BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Глава ЕАБР: Без структурной реформы экономики Беларуси не обойтись — нефтепоезд ушел

14.08.2015
Глава ЕАБР: Без структурной реформы экономики Беларуси не обойтись — нефтепоезд ушел
Вопрос о трех миллиардах долларов для Беларуси оставлен открытым, а ситуация для нефтезависимых экономик России и Беларуси — «крайне сложная», считает Дмитрий Панкин.

Начиная поздний брифинг 13 августа, председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин сообщил, что побывал в Минске, чтобы «обсудить стратегию банка и некоторые перспективные темы по Беларуси». Разумеется, для собравшихся на брифинг самой «перспективной темой по Беларуси» был вопрос о трехмиллиардном кредите, который просит правительство Беларуси и который ему не дают из-за отсутствия должного прилежания по выполнению условий предыдущего займа.

О кредите

- Это вопрос уже не к стратегии банка, это вопрос к банку как управляющему средствами Евразийского фонда стабилизации и развития. Банк у нас существует в двух ипостасях: у нас есть свой баланс, которым мы работаем и кредитуем, через него идут все кредиты беларусским предприятиям. Второе, это банк как управляющий средствами Евразийского фонда стабилизации и развития, из которого предоставляются финансовые кредиты. Уже был предоставлен финансовый кредит Республике Беларусь, и сейчас на последнем заседании фонда обсуждалось предоставление нового кредита. Да, мы обсуждали с представителями правительства Беларуси ситуацию, по новому кредиту. Какое было решение на последнем заседании Совета Фонда? Решение было такое, что нужно посмотреть, почему не были выполнены все те условия, которые ставились при выдаче первого кредита на 3 миллиарда, из-за чего, как известно, не был реализован шестой транш. И сейчас задача посмотреть эти условия, прежде всего, это макроэкономика, меры, касающиеся денежно-кредитной политики, что из этого сохраняет свою актуальность, где можно как-то изменить свою позицию, как-то сблизить позиции сторон. Сейчас мы планируем, что приедет комиссия Евразийского банка на переговоры с правительством Беларуси (24-28 августа эта комиссия ожидается), и там мы планируем уже детальный разговор по каждому показателю. Допустим, валютные резервы — что выполнено, а что не выполнено, какие остаются разногласия; объем кредитования экономики; какой уровень возмещения тарифов на ЖКХ; какой уровень возмещения транспортных тарифов. Такой разговор предстоит, но я надеюсь, что мы сможем найти компромиссы.

БелАЗ на грани

- БелАЗ - это наш заемщик, с ним у нас кредит на 75 миллионов долларов. У БелАЗа давно возникли сложности с реализацией продукции, и предыдущий график платежей оказался для предприятий неподъемным. Поэтому мы вышли на переговоры с БелАЗом, определились по новому графику платежей по кредитному соглашению, определились по дополнительному обеспечению, в частности о том, что БелАЗ будет выходить на получение государственной гарантии Республики Беларусь по этому кредиту, и, соответственно, сейчас у нас подписано с БелАЗом соглашение о реструктуризации задолженности. БелАЗ выполняет свои обязательства в рамках уже этого реструктурированного кредита.

Выбор дальнейшей стратегии

- Будем мы идти на крупную декапитализацию банка с тем, чтобы банк мог вести масштабные проекты, которые и оказывают системное воздействие на экономику наших стран, то есть вот это — ключевая развилка. Если мы можем позволить себе вклад в 10 миллиардов долларов в уставный капитал банка, тогда он может заниматься крупными транспортными проектами, энергетическими, а если не может, тогда вопрос, что мы можем делать с действующим капиталом — там, опять-таки, могут быть разные варианты работы. Естественно, мы не рассматриваем Беларусь, как страну, которая сможет вложить в капитал 10 миллиардов долларов — это вопрос к Российской Федерации, к Казахстану, у которых при этом также сейчас с бюджетом большие проблемы. В частности, одна из развилок, которую мы обсуждали: банк должен концентрироваться только на интеграционных проектах или работать более широко по проектам развития? Работать только по интеграционным проектам — тогда понятно, зачем этот банк нужен, это особый банк — международная финансовая организация, которая занимается специально вот этими интеграционными проектами, понятна наша миссия, понятен наш статус. И ряд акционеров поддерживают такой вариант. Другая позиция состоит в том, что все-таки таких проектов, скажем так, достаточно мало — очень сложно найти чисто интеграционный проект — и банк должен работать шире и брать на себя не только интеграционные, но и классические проекты развития, которыми занимаются все банки развтия. В Беларуси такими проектами являются реконструкция Беларусского металлургического завода, «БелАЗ», ГЭС «Витебскэнерго». Позиция беларусского правительства была, скорее, в том, что мы должны брать более широкий спектр проектов и не ограничиватся чисто интеграционными проектами.

Кризис

- Ситуация сейчас крайне сложная для всех наших стран, для Российской Федерации, для Беларуси. Прежде всего, это связано с тем, что наши страны — нефтезависимы, крайне зависимы от цен на нефть и, соответственно, от экспортной выручки от продажи углеводородов. Это зависимость и Российской Федерации, и Беларуси, но в Беларуси вдвойне, поскольку нефтепереработка, соответственно, доход от нефтепереработки — серьезный вопрос для беларусской макроэкономики. Влияет и ситуация в Российской Федерации, вызванная падением нефтяных цен, соответственно, падение спроса, падение ВВП — и сложности для беларусской промышленности, которая ориентируется на экспорт в Российскую Федерацию. (…) Второй серьезнейший фактор — это санкции на Российскую Федерацию, что осложняет темпы роста в России, препятствует росту экспорта беларусской продукции в Россию. Поэтому сейчас такое время, когда надо заниматься структурными реформами. Без этого прожить на старой модели экономики, ориентированной на экспорт нефти, на дотациях за счет этого, когда можно было стимулировать доходами от экспорта нефти другие отрасли, на мой взгляд, нельзя, все — поезд ушел. Надо заниматься структурной реформой с тем, чтобы экономика была не только нефтяной, чтобы поднимались другие отрасли, развивался средний бизнес. Нужна другая структура экономики, которая в большей степени была бы ориентирована рынок и в меньшей степени была бы ориентирована на государственные стимулы развития.

Андрэй Ягораў: Грашовая дапамога ЕС не развяжа эканамічныя праблемы Беларусі (Відэа)
Андрэй Ягораў: Грашовая дапамога ЕС не развяжа эканамічныя праблемы Беларусі (Відэа)
25.07.2019 Аляксандр Папко, Belsat.eu

Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак

Чем Эстония лучше Германии для криптобизнеса
Чем Эстония лучше Германии для криптобизнеса
29.03.2019 Александра Богуславская, главный редактор Doing Crypto Index — специально для Deutsche Welle

Эстония является лучшей страной для бизнеса в сфере криптовалют и блокчейна.

Что является сырьем и ресурсами при новом технологическом укладе
Что является сырьем и ресурсами при новом технологическом укладе
28.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Третий текст в серии размышлений философа и методолога Владимира Мацкевича о новой научно-технической революции и ее возможных последствиях для Беларуси.

Оказавшись вдруг на периферии прогресса — еще не все потеряно. Если начать действовать по уму...
Оказавшись вдруг на периферии прогресса — еще не все потеряно. Если начать действовать по уму...
27.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Философ и методолог Владимир Мацкевич продолжает анализ такого явления, как промышленные и научно-технические революции.

Не повторить бы Игорю Мамоненко судьбу Антония Тизенгауза
Не повторить бы Игорю Мамоненко судьбу Антония Тизенгауза
26.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Представители беларусского ИТ-бизнеса ставят перед собой задачу реализовать амбициозный проект "ИТ-страна", который предполагает кардинальное социально-экономическое переустройство Беларуси.

Видео