BE RU EN
rss facebook twitter

Лех Валенса: Если бы я знал, что делать с Беларусью, я бы получил вторую Нобелевскую премию

06.12.2011
Лех Валенса: Если бы я знал, что делать с Беларусью, я бы получил вторую Нобелевскую премию

Основатель польского независимого профсоюза "Солидарность" и первый президент посткоммунистической Польши Лех Валенса дал интервью ИА REGNUM, в котором ответил на ряд вопросов, касающихся Беларуси и программы ЕС "Восточное партнерство".

 

- Какой политики Польша и ЕС должны придерживаться в отношении Беларуси?

- Если бы я знал, как это сделать, я бы получил вторую Нобелевскую премию. Но у меня нет таких хороших идей. Я думаю, что самым мудрым решением для нас сейчас является наблюдать за обстановкой. Поддерживать хорошие направления, а на плохие обращать определенное внимание. Сегодняшнего беларусского президента я бы сравнил с хитрым лисенком. Он хорошо понимает, что очень зависит от России, а Европа на сегодняшний день не в состоянии оказать ему серьезную поддержку. Лукашенко старается выиграть время до тех пор, пока Европа не отряхнется и не встанет на ноги, и тогда он поменяет немножко позицию. Я так думаю, что он старается использовать возможности и одной, и другой стороны. Это очень сложно. Таково мое мнение. 

- Должен ли ЕС придерживаться по отношению Лукашенко жесткой линии? Или необходимо пойти на уступки Беларуси, чтобы она не попала под влияние России?.

"В Польше тоже была военная обстановка, и мы тоже стояли перед большим выбором относительно того, как себя вести. Будет нас Запад поддерживать или нет? Я считал, что Запад нас должен бойкотировать. А потом я поразмыслил и стал уже выступать против этой идеи. Надо оценивать оба варианта и наблюдать за тем, что будет происходить. Первоначально надо резко отрицательно отнестись к этому вопросу, а потом все-таки надо искать пути решения этой проблемы. Потому что в долговременной перспективе такие жесткие действия бьют по обычным людям. И надо сказать, что я поднимал этот вопрос, обсуждал его, и, в результате, Запад изменил свое отношение к нам. Но сказать однозначно, какой путь лучше в тот или иной период, - очень сложно. Оба варианта сложны, все это весьма непросто. Я одновременно выступаю "за", но в то же время и "против".

- Польша не раз демонстрировала, что из всех участников программы "Восточное партнерство" ЕС более всего хочет видеть в ЕС Молдавию и Украину. Создается впечатление, что страны Закавказья хотят превратить лишь в некую буферную зону для ЕС. В ЕС часто говорят о неготовности региона к евроинтеграции. Может быть, ЕС сам не готов к реализации своих программ?

- Сегодня это выглядит так потому, что с чего-то надо было начать. После развала советской зоны влияния мы продолжаем идти старыми методами, мы расширяемся, а это новые государства, которые образовались в результате распада СССР. Настало время принимать новые решения. Если мы создадим юридические условия к тому, чтобы присоединить другие страны, то эти государства сами будут присоединяться. Вопрос упирается в то, когда это произойдет. Пока у нас в Европе таких законов не существует. Мы на тот момент должны будем сравнять условия, чтобы можно было предложить новые развязки. То есть вопрос не заключается в том, что мы не хотим. Несовершенные решения и законы приводят к тому, что люди не чувствуют себя комфортно. С этой точки зрения, вы, республики бывшего СССР, намного нужнее Европе, чем Европа вам. У вас еще есть экономические ресурсы.

Но сегодня как будто нет с одной стороны стремления, а с другой - законодательных решений, которые могли бы этот вопрос решить. Всегда имеются какие-то вопросы, которые не позволяют принять экономические законодательные решения, которые создают почву для стыковки. Это финансовый, банковский кризис. Это греческие проблемы. Не создано пока таких условий, чтобы прямо можно сказать: "Пожалуйста, есть возможности", дать зеленый свет - "Поехали". Сегодня Европа трещит, еле-еле держится. У нее нет сил присоединять другие страны. Когда возникнет благодатная почва, когда будут укреплены отношения внутри Европы, тогда нам надо будет поднимать вопрос о присоединении других стран. Мы слишком большой прыжок экономический сделали вперед, но за спиной не имели структур, которые регулировали бы все это. Много государств вошло в Европу, и сейчас многое выглядит как пьяный заяц, потому что не были подготовлены законодательства.

Мы должны главным образом решить вопрос налогов. Если бы вы на тот момент вошли в Евросоюз со своими налоговыми системами, то Европа задавила бы вас своими налогами. Но этого нельзя делать, потому что вы нужны Европе. В этом вопросе должны существовать умные, структуральные, постоянные политика и подход. А не так что: давайте откроем объятья, кто выживет, тот будет жить. Не знаю даже, что лучше. Вы должны тоже нажимать на то, чтобы Европа создала определенные программы, чтобы вы могли ступить на европейскую дорогу и пользоваться этой дорогой как обыкновенный водитель. И мир идет в этом направлении. У нас нет другого выхода, наше предназначение в том, чтобы открыть двери друг другу. Этого требует наш технический прогресс, информация, мы должны совместно решать экологические вопросы. Слишком много существует вопросов и проблем, требующих ликвидации границ. Некоторые вещи сами по себе совместно решаются, а решение других требует поддержки.

Читать интервью полностью

 

Служба информации "ЕвроБеларуси"

Видео