно повысило эффективность его работы. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить приговор национального суда, но вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" выигравшей стороне, а также компенсацию морального ущерба. Примечательно, что за всю многолетнюю историю Суда не было ни одного случая неисполнения государствами-участниками конвенции его решений.

Взаимоотношения Совета Европы и независимой Беларуси складывались непросто. «16 сентября 1992 г. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) предоставила статус «специально приглашенного» Верховному Совету Республики Беларусь. 12 марта 1993 г. Республика Беларусь подала заявку на вступление в Совет Европы. В январе 1997 года Бюро ПАСЕ приняло решение о приостановлении статуса «специально приглашенного» в отношении парламента Беларуси, в результате чего было прекращено также рассмотрение заявки Республики Беларусь на вступление в Совет Европы и заморожена двусторонняя программа сотрудничества», - ­сухо повествует веб-ресурс белорусского внешнеполитического ведомства без указания причин. Ситуацию разъясняет заявление ПАСЕ 1996г.: "Измененная на референдуме Конституция не уважает минимальные демократические стандарты и нарушает принципы разделения властей и верховенства закона".

Спецдокладчик ОБСЕ Адриан Северин еще три года назад благожелательно рекомендовал белорусским властям ратифицировать Европейскую конвенцию прав человека и принять юрисдикцию Европейского суда прежде, чем страна станет полноправным членом Совета Европы. По его мнению, "белорусы, возможно, как раз больше других нуждаются в подобной защите". Реакции официального Минска не последовало.

Рассуждения местных чиновников от юриспруденции по поводу базовой для членов Совета Европы Европейской конвенции прав человека сильно напоминают фарисейство. Говоря о неподписании конвенции белорусской стороной, Г.Василевич в 2002г. (в то время глава Конституционного суда РБ) утверждал, что и так «текст действующей Конституции Республики Беларусь и текст ЕКПЧ во многом совпадают», соответственно «выполняя предписания конституционных норм, мы тем самым выполняем и положения ЕКПЧ».

В декабре 2009г. Еврокомиссар Б. Ферреро-Вальднер озвучила критерии участия в программе Евросоюза «Восточное Партнерство» для Беларуси. Среди них — унификация законодательства в соответствии с правовой базой ЕС и, что представляется еще более важным — признавать вердикты Европейского суда. Чем это чревато для существующего в стране политического режима?

Наши соседи по бывшему СССР, являясь членами Совета Европы, по количеству обращений их граждан в Страсбургский суд находятся в безусловных лидерах. В конце 2008-го года 28% всех дел, рассматриваемых на тот момент Европейским судом по правам человека, - это иски российских граждан к Российской Федерации. Не отстает и Украина: 4 место из 46 европейских стран по количеству обращений в Европейский суд.

С 1 января 2008 года Россия проиграла своим гражданам в Страсбурге 9 миллионов 317 тысяч 436 евро и эта сумма продолжает расти, отмечает американское издание Time. В 2007 году проигранные российской стороной в Страсбурге 140 дел обошлись казне в 4,3 миллиона евро. При этом процент дел, в которых Россия выиграла у своих граждан в Страсбурге - всего 2,1.

Так, Европейский суд признал обоснованным иск Алексея Михеева к российским властям, обязав выплатить истцу 250 000 евро. А. Михеев подвергся пыткам в процессе предварительного следствия по возбужденному уголовному делу и на всю жизнь остался прикованным к инвалидной коляске. 163000 евро получили 5 родственников убитых российскими военными жителей Чеченской республики. Принят к рассмотрению самый масштабный в истории Страсбургского суда иск на сумму 34 миллиарда долларов, заявленный России представителями нефтяной компании ЮКОС. Положительное решение суда по этому иску может повлиять на судьбу заключенного М. Ходорковского и, по мнению наблюдателей, навсегда разорвет отношения России с Советом Европы и Европейским судом по правам человека.

В пользу подобных тенденций говорят и другие факты. Так, недавно российский президент заявил о необходимости реформирования судебной системы, так как «Страсбургский суд не может подменять национальные суды». Очевидно, что это беспокойство о дискредитации российского судопроизводства в глазах европейского сообщества. В 2006г. Государственная дума РФ в свою очередь отказалась ратифицировать пересмотр процедур работы Европейского суда по правам человека, что объективно препятствует эффективности и динамике его работы. В этом случае резко возрастет количество решений против России, соответственно из государственной казны придется выплатить больше денег своим гражданам.

Белорусы также становились стороной судебных разбирательств в Страсбурге. Согласно процедуре, они могут подавать жалобу против третьего государства, являющегося подписантом конвенции. Так, Европейский суд запретил Украине экстрадицию Игоря Коктыша в Беларусь, где существовала возможность применения к нему пыток с целью добиться признания в убийстве. В этом случае ему бы грозила смертная казнь, что противоречит Европейской конвенции прав человека. По словам И. Коктыша, уголовное дело было сфальсифицировано правоохранительными органами г. Барановичи в качестве мести за общественную и миссионерскую деятельность обвиняемого. В 2001 году Брестский районный суд признал его невиновным, а 1 февраля 2002 года Верховный суд Беларуси оставил решение в силе. Но в 2002 году Генеральный прокурор Беларуси опротестовал этот вердикт, дело было возвращено для пересмотра. В октябре 2003 года Игорь Коктыш был вынужден уехать из Беларуси в Украину.

Глава Белорусского молодежного союза Валерий Савенков выиграл дело против Литвы в Европейском суде по правам человека, - сообщает AFP. Савенков был осужден на 5 лет и 10 месяцев лишения свободы по обвинению в грабеже. Находясь в тюрьме, Савенков пожаловался в Страсбург на «недостаток мыла и туалетной бумаги». Также, по его мнению, его корреспонденция подвергалась цензуре. Литва обязана выплатить Савенкову пять тысяч евро компенсации за моральный ущерб.

Признав юрисдикцию Европейского суда и ратифицировав конвенцию белорусские власти попадут в затруднительные положение. Беларусь действительно может стать финансовым заложником недейственности своей судебной системы. Перечень громких дел, которые застряли на вершине национального судопроизводства, впечатляет. Это и вопрос о исчезнувших политиках, оппонентах существующей власти; это иски тысяч простых граждан страны, пострадавших от зависимой судебной власти и вседозволенности правоохранительных органов. Председатель «Правовой помощи населению» Олег Волчек, комментируя недавний судебный отказ ему в иске против «СБ-Советской Белоруссии» отметил, что подобные дела не имеют срока давности. Если Брюссель проявит принципиальность в собственных требованиях к официальному Минску, то виновный может быть наказан быстрее, чем ожидает правозащитник.

Сергей Марцелев, политолог

[email protected]

Видео