BE RU EN
rss facebook twitter

Альтернативный доклад Общественного Болонского комитета (Краткое изложение)

13.12.2011
Альтернативный доклад Общественного Болонского комитета (Краткое изложение)

 

Общественный Болонский комитет

Альтернативный доклад: Беларусское высшее образование.
Готовность к включению в Европейское пространство высшего образования.

(Краткое изложение)

 


Полный текст Альтернативного доклада  

"Дорожная карта": План действий по включению Беларуси в Европейское пространство высшего образования



29 ноября 2011 года Министерство образования Беларуси направило в Болонский секретариат пакет заявочных документов на официальное присоединение к Болонскому процессу. 26-27 апреля 2012 года на Саммите министров образования сорока семи  стран, подписавших Болонскую декларацию, должно быть принято решение о присоединении Беларуси к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО).  

Для того, чтобы быть принятой в ЕПВО, подающая заявку страна должна соответствовать двум критериям:

  • присоединиться к Европейской культурной конвенции и

  • взять на себя обязательства имплементировать в свою систему образования ценности, цели и ключевые принципы политики ЕПВО.

Беларусь еще в 1993 году ратифицировала Европейскую культурную конвенцию. Таким образом, первое условие присоединения к Болонскому процессу выполнено.

Однако могут и хотят  ли беларусские власти выполнить второе условие вступления в ЕПВО?

Министерство образования Беларуси заверяет Болонский секретариат и европейских министров образования, что наше высшее образование вполне готово к формальному членству в ЕПВО, что, начиная с 2002 года, в Беларуси последовательно внедряются принципы Болонской декларации.

Такая оценка готовности нашей высшей школы к включению в ЕПВО не кажется убедительной.

Представители экспертного сообщества и ряда общественных организаций Беларуси приняли решение учредить общественный Болонский комитет с целью подготовки альтернативного доклада и разработки "дорожной карты" интеграции беларусского высшего образования в Болонский процесс.

 

Анализ готовности нашей высшей школы к вступлению в Болонский процесс показал, что мы сегодня дальше от Европы, чем даже в 2004 году, когда был прерван процесс интернационализации нашего образования, начатый двумя годами раньше. В 2004 году процессу сближения с Европой был противопоставлен процесс самоизоляции беларусского высшего образования и возвращения к советской модели с ее длинным образовательным циклом, идеологическим контролем содержания образования и политической инструментализацией высшей школы. Свое законодательное закрепление эта политика нашла в Законе "О высшем образовании", принятом 11 июля 2007 года, из текста которого, помимо других важных для процесса интернационализации высшего образования статей, были исключены статьи об академической свободе и университетской автономии. Кодекс об образовании, вступивший с силу в 2011 году, лишь продолжает эту линию.

Сама философия Образовательного кодекса не находится в русле европейских традиций образования. Она указывает на совсем другой вектор развития высшей школы.

В документах Болонского процесса неоднократно подтверждалось, что любые реформы европейского образования возможны только на основе традиционных ценностей университетской автономии и академической свободы. И страны, которые претендуют на присоединение к Болонской декларации, обязаны уважать эти императивы не только как исторические привилегии, но, прежде всего, потому что на них основывается ответственность вузов перед обществом. Само общество должно быть заинтересовано в том, чтобы в университетах никогда не ограничивалась свобода мысли, мнений, высказываний, ассоциаций, передвижений и преподавания.  В большинстве стран эти права, гарантированные конституцией и специальными законами, рассматриваются как условие полноценного функционирования институтов высшего образования в интересах  общественного развития. Беларуское законодательство не гарантирует этих свобод ни академическому персоналу, ни студентам.

 

Как и в советское время, в Образовательном кодексе нет даже попытки вывести образование из сферы административно-властных отношений и перейти к признанию автономного, независимого статуса субъектов образовательного процесса.

Раздел Образовательного кодекса, посвященный высшему образованию, лишает университетское сообщество каких-либо инструментов влияния на процесс управления вузом и   демонстрирует приверженность законодателя к превращению университетов в структуры государственного аппарата. Ректоры, которым принадлежит вся полнота власти в вузе и которые по закону являются руководителями советов вузов,  не выбираются советом университета или попечительским советом и не подотчетны академическому сообществу.

Отсутствие реальной университетской автономии облегчает инструментализацию вузов для политических целей, в том числе для целей преследования оппонентов власти и инакомыслящих. Администрация вузов вынуждена обслуживать политические интересы власти: принуждать к досрочному голосованию студентов, исключать участников мирных протестов и оппозиционных организаций, осуществлять политический контроль студенческого самоуправления и др.

 

В процессе работы над альтернативным докладом эксперты пришли к заключению, что заявленная  Минобром двухступенчатая  структура высшего образования Беларуси не соответствует принципам, лежащим в основе болонской архитектуры трех циклов бакалавр-магистр-доктор. Принципиальные расхождения в конструировании образовательных циклов затрудняют гармонизацию беларусской и европейской образовательных систем. Из-за этого возникают значительные трудности в сфере признания дипломов, академических степеней и квалификаций.

Не соответствует европейским подходам и система контроля качества. Сам подход к пониманию качества в системе высшего образования Беларуси контрастирует с европейскими подходами, требующими ориентации всего образовательного процесса в вузах на потребности студентов и работодателей. В Беларуси качество образования понимается не столько  как способность выпускника решать конкретные производственные задачи, сколько как соответствие образовательным стандартам, устанавливаемым самим Минобром с минимальным участием студентов и работодателей.

Нормативная база беларусского образования не способствует тому, чтобы развивать структуры равноправного социального партнерства и общественной ответственности по отношению к высшей школе. Не соответствует нормам ЕПВО то, что в нашей стране нет независимой экспертизы качества Единственная организация, которая проводит аттестацию и аккредитацию вузов, является подразделением Минобра.

Высшее образование Беларуси не готово к тому, чтобы в максимальной степени использовать возможности академической мобильности для повышения качества подготовки специалистов. Нормативная база не создает условий для признания результатов обучения в зарубежных вузах. До последнего времени правительство не финансировало программ академической мобильности. Заявленное в последние дни создание государственной программы  для обучения сроком до одного года 50 беларусских студентов за рубежом только подчеркивает равнодушие власти в этом вопросе. На фоне потока академических беженцев, покидающих Беларусь по причине академических репрессий (только по программе К. Калиновского в этом году уехало 149 человек) крохотный ручеек официальной мобильности выглядит просто попыткой угодить Болонскому секретариату перед министерским Саммитом 20012 года.

Не соответствует нормам европейского законодательства система использования принудительного труда выпускников вузов. Принуждение молодых людей соглашаться с направлением на работу под страхом возврата затраченных на их обучение средств дискриминационно и противоречит 41 и 49 статьям Конституции Беларуси, а также статье 13 Трудового кодекса, Конвенции МОТ № 29 и другим международным обязательствам Республики Беларусь.

Однако парадокс в том, что одновременно жертвами дискриминации оказываются и те выпускники вузов, которые не подлежат обязательному распределению, поскольку, например, сами оплачивали свое обучение. Вопреки здравому смыслу понятие "молодой специалист" в нашей стране имеет отношение только к выпускникам, окончивших полный курс обучения в дневной форме за счет средств бюджета. Те, кто учился заочно или платил за учебу, не признаются молодыми специалистами и лишены юридических гарантий первого рабочего места. Это коренным образом противоречит их конституционным правам и очевидно контрастирует с подходом к защите прав выпускников вузов в европейских странах (квотирование рабочих мест, защита от увольнения и др.).

Уводят нас от ЕПВО и другие формы дискриминации отдельных групп населения в системе высшего образования. Несмотря на провозглашаемое законом  равенство всех граждан Беларуси в доступе к образованию, инвалиды, старики, др. группы населения не всегда могут воспользоваться этим правом. Особенно очевидной является дискриминация тех наших соотечественников, которые хотели бы получить образование на беларусском языке.

Оценка образовательной политики, законодательной базы, реальной практики интернационализации, состояния институциональной автономии и академической свободы в высшей школе Беларуси позволяет заключить, что без предварительного глубокого реформирования беларусского высшего образования участие нашей страны в Болонском процессе не будет эффективным. 
Видео