BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Не кнутом, так пряником

16.05.2009
Не кнутом, так пряником

Совместная декларация участников встречи на высшем уровне программы «Восточное партнерства», прошедшего недавно в чешской столице, изобиловала цветистой лексикой в духе Монтескье и Локка. «Участники Пражского саммита согласны, что «Восточное Партнерство» базируется на принципах международного права и фундаментальных ценностях, включая демократию, верховенство закона и уважение к правам человека и фундаментальных свободах», – говорится в преамбуле. Заявление настолько же формальное, насколько лишенное конкретного наполнения – сразу несколько государств, приглашенных в ВП, прохладно относятся к принципам прозрачности выборов и соблюдения прав человека.

Предлагая «Восточное партнерство» как новый инструмент Европейской политики добрососедства, брюссельская дипломатия испытывала определенные сомнения в отношении двух кандидатов – Азербайджана и Беларуси, где существуют очевидные проблемы с проведением демократических выборов. Однако прагматизм пересилил: Баку добывает каспийскую нефть, а белорусский режим важен как партнер по бесперебойному транзиту энергоносителей в Европу. С официальным Минском Евросоюз фактически прекратил отношения после роспуска легитимного законодательного органа в 1996г. и внесения поправок в основной закон страны, фактически упразднивших принцип разделения властей. 15 сентября 1997 г. ЕС принял «Заключения об отношениях Европейского союза с Беларусью», в соответствии с которыми Европейский Союз приостановил процедуру ратификации «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» и вступление в силу Временного соглашения о торговле.

Формулируя принципы «Европейской политики соседства», Еврокомиссия в 2003г. представила доклад «Большая Европа – соседи: новая основа отношений с восточными и южными соседями ЕС». "ЕС следует попытаться вовлечь Беларусь в размеренный и постепенный процесс, направленный на создание условий для свободных и честных выборов, а после достижения этой цели – на включение Беларуси в политику соседства, не ставя при этом под сомнение приверженность ЕС общим демократическим ценностям", – говорится в документе. Из-за отсутствия позитивной динамики изменений страна смогла принять только ограниченное участие в проекте «политики соседства», объединившей 17 государств, граничащих с ЕС.

«Восточное партнерство», предложенное в 2008г., планировалось как более конкретная программа взаимодействия с республиками бывшего СССР, так как в отличие от южных соседей Евросоюза для них актуальны иные приоритеты в двухстороннем сотрудничестве. Интерес ЕС в регионе Средиземноморья – это в первую очередь борьба с нелегальной иммиграцией и помощь Европы в борьбе с бедностью. Для восточных соседей один из приоритетов – совершенствование механизмов государственного управления, соблюдение прав человека и совершенствование избирательной системы. Именно эти задачи ставит одна из четырех платформ ВП «Демократия, хорошее правление и стабильность».

Европейская дипломатия обуславливала участие в «Восточном партнерстве» Беларуси рядом дополнительных требований. Основой были так называемые «12 условий Евросоюза», которые осенью 2008г. были сокращены до пяти основных. Среди них: отсутствие политических заключенных; изменение избирательного законодательства; допуск независимых газет в систему свободной дистрибуции; решение проблемы с аккредитацией иностранных журналистов в стране; изменения законодательства о СМИ; улучшение условий работы негосударственных организаций (НГО); свобода собраний и политических ассоциаций. Помимо этого, «для того, чтобы говорить о подписании соглашения об ассоциации с ЕС в рамках Восточного партнерства, Беларусь должна иметь подписанное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в рамках Европейской политики добрососедства, замороженное в 1995г.» – заявлял еще в декабре 2008 года Поверенный по делам Беларуси представительства Еврокомиссии Жан-Эрик Хольцапфель.

Условия Брюсселя белорусский руководитель выполнять не спешил. В 2008 году пятеро политзаключенных были освобождены, но вскоре появились новые осужденные по политически мотивированным поводам. А тема реформы избирательного законодательства в стране оказалась особенно болезненной: «Предъявляемые нам условия – изменить избирательный кодекс и закон о СМИ – были абсолютно невыполнимы. Наши законы обеспечивают стабильность в стране", – заявил А. Лукашенко в интервью агентству Рейтерс накануне Пражского саммита ВП. Общаясь с журналистами, он отметил, что не будет «менять законы, ломать избирательную систему, разрушать СМИ, отдавать их оппозиции». В унисон с ним рассуждает председатель Палаты Представителей РБ(законодательного органа) Владимир Андрейченко: «действующая в Беларуси мажоритарная избирательная система себя оправдала».

Рекомендации ЕС по приведению белорусской избирательной системы в соответствии с нормами ОБСЕ не раз вызывало критику в адрес этой организации со стороны официального Минска. Очередной всплеск резкой полемики пришелся на осень 2008г., когда Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе не признала свободными и демократичными парламентские выборы в Беларуси. А в апреле 2009г., обращаясь с Посланием к Национальному собранию, Александр Лукашенко не церемонясь заявил, что «ОБСЕ должна выйти из кризиса, в котором она оказалась вследствие "правозащитного перекоса" в ее деятельности, повысить эффективность работы, в первую очередь в укреплении своей роли в вопросах европейской безопасности». 

Аналогичную тенденцию демонстрирует нежелание официальных властей разрешить активистам оппозиционных партий инициировать поправки в Избирательный кодекс. Столичные чиновники более двух месяцев препятствовали попыткам Объединенных демократических сил арендовать зал для собрания инициативной группы по сбору подписей за изменение законодательства о выборах. Заявка о проведении подобного собрания под открытым небом также столкнулась с отказом. По словам одного из лидеров ОДС А. Лебедько, нынешняя мажоритарная система выборов себя не оправдывает, целесообразно ввести смешанную (пропорционально-мажоритарную) избирательную систему.

Одним из условий участия государств в программе «Восточного партнерства» является эволюционная импликация европейских правовых норм в национальное законодательство. Рассматривая комплекс институциональных реформ, необходимых Беларуси для этого, можно сформулировать их в формуле трех «Д»: децентрализация органов государственной власти (а также реформа местного самоуправления на основании «Европейской хартии местного самоуправления»), демократизация (проведение свободных и прозрачных выборов), деидеологизация общественной и политической жизни (а также равный доступ к электронным СМИ).

Очевидно, что прогресс в совершенствовании белорусской избирательной системы более чем скромный, несмотря на двукратный визит в 2009г. экспертной группы БДИПЧ ОБСЕ. 15 мая глава Центризбиркома Л. Ермошина сообщила БелТА о некоторых предложениях по изменению избирательного законодательства с учетом предложений ОБСЕ. Но при этом особо подчеркнула, что разработанные предложения «никоим образом не касаются серьезных изменений действующей в Беларуси избирательной системы».

Таким образом, Минск фактически не выполнил ни формальных (подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС), ни политических (пять условий ЕС) требований Евросоюза, необходимых для участия в «Восточном партнерстве». Тем не менее, подпись белорусского вице-премьера под «Совместной декларацией» участников пражского саммита ВП стала свершившимся фактом.

Каким образом, продемонстрировав непоследовательноть своей дипломатической позиции, Брюссель собирается взаимодействовать с белорусскими властями в установлении «демократии, хорошего правления и стабильности», декларированных ВП?

Учитывая аморфный характер программы «Восточного партнерства» (встреча глав государств – раз в два года) и ограниченность механизмов контроля за соблюдением договоренностей, можно с уверенностью прогнозировать игнорирование политической и гуманитарной составляющей ВП белорусской стороной.  Это подтверждают «апрельские тезисы» Александра Лукашенко, который заявил, что либерализация в стране имеет сугубо экономические цели, а «условия для изменения нынешнего строя» создаваться не будут. То есть, дал понять президент, на политические реформы рассчитывать не стоит. По мнению оппозиционного политика Николая Статкевича, из взаимообусловленных элементов "Восточного партнерства" официальный Минск хотел бы вычленить только критически важные для себя – экономику и торговлю, проигнорировав при этом демократическую составляющую.

Представляется, что при отсутствии кнута Брюсселю в качестве инструмента влияния на «новых партнеров» остается только пряник. Что ЕС в последнее время и демонстрирует – его голос в Международном валютном Фонде весьма значителен. По словам румынского эксперта Нику Попеску, «Евросоюз уже поддержал в МВФ займы для Украины и Беларуси. Нынешние кризисные времена делают сотрудничество между ЕС и его соседями даже еще более важным, чем оно было все предыдущие годы».

Предстоящие через год президентские выборы в Беларуси станут лакмусовой бумажкой эффективности новой восточной политики ЕС. Без институциональной реформы избирательной системы они пройдут по тому же сценарию, что и предыдущие. Только на этот раз  в рамках «умиротворения» белорусского правящего режима еврочиновники могут пойти на признание его выборного триумфа и консервации сложившегося политического строя, далекого от европейских представлений о «fair play”. Тем более, что это так соответствует заявленной в коммюнике «Восточного партнерства» «стабильности», хотя и далеко от «хорошего правления». Перефразируя сентенцию политолога Александра Томски, можно сказать: «Для меня Беларусь – важная составная часть европейской политики. Нам всем вместе надо подумать над тем, чтобы она стала такой же неотъемлемой частью европейской политической культуры».

Cергей Марцелев, политолог

[email protected]

 

Видео