BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

О чем туманно намекает Беларуси Альбион?

13.08.2008
О чем туманно намекает Беларуси Альбион?

В последнее время наблюдается повышенный интерес к Беларуси со стороны Великобритании: к нам приезжают парламентарии и лорды, обещая инвестиции и расширение экономических отношений. Приведет ли тенденция к развитию отношений политических?

Так, осенью 2007 года в Минске был открыт филиал Лондонской школы PR. В марте нас посетили сразу три группы заинтересованных увидеть ситуацию своими глазами британцев: делегация никому не известного совета делового сотрудничества «Беларусь-ЕС»; делегация во главе с членом Палаты лордов Сесилом Паркинсоном, куда вошли также директор пиар-агентства «World PR» Патрик Робертсон и финансовый эксперт Пол Фиби; другой член Палаты лордов, самый известный европейский пиар-менеджер Тимоти Белл. В отличие от перечисленных практически незамеченным государственной прессой прошел визит в Беларусь британских парламентариев Марка Притчарда и Брайана Бинли в мае.

Стоит отметить, что все британские гости приезжали к нам с частными деловыми визитами, неофициально. О результатах и практической стороне встреч на самых разных уровнях (от руководства предприятий до президента Беларуси) судить сложно. Достоянием общественности пока стал только контракт, заключенный лордом Беллом с правительством Беларуси об улучшении имиджа нашей страны на международной арене.

Кроме того, в июле впервые за последние лет пять в нижней палате парламента Великобритании по инициативе Притчарда прошли дебаты о Беларуси, где с речью выступил, в частности, замминистра иностранных дел Ким Хоуэлс.

Представители Соединенного королевства осудили взрыв в Минске 3 июля и выразили надежду, что виновные будут наказаны. Много говорилось о стратегическом положении Беларуси, ее зависимости от дешевых энергоресурсов из России, необходимости диверсификации этих поставок. Несколько ораторов обращали внимание, что в силу географического положения Беларусь не стоит перед выбором «Россия или Евросоюз», она должна сотрудничать и с Западом, и с Востоком. Конечно, звучали призывы к белорусским властям о необходимости уважения прав человека и освобождении всех политзаключенных.

Стоит отметить, что выступающие напрямую связывали демократический характер кампании по выборам в парламент с инвестициями из Великобритании — мол, сегодня негативный политический образ Беларуси несет в себе слишком много рисков для бизнеса, который заинтересован в «куске от белорусского пирога». В частности, расширения экономических отношений с республикой ищет лондонский Сити — крупнейший в мире финансовый центр, на который приходится более 40% всех финансовых услуг Евросоюза.

По сути, в заявлениях британских депутатов не прозвучало ничего радикально нового, если сравнивать их с заявлениями представителей ЕС: вы нам утром — демократию, мы вам вечером — инвестиции. Интересны как сами неофициальные визиты, так и факт дебатов в британском парламенте.

Белорусский политолог Роман Яковлевский предостерегает: интерес, конечно, есть, но, скорее, со стороны лондонского Сити, речь не идет о расширении политических отношений между официальным Минском и Лондоном.

Ни для кого не секрет, говорит Яковлевский, что лорды и парламентарии представляют интересы финансово-промышленных групп своей страны и лоббируют их интересы. Активизация этих групп и их представителей в отношении Беларуси может быть, помимо всего прочего, связана с начавшимся в республике процессом приватизации, говорит политолог.

Отдельная заслуга в увеличении интереса и участившихся визитах с Туманного Альбиона, подчеркивает политолог, принадлежит «настоящему профессионалу», послу Беларуси Александру Михневичу. До назначения в августе 2006 года Михневич в ранге замминистра иностранных дел курировал экономическое сотрудничество Беларуси со всеми странами и имеет огромный опыт.

Нельзя забывать о субъективных факторах и умалять их значение, говорит Яковлевский и приводит в качестве примера уже бывшего главу посольства в Нидерландах Владимира Герасимовича. Он, несмотря на все сложности из-за образа «последней диктатуры Европы», сделал Нидерланды основным импортером белорусских нефтепродуктов.

С другой стороны, отмечает Яковлевский, Лондон счел нужным назначить главой британской дипмиссии в Минске посла даже на фоне фактического снижения диппредставительства США.

При этом, по мнению белорусского политолога, не стоит сравнивать риторику чиновников и политиков Великобритании и Латвии о расширении экономических отношений с Беларусью. «Не думаю, что белорусско-британские отношения в ближайшем будущем «дорастут» до встречи наших премьер-министров, как в случае с Латвией», — говорит Яковлевский. Все же и объем экономик стран Балтии не сравнить с британским, и к тому же нет у Великобритании критической потребности в транзите или загрузке морских портов за счет Беларуси, потому что мы не соседи.
Марина РАХЛЕЙ
Видео