BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Участие гражданского общества в инициативе восточного партнерства: проблемы и механизмы

17.04.2009
Участие гражданского общества в инициативе восточного партнерства: проблемы и механизмы
Объявленная в декабре 2008 инициатива Восточного партнерства декларирует, что гражданское общество является ключевым фактором для успеха демократических и рыночно-ориентированных реформ. Для вовлечения организаций гражданского общества в инициативу предлагается создание Форума гражданского общества Восточного Партнерства (Eastern Partnership Civil Society Forum). Тем не менее до настоящего времени конкретные механизмы формирования и работы Форума гражданского общества в общей системе Партнерства, равно как и конкретные перспективы участия организаций гражданского общества остаются туманными. Данный документ представляет проект механизмов работы, способных обеспечить участие гражданского общества в инициативе Восточного Партнерства.

Общие вызовы дефицита демократии

Такие страны как Беларусь, Азербайджан, Армения, Грузия испытывают значительные сложности в области демократии и прав человека. И это автоматически порождает серьезные проблемы для участия гражданского общества в любых международных инициативах:

  1. Исключенность гражданского общества из сферы принятия политических решений. Принятие решений относительно участия или не участия страны в Восточном Партнерстве, а также утверждение определенных двухсторонних программ участия принимается на уровне межгосударственных взаимодействий. Гражданское общество фактически исключено из процесса принятия решений по этим вопросам. Для этого в принципе не существует законодательных рамок, ни в международном праве, ни в праве Европейского Союза[1]. В демократических странах участие гражданского общества обеспечено за счет наличия системы демократического представительства. Однако, в странах с авторитарным режимом представительство гражданского общества не обеспечено. Особенно ярко эта проблема заметна на примере Беларуси, где гражданское общество было последовательно исключено из любых представительных органов на всех уровнях (но это же хотя и в меньшей степени характерно и для других стран Восточного Партнерства). Таким образом, часть общества при авторитаризме остается изолированной как при принятии решений на национальном уровне, так и при принятии важных для страны решений на международном уровне.
  2. Отсутствие прозрачности при реализации решений и договоренностей. Гражданское общество в странах испытывающих дефицит демократии не способно обеспечивать контроль за деятельностью государства. А значит реализация любых решений, принимаемых в рамках четырех тематических платформ (Democracy, good governance and stability; Economic integration and convergence with EU policies, Energy security; and Contacts between people) Восточного партнерства, может имитироваться, если эти решения по каким-то причинам не выгодны стране-партнеру. Страдают в таком случае именно вопросы развития демократии, обеспечения прав человека, которые авторитарные режимы всегда стремятся игнорировать.

Специфические проблемы Беларуси

Для Беларуси вопрос участия гражданского общества дополнительно связан еще с двумя типами проблем:

1). Что следует делать с нарушениями прав человека в Беларуси и являются ли нарушения прав человека в Беларуси решающим препятствием для развития европейского-беларуского сотрудничества и полноценного участия Беларуси в Восточном Партнерстве?

2) Какие механизмы нужно простроить, чтобы преодолеть симуляцию процесса демократизации и имитации участия гражданского общества?

В актуальный момент в Беларуси существуют разнонаправленные установки относительно сближения Беларуси и Европейского союза:

  • для авторитарного режима вопрос сотрудничества с ЕС связан с вызовами таких отношений для своей безопасности. А именно: насколько европейская интеграция не будет ограничивать самовластие и устойчивость политического режима в стране. Беларусские власти проводят своеобразный эксперимент. Ведя переговоры с ЕС, они осуществляют разовые репрессивные акции, и пытаются проверить насколько глубоко европейцы могут пойти в сотрудничестве даже при условии наличия ряда отдельных нарушений прав человека.  Цель таких действий - нащупать границу относительной безопасности и свободы для любых действий.
  • для гражданского общества, традиционно устремленного в Европу развитие сотрудничества вызывает ряд сомнений. Они связаны с надеждами на то, что общие европейские ценности будут не забыты в ходе развития европейско-белорусских отношений и сотрудничество с ЕС приведет к нормализации дел в стране и недопущению дальнейшего произвола беларуских властей. Но гражданское общество в то же время опасается, что интеграция не только не ограничит произвол власти, но в какой-то части даже легитимизирует его. Факты нарушений прав человека гражданское общество склонно рассматривать как показатель общей недемократичности политического режима, а не как отдельные недостатки.

При сохранении указанных тенденций процесс дальнейшего сближения Европы и Беларуси может выглядеть следующим образом. Если режим Лукашенко нащупает зону собственной безопасности, то в рамках этой зоны он будет готов к действиям по сближению, стандартизации, согласованию законодательства и т.д. Но это будут формально-декларативные действия. Белорусское гражданское общество окажется в стороне от процесса сближения. В таком случае, не только белорусский режим, но и Евросоюз косвенным образом будет загонять демократически настроенную общественность Беларуси в гетто.

Европейский союз находиться в сложной ситуации, понимая, что в лице Лукашенко он не сможет получить полного и сознательного сторонника, но может потерять устойчивого сторонника в лице беларусского гражданского общества, превратив его в евроскептиков.

Возможные способы шаги по решению проблем

1. Нельзя рассматривать нарушения прав человека как препятствие для участия в Восточном Партнерств. Рассматривать эпизоды нарушений прав человека и недостатки демократии в Беларуси нужно как отдельные случаи, чтобы не превращать их в решающее  препятствие к участию Беларуси в Восточном Партнерстве. С другой стороны эти отдельные эпизоды требуют разрешения и не должны стимулировать евроскептические  настроения в среде гражданского общества.

2. Все случаи (эпизоды) нарушений требую реагирования со стороны официальных и неофициальных структур ЕС. Все единичные эпизоды нарушений должны стать предметом общественных слушаний на национальном уровне и урегулироваться силами гражданского общества во взаимодействии с государством. Эти общественные слушания могут быть инициированы структурами гражданского общества. Однако, слабость гражданского общества и отсутствие механизмов урегулирования отношений на национальном уровне через диалог власти и гражданского общества приводит к категорическому отказу власти прислушиваться к гражданскому обществу. Для участия властей требуется поддержка инициатив гражданского общества со стороны официальных и неофициальных европейских структур. Толька такая поддержка сможет обеспечить вовлечение белорусских властей в диалог.

3. Форум гражданского общества Восточного Партнерства может быть организован как публичная площадка для озвучивания и публичного предъявления на международном уровне случаев дискриминации гражданского общества и ущемления прав человека в стране. Все, что происходит внутри национальных границ Беларуси является непрозрачным и непубличным. Следовательно, ни одна из официальных (и даже не официальных) структур Европейского Союза априори не имеет достаточных оснований для реагирования. Резолюции Форума станут основанием для реагирования со стороны ЕС.  

4. Форум должен создать механизм общественного контроля за ходом сближения и сотрудничеством и в рамках тематических площадок. Обеспечение полноценного участия организаций гражданского общества в рамках четырех тематических платформ (Democracy, good governance and stability; Economic integration and convergence with EU policies, Energy security; and Contacts between people) Восточного партнерства не возможно по уже указанным причинам: во-первых, отсутствия легальной базы для такого участия (даже в ЕС), во-вторых, реальной исключенности гражданского общества Беларуси из процессов принятия решений на всех уровнях. Участие гражданского общества может быть обеспечено лишь косвенно. Комплексным механизмом для этого могут быть шаги по: (а) принятию всеми государствами-участниками Восточного партнерства и Европейским Союзом рамочных обязательств по учету резолюций и постановлений Форума гражданского общества и обязательному реагированию на них в входе работы на тематических площадках, встречах официальных лиц государств-партнеров; (б) принятию государствами обязательств по согласованию всех решений, принятых в рамках инициативы Восточного партнерства со структурами национального гражданского общества; (в) назначению специальных докладчиков от тематических площадок на Форуме; (г) обеспечению участия независимых экспертов от гражданского общества в работе тематических платформ (Схема 1).

5. Необходимо широких национальных диалоговых площадок для представительсва гражданского общества. Власти всех 6-ти стран Восточного Партнерства симулируют европейские стандарты. В частности, это может касаться таких явлений как ГоНГО (контролируемые государством НГО) и псевдонезависимые СМИ. В Европе существуют механизмы предотвращения таких явлений, но в Беларуси и других странах таких механизмов нет. Если не учитывать этих явлений, то Форум гражданского общества не сможет выполнить своих задач. Поэтому для участия в Форуме представителей гражданского общества от стран-участниц Восточного Партнерства должны быть предусмотрены соответствующие процедуры, обеспечивающие участие именно настоящих НГО, а не ГоНГО. Либо, понимая, что полностью отсечь ГоНГО не удастся, необходимо добиваться широкого представительства организаций гражданского общества на Форуме. Одним из вариантов преодоления этой проблемы может стать создание широких национальных диалоговых площадок для представительства гражданского общества. Представители на Форум гражданского общества Восточного партнерства выдвигаются через национальные площадки (Схема 1).

6. Подобный формат может быть принят Беларусью только в том случае, если он является общим форматом Восточного Партнерства, предлагаемым для всех шести государств.


                                                                                       
Схема 1
Андрей Егоров

АГТ-ЦСИ
Консорциум Eurobelarus.info
[email protected] Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script


[1] В странах ЕС существует определенное движение по направлению к законодательному оформлению участия организаций гражданского общества в процессе принятия решений на политическом уровне (см. European Charter of Active Citizenship // http://www.activecitizenship.net/images/stories/DOCS/European%20charter/European_Charter_of_Active_Citizenship_Final.doc )

 

Видео