BE RU EN
rss facebook twitter

Елена Тонкачева: 2011 год отмечен повышением давления на правозащитные организации

02.01.2012
Елена Тонкачева: 2011 год отмечен повышением давления на правозащитные организации

Руководитель Центра правовой трансформации Елена Тонкачева считает, что 2011 год отмечен повышенным давлением на правозащитные организации и правозащитных активистов. Она считает, что основным механизмом давления на беларусскую власть является кооперация с международными организациями. Об этом правозащитница рассказала в интервью "Белорусскому партизану".


Последствия событий 19 декабря 2010 года

Говоря о правозащитной деятельности в 2011 году, необходимо понимать, что практически весь год правозащитной работы был связан с последствиями событий 19 декабря 2010 года. Основная часть работы, которую мы проводили в 2011 году, была связана с мониторингом административных задержаний конца 2010 года с попыткой серьезного анализа того, что же все-таки произошло 19 декабря. Далее это мониторинг уголовных процессов по событиям 19 декабря, которые растянулись на несколько месяцев.

Следует отметить, что правозащитные организации приняли на себя работу, связанную с обеспеченьем доступа к правовой помощи для задержанных и для тех, кто проходил по уголовным делам, по правовой и материальной поддержке семей потерпевших.

Сотрудничество с международными организациями

Нужно понимать, что 2011 год был связан с рядом достаточно важных событий в рамках Организации объединенных наций. Беларусские правозащитники находились в постоянной коммуникации со всеми инструментами и специальными отделениями ООН, в частности за 2011 год был подготовлен и представлен Альтернативный отчет по Конвенции по предотвращению всех форм дискриминации в отношении женщин. Был представлен Альтернативный отчет по конвенции против пыток в комитет против пыток, а также был подготовлен Альтернативный отчет по правам людей с инвалидностью.

Мы находились в постоянной коммуникации со спецдокладчиками ООН по произвольным задержаниям, по пыткам и жестоко унижающему достоинство обращению, со спецдокладчиком по независимости судей и адвокатов, а также со спецдокладчиком по защите прав правозащитников и с верховным комиссаром ООН по правам человека.

В рамках ОБСЕ мы продолжали поддерживать коммуникацию с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Следует отметить, что крайне важной была работа, которую сделала мониторинговая группа БДИПЧ ОБСЕ по работе с фиксированием происходящего в уголовных судах по событиям 19 декабря. Это пример очень качественной работы БДИПЧ ОБСЕ, такой полевой миссии в Республике Беларусь.

Мы находились в режиме постоянной коммуникации и совместно работали с Международной миссией по соблюдению прав человека в Республике Беларусь, эта международная миссия была создана ровно год назад в ответ на события 19 декабря. В эту миссию объединились общественные организации, в первую очередь правозащитные организации из стран региона ОБСЕ. Миссия осуществлялась в течение года постоянным присутствием в Беларуси. В нее, как правило, входили граждане и гражданские активисты из общественных организаций соседних стран. В первую очередь те, которым не нужны были визы для того, чтобы оказаться в Республике Беларусь.

Мало кто знает и помнит, что за 2011 год целых 12 человек, которые принимали участие в работе миссии, были высланы из Республики Беларуси либо им был запрещен на определенный срок, от двух до трех лет, въезд на территорию Беларуси. Это прямое преследование за правозащитную деятельность. Высланы были граждане России и граждане Украины, что само по себе является нонсенсом, т.к. в рамках СНГ есть о свободном перемещении лиц по территории стран.

На границе с Россией нет проверки паспортного контроля в том случае, если перемещаешься автомобилем. Но вероятность проверки документов существует. Если документ будет проверен, то при наличии запрета на въезд последует уголовное преследование за нарушение этого порядка, поэтому я не думаю, что кому-то захочется всерьез рисковать таким образом. Для меня очевидно, что 12 человек, которые высланы из страны, исключительно за проведение мониторинговой правозащитной работы показатель того, что власть серьезно отнеслась к любым попыткам присутствия на территории Беларуси зарубежных правозащитников потому, что в общем-то всерьез опасалась распространения информации о текущей ситуации с правами человека и демонстрировала свое отношение к правозащитникам.

Давление на правозащитников со стороны власти

2011 год отмечен повышением давления на правозащитные организации и правозащитных активистов. Я думаю, что следует напомнить о том, что Алесь Беляцкий, руководитель Правозащитного центра "Вясна", на сегодняшний день приговорен к серьезному уголовному сроку и сейчас ожидает пересмотра в кассационной инстанции уголовного дела в отношении себя.

Если возвращаться к сотрудничеству с международными организациями, то на сегодняшний день я полагаю, что именно кооперация с международными организациями (ОБСЕ, ООН с различными комитетами и спецдокладчиками), кооперация, пусть сложная, пусть не достаточно активная, но, тем не менее, со структурами Совета Европы, со структурами ЕС для беларусский правозащитников остаются основными механизмами воздействия на власть. Почему? Потому что прямой коммуникации внутри страны у нас на сегодняшний день если ни нет, то она крайне затруднена и голос беларусских правозащитных организаций внутри страны плохо воспринимаем беларусскими властями, поэтому наши месседжи и наша работа адресуются сегодня международным организациям, которые в свою очередь начинают процесс разной формы коммуникации с беларусским правительством. В частности те рекомендации, которые были приняты в течение года в рамках ООН, в форме ряда резолюций, заявлений, а также рекомендаций по Конвенции против пыток Комитетом против пыток и в рамках универсального периодического отчета.

Эти рекомендации мы будем следующий год посвящать тому, чтобы понять, каким образом правительство реагирует на те рекомендации, которые в рамках ООН были приняты и адресованы правительству для исполнения.

 

Белорусский партизан

Видео