BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Станислав Богданкевич: В Беларуси слова утрачивают реальное содержание

29.12.2014 Служба информации "ЕвроБеларуси"
Станислав Богданкевич: В Беларуси слова утрачивают реальное содержание
Почему девальвация в Беларуси официально остается непризнанной и чем она вызвана?

Об этом Служба информации "ЕвроБеларуси" побеседовала с бывшим председателем Нацбанка Беларуси Станиславом Богданкевичем.

- Как вы относитесь к призыву беларусских бизнес-ассоциации официально признать произошедшую в стране девальвацию? Почему власть до сих пор этого не сделала?

- Лучше – правда! Зачем говорить, что нет девальвации, если девальвация состоялась? Это крайне плохо, потому что девальвация означает обесценивание сбережений населения, обесценивание зарплат и пенсий, рост инфляции. Но раз довели экономику до ситуации, что нет другого выхода, надо объявлять о девальвации и одновременно говорить о применении других мер, которые бы решали проблемы. Я имею ввиду меры структурной перестройки, перестройки управления экономикой, прекращение выпуска продукции, которая лежит на складах. Ведь все это влияет на инфляцию и девальвацию. Но у нас в последнее время я вообще не понимаю, что происходит. На самом деле произошла девальвация, но говорят, что ее нет. Ставку рефинансирования повысили, но назвали это иначе – льготное кредитование коммерческих банков.  В Беларуси слова утрачивают реальное содержание. Придумываются какие-то виртуальные понятия, что, на мой взгляд, недопустимо и нецелесообразно.

- Но, может, это говориться для того, чтобы не расписываться в собственном бессилии.

- Я понимаю, что девальвировали на 30% и сказали, что нет девальвации для того, чтобы не показывать сокращение средней зарплаты с 600 долларов до 450 по новому валютному курсу. Власти, наверное, этого стесняются.

- Начало функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза может решить как-то беларусские проблемы?

- А как оно может решить? Россия "лежит". В России обвал рубля значительно больший, чем в Беларуси. Раз такая девальвация, а все расчеты в мире ведутся в долларах и евро, это обязательно приведет Россию к скачку инфляции. А мы как раз экономически с ней объединяемся и это будет означать кризис не одной России, а всего Таможенного союза.

- А российский рубль, на ваш взгляд, будет падать дальше?

- Я думаю, он, в конце концов, остановится. Всегда цикл проходит, начинается определенная стабилизация и подъем. Но, я боюсь, в России еще не закончен цикл падения, потому что в связи с агрессией против Украины, западный кредитный рынок для нее закрыт. А Россия нахватала долгов. Не столько правительство, сколько экономика, бизнес. Российские крупные компании ранее получили огромные кредиты. Например, только Роснефть задолжала западным банкам 60 млрд долларов. В России надеялись, что смогут получить на Западе новые кредитные ресурсы, чтобы погасить старые долги. Но санкции  введены и кредитов не дали. Поэтому у России предстоят большие трудности. Российские власти сами говорят, что экономике страны нужно минимум два года для выхода из кризиса.

- Насколько назрел кризис в Беларуси?

- У нас внешняя торговля в 2014 году была сбалансированной. Импорт был равен экспорту и экспорт даже немного поднимался. Платежный баланс с минусом более 3 млрд долларов – это меньше, чем было в 2013 году. То есть никаких объективных причин экономического плана для девальвации нет. У нас проблема другая. 27% промышленных предприятий убыточно. Остатки готовой продукции на складах составляют 33 млрд беларусских рублей. Мы производим то, что не можем продать. У нас дебиторская задолженность 215 трлн беларусских рублей. Это все невидимые величины кризиса. Они и ведут к девальвации. В стране неэффективное управление экономикой и ожидать, исходя из сложившейся ситуации, какой-то стабилизации не приходится. Для изменения положения дел нужны немедленные реформы, связанные со сменой модели управления. Нужно бизнесу дать свободу. Нужно не повышать процентные ставки по кредитам, что правительство делало последнее время, а снижать их.  

Андрэй Ягораў: Грашовая дапамога ЕС не развяжа эканамічныя праблемы Беларусі (Відэа)
Андрэй Ягораў: Грашовая дапамога ЕС не развяжа эканамічныя праблемы Беларусі (Відэа)
25.07.2019 Аляксандр Папко, Belsat.eu

Без прыватызацыі ды закрыцця стратных прадпрыемстваў беларуская эканоміка хутчэй расці не будзе, з чым згодныя нават улады Беларусі, заявіў віцэ-прэзідэнт Еўрапейскага інвестыцыйнага банка Вазіл Худак

Чем Эстония лучше Германии для криптобизнеса
Чем Эстония лучше Германии для криптобизнеса
29.03.2019 Александра Богуславская, главный редактор Doing Crypto Index — специально для Deutsche Welle

Эстония является лучшей страной для бизнеса в сфере криптовалют и блокчейна.

Что является сырьем и ресурсами при новом технологическом укладе
Что является сырьем и ресурсами при новом технологическом укладе
28.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Третий текст в серии размышлений философа и методолога Владимира Мацкевича о новой научно-технической революции и ее возможных последствиях для Беларуси.

Оказавшись вдруг на периферии прогресса — еще не все потеряно. Если начать действовать по уму...
Оказавшись вдруг на периферии прогресса — еще не все потеряно. Если начать действовать по уму...
27.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Философ и методолог Владимир Мацкевич продолжает анализ такого явления, как промышленные и научно-технические революции.

Не повторить бы Игорю Мамоненко судьбу Антония Тизенгауза
Не повторить бы Игорю Мамоненко судьбу Антония Тизенгауза
26.03.2019 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Представители беларусского ИТ-бизнеса ставят перед собой задачу реализовать амбициозный проект "ИТ-страна", который предполагает кардинальное социально-экономическое переустройство Беларуси.

Видео