BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Минск сказал Брюсселю «а». Скажет ли «б»?

28.11.2008
Минск сказал Брюсселю «а». Скажет ли «б»?
Пресловутой дорожной карты — плана пошаговой нормализации отношений между Беларусью и Евросоюзом — никто до сих пор в глаза не видел. Диалог Запада со здешней властью слишком прозрачным не назовешь. Однако Европа «слила» содержание предложений официального Минска — того домашнего задания, которое он готов выполнить, чтобы 13 апреля 2009 года Брюссель не разморозил визовые санкции против высокого чиновничества. Вопрос: выполнит ли?Из Минска в европейские структуры 19 ноября пошла бумага с обещанием:

• подробно обсудить с БДИПЧ ОБСЕ рекомендации относительно улучшения Избирательного кодекса;
• вернуть в распространение «Народную волю» и «Нашу ніву»;
• принять во внимание итоги круглого стола под эгидой Министерства информации и ОБСЕ, посвященного вопросам законодательного регулирования деятельности интернет-СМИ.

Что имеем в сухом остатке на сегодня?

Самый конкретный пункт — второй. Здесь процесс пошел. Осчастливленные редакции (которые после «выкидона» независимой прессы из каталога и киосков перед выборами-2006 почти три года должны были организовывать распространение кустарно) подписывают договоры с почтой и «Союзпечатью». Опальные печатные бренды вот-вот появятся в киосках. Кстати, когда их выбрасывали, то все представлялось как «отношения хозяйствующих субъектов»: мол, экономически невыгодно… Сейчас мы видим, кто у нас решает, быть или не быть негосударственной прессе в национальных сетях распространения.

Впрочем, ради свободы СМИ дозу такого «волюнтаризма оттепели» можно перетерпеть. Другое дело, что решение половинчатое. За бортом остаются еще многие издания — от левооппозиционного «Товарища» до ряда региональных общественно-политических газет.

Автор этих строк на днях имел возможность лично спросить у главного идеолога государства господина Янчевского о судьбе остальных репрессированных изданий. Ответ был: посмотрим!

Ну что ж, посмотрим.

Кстати, мой диалог с главой идеологического управления президентской администрации состоялся в кулуарах того самого круглого стола о свободе интернета, итоги которого официальный Минск обещает учесть. Отдадим должное: представителям независимого медийного сообщества во время дискуссии никто не затыкал рот (это, конечно, норма, но для нас — чудо).

Большинство экспертов, по моему мнению, аргументированно доказало, что чиновничий зуд «зарегистрировать интернет» — дело вредное и безнадежное. Юрий Зиссер, культовая фигура Байнета, сравнил усилия законодателей в этом вопросе с намерением мелиорационной конторы осушить часть Мирового океана. Грубое администрирование разве что попортит кровь веб-журналистам, вытеснит интернет-медиа из «.by» в другие домены (ищи ветра в поле!) и еще больше омрачит имидж официального Минска как «врага интернета».

Сейчас слово за властью. Чиновники дали понять, что могут пойти на заявительный, то есть добровольный принцип регистрации интернет-СМИ. Это уже прогресс, так как весной говорили о тотальном лицензировании. Лучше же было бы вообще не принимать никакого «постановления об интернете». Всеволод Янчевский намекнул на возможность такого варианта.

Опять же добавим, что шаги в медийной отрасли половинчатые. Даже если и не будет этого постановления, то сам свежеиспеченный закон о СМИ не соответствует стандартам ОБСЕ. Проще говоря, в нем много ловушек для свободы слова и печати (например, драконовский механизм аккредитации журналистов, который позволяет отсекать нежелательных). По правде говоря, стоило бы упразднить ряд его репрессивных статей. Бюро представителя ОБСЕ в вопросах свободы СМИ готово за милую душу консультировать здесь белорусскую власть. Опять же — только бы та захотела…

Ну а самые смутные перспективы — в вопросе демократизации избирательного законодательства. Здесь, во-первых, можно растянуть дело по образу создания конституционного акта Союзного государства: более резинового процесса в современной истории, наверное, нет. Во-вторых, и здесь стоит ожидать микроскопических уступок. Ну сделают, например, четыре дня досрочного голосования вместо пяти. При отлаженной механике «элегантных побед» и четырех дней хватит, чтобы обеспечить желаемый верхами процент.

С другой стороны, готовится сказать свое слово оппозиция. Она намерена «пробить» собственный проект изменений в избирательное законодательство. Доселе все попытки реализовать право граждан на законодательную инициативу (зарегистрировать инициативную группу, собрать 50 000 подписей, получить одобрение Минюста на проект, внести в парламент и т.д.) чиновничество останавливало одним пальчиком. Формальный предлог найти — раз плюнуть. Как будет теперь?

Очевидно, что мяч на стороне властей. Сказав «а», надо сказать «б». Естественно, стоит ожидать, что, перефразируя Ильфа и Петрова, за каждый скормленный Брюсселю витамин Минск будет требовать множества (и совсем не мелких) услуг.

Многое зависит от принципиальности ЕС.

Сейчас мы наблюдаем первый акт марлезонского балета, когда белорусские и евросоюзовские чиновники демонстрируют вербальное братание. Но стоит черной кошке проскочить между Минском и Брюсселем — и у нас может начаться прежняя душиловка. Ни один репрессивный механизм не сломан. Поэтому сверхзадача — добиваться минимально приличных рамочных условий для политического, медийного плюрализма, развития гражданского общества.

Диалог ЕС с Минском должен стать более прозрачным. Чтобы у Брюсселя не было соблазна «сливать» болезненные для белорусской демократической общественности вопросы, ставя формальные птички в соответствующих графах. Типа: круглый стол проведен — птичка, поехали дальше.

Потому что далеко не уедем на одних красивых словах нашего начальства, проконсультированного лордом Беллом на предмет максимального употребления либеральной лексики.
Александр КЛАСКОВСКИЙ
Видео