BE RU EN
rss facebook twitter

Вацлав Гавел: Послание участникам конференции

02.05.2011
Вацлав Гавел: Послание участникам конференции
Вацлав Гавел

Послание участникам конференции
«Ян Паточка и Идея Европы. Восточно- и центрально-европейский контекст»

г. Минск, 20-23 апреля 2011 года

 

Дамы и господа,
уважаемые участники конференции,

 

позвольте мне хотя бы на расстоянии поприветствовать Вас и выразить радость по поводу того, что именно в Минске проходит конференция, посвященная жизни и творчеству чешского философа Яна Паточки. 

В далёкие пятидесятые годы я, будучи пятнадцатилетним мальчиком, узнал, что существует книга «Естественный мир как философская проблема». Она лежала в пражской университетской библиотеке, но не выдавалась, потому что автор был в немилости у коммунистического режима. Запрещенную книгу можно было получить, обосновав ее необходимость, и только с согласия некого господина Йирковского. Я набрался смелости, пришел к нему, и он действительно разрешил. Видимо, он посчитал, что я не являюсь угрозой коммунистической власти. Книга «Естественный мир как философская проблема» оказала большое влияние на всю мою жизнь. Я осознал, что меня окружает естественный мир, у которого есть свое близко, свое далеко, свое внизу, свое вверху, у которого есть свои обозримые границы, своя тайна, и что это другой мир, нежели тот, который нам предлагает наука.

В шестидесятые годы я уже был знаком с профессором Паточкой и приглашал его в Театр «На Забрадли», где после представления он вёл философские беседы и дискуссии. Это был интересный полемист, сократовский тип философа, и мы оставались там до поздней ночи.

В семидесятые годы я по поручению друзей попросил его быть пресс-секретарём «Хартии-77» и таким образом стал свидетелем его тяжелых раздумий. Он долго решался, потому что знал, что это принципиальное и рискованное дело, которое коренным образом изменит его жизнь и может довести до тюрьмы. Когда всё-таки он решился принять мое предложение, он отнёсся к нему с огромной ответственностью. За все, что он делал, он отвечал лично и шёл до конца, что парадоксально подтвердил и обстоятельствами своей смерти после одного из многочасовых допросов.

Ян Паточка наряду с другими внес и озвучил нравственную составляющую «Хартии-77». Он говорил о солидарности всех неравнодушных, о том, что есть вещи, которые необходимо делать просто потому, что это хорошо, не рассчитывая на их успех или последующую оценку.

Я встречаюсь с диссидентами, с оппозиционными деятелями и с борцами за права человека из стран с диктаторскими или авторитарными режимами. И интересно то, как все они объявляют себя — для меня даже удивительным способом — сторонниками заветов «Хартии-77» и ее нравственной составляющей. Идея ненасильственного противодействия, за которую мы отвечаем всей своей сущностью, распространяется в значительной степени и благодаря профессору Паточке, который так и остаётся для нас вечным вдохновением.

Ваш
Вацлав Гавел

 

Беларуская філасофская прастора

Видео