BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Политика прав человека

10.01.2009
Политика прав человека

В историческом генезисе концепция естественных прав человека проходила несколько этапов становления: от разработки идеологических и философских оснований к политической борьбе за свое воплощение в новом политическом порядке и до юридического закрепления этого порядка в праве и законе. Каждый раз несколько отличным образом, но все же эта общая этапность повторяется для любого национального контекста в рамках европейского континента. Не исключение и Беларусь. А значит современное состояние сферы прав человека, так же как и способов, механизмов защиты и реализации прав напрямую зависит от того, в какой стадии становления находится вся сфера. Это же позволяет определить своевременность и адекватность тех или иных действий, программ и политик в сфере прав человека в Беларуси.

Права человека и политика

Кризис советской идеологии конца 80-х – начала 90-х годов привел к распространению либеральных доктрин на всей территории бывшего советского союза и стран Восточной Европы. Они потеснили диалектико-материалистические представления о справедливом государственном устройстве, советском праве и законности. C разной долей успешности и осознанности в посткоммунистических странах начались процессы политической трансформации, поспешно воспринятые как переход к демократическим формам управлений и рыночной экономике. Фрэнсис Фукуяма успевает заявить об окончательной победе либерализма и демократии и «конце истории». Но с 1996 года в Беларуси начинается откат волны демократизации, к настоящему времени очевидно распространившийся и на пространство Российской Федерации. В этих странах силы, стоящие на позициях либерализма и демократии проиграли в политическом противостоянии.  

В Беларуси на государственном уровне начинается пересмотр идеологических оснований, которые ищутся в руссоистских и западноруссистских концепциях, формах этатизма и усиления государства, антизападных и антилиберальных доктринах. Однако, реальная основа государственной идеологии – принцип "хороша любая идеология, которая позволяет сегодня удерживать власть в своих руках". Ничто не мешает использовать либеральную риторику или заявлять движение к большей реализации прав человека в законодательстве Беларуси, утверждать приоритет международного права и т.д., главное, чтобы сохранялась стабильность существующей политической системы.  Сейчас нам не столь важны причины, по которым это произошло, сколько констатация того факта, что права человека – квинтэсс  енция либеральной идеологии – не были реализованы в политическом порядке современной Беларуси.

Права человека и закон

Несмотря на то, что с 1990-х годов всех юристов в Беларуси учат различению права и закона, неотъемлемости прав человека, реальная практика правотворчества и правоприменения гораздо ближе к марксистскому пониманию закона как «воли господствующего класса». Устройство правовой системы в стране таково, что даже будучи закрепленными на уровне Конституции, Законов Республики Беларусь, международных договоров права человека не могут быть реализованы. Воплощение в жизнь законодательных установлений зависит от определения процедур того, как возможно реализовать свое право. Можно, например, декларировать свободу собраний и ассоциаций, но затем можно установить такой порядок реализации, который обессмысливает эту свободу как таковую. Белорусский закон сегодня говорит о том, что вы можете собираться где хотите и как хотите, но только когда государство специально разрешит вам собираться и определит место и форму такого собрания.  

Сегодня право и закон в Беларуси, практика применения права, работа органов юстиции и охрана правопорядка есть естественное дополнение, необходимая часть существования современного политического режима в Беларуси. И там нет места правам человека, их обеспечение делало бы невозможным существование такого политического порядка. Почему-то очень часто эту проблему переворачивают с ног на голову, когда видят возможность изменения политической системы в совершенствовании и реформе законодательства. Это не верно. Избирательный закон не работает в Беларуси не потому, что Избирательный Кодекс совсем плох, а потому, что и власть, и те, кто этот закон реализует, не заинтересованы в том, чтобы он действительно работал. Можно сколько угодно улучшать и приводить закон в соответствие с международными стандартами -  рассогласование в процедурах применения сделает его нереализуемым. Потому что он не должен реализовываться. Если авторитарные и тоталитарные политические системы исключают ротацию элит через выборы, то выборов в этой системе нет и не может быть (даже если при этом они могут активно имитироваться). 

Защита прав человека

В фокусе внимания беларусских правозащитников находятся нарушения гражданских и политических прав, хотя в общем объеме нарушений прав человека они составляют не самую значительную долю. Тем не мене необеспеченность именно этих прав ставит под вопрос реализацию и всех остальных. Попытки добиться исполнения государством других прав связаны с реализацией политических прав граждан. Так, защита социальных и экономических прав (например, права на труд, на достойную его оплату, и т.п.) немыслима без соответствующих свобод для деятельности профсоюзов и социальных общественных организаций. Радикальность ситуации заключается в том, что деятельность любого независимого от государства субъекта, в какой бы сфере он ни разворачивал активность, сопряжена с параллельным «восстановлением в правах» самого этого субъекта, с защитой его собственных прав. Т.е. любая независимая деятельность в Беларуси становится в той или иной степени правозащитной.    

Существование же правозащитников в Беларуси напоминает знаменитую древнегреческую апорию: если правозащитник – это тот, кто защищает права других, защищает ли он свои права? Или, иначе, - кто защитит права правозащитников? Эта парадоксальность создается отсутствием иных, кроме политических, механизмов защиты прав человека. Чтобы защитить чьи-то права, необходимо сначала добиться гарантий собственных прав. Именно поэтому, деятельность правозащитных организаций - это в большей степени мониторинг (регистрация фактов) нарушения прав и образование в сфере прав человека, чем  активные действия по защите и восстановлению прав. В Беларуси граждане, гражданское общество не до конца прошли этап политической борьбы за свои права. В такой ситуации проблематично даже говорить о существовании собственно граждан и гражданского общества, т.к. это уже предполагает существование и актуальную реализацию вполне определенных прав человека. Наша ситуация - пример того, что права человека невозможно получить как дар европейской цивилизации, без их политического завоевания. Стать гражданами и гражданским обществом, обрести и присвоить собственные права – это неизбежный путь становления современной белорусской нации.     

Андрей Егоров

[email protected]          

 

Видео