BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Чехия возьмется за Беларусь

06.01.2009
Чехия возьмется за Беларусь

После очень успешного председательства Франции в ЕС с нового года этот пост впервые перешел к Чехии. На председательство этой страны выпадает несколько очень ответственных решений, связанных с политикой ЕС в отношении Беларуси. Интереса к ситуации в стране и инициатив будет больше, обещают эксперты.
 

За шесть месяцев председательства Франции ее президенту — еврооптимисту Николя Саркози, пришлось столкнуться с большим количеством региональных и международных проблем: политических, экономических и военных. Последующие полгода обещают быть не менее сложными.

Так, в первые же дни на новом посту чешское правительство столкнулось с обострением проблем во всех трех областях, которое определило приоритетными (три «e’s») — экономика, энергетическая безопасность и внешняя политика. В сектор Газа и Киев были направлены представители, чтобы решать вопросы военного противостояния и поставок «голубого топлива» в страны ЕС. Экономический кризис по всем прогнозам в новом году только усугубится.

Еще до окончания срока французского председательства звучали предложения продлить его: мол, опытный и успешный дипломат Саркози лучше справится с вызовами, чем политики Чехии.

Чехия — единственная страна ЕС, не проголосовавшая по вопросу ратификации Лиссабонского соглашения, которое призвано заменить провалившийся проект конституции ЕС. Ратификация несколько раз переносились и назначена на 3 февраля 2009 года.

Президент страны Вацлав Клаус — известный евроскептик. Он отказался вывесить над своей резиденцией флаг ЕС, сказав, что «Чехия — не провинция Евросоюза», а почетные функции председателя — «не такие уж важные». Клаус не устает критиковать политику ЕС. В своей речи 1 января он подчеркнул, что через председательство страна получила возможность «помочь ЕС стать действительно демократической структурой, где принятие политических решений максимально приближено к гражданам».

Однако в Чехии внешняя политика и вопросы объединенной Европы — прерогатива правительства, а не президента. И здесь выигрывает не только Брюссель. На политической сцене первыми оказываются люди, не понаслышке знакомые с «белорусским вопросом».

Так, министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг возглавлял Международный Хельсинский комитет по правам человека. Он давний друг экс-президента страны Вацлава Гавела, работал в его команде. Вместе они учредили в июле 2005 года общественное объединение «Гражданская Беларусь». Вошел туда и нынешний первый заместитель главы МИД Чехии Томаш Пояр.

Стоит отметить, что официальные контакты между Беларусью и Чехией долгое время были осложнены. В 2002 году Чехия отказала Александру Лукашенко в визе, необходимой для участия в саммите НАТО в Праге. В 2006 году белорусские власти отказали в визе тогда чешскому сенатору Карелу Шварценбергу. Дипмиссии в двух странах возглавляются временными поверенными.

Премьер-министр Чехии Милош Земан был последним чешским политиком, посетившим Минск еще в 2002 году. Но после того как 13 октября 2008 года было отменено существовавшее в ЕС ограничение на встречи с белорусскими чиновниками выше замминистра, в конце октября 2008 года Томаш Пояр прибыл в Беларусь и встретился, в частности, с вице-премьером Андреем Кобяковым.

«Белорусский вопрос» замечательно ложится в повестку дня чешского председательства. По словам премьер-министра страны Мирека Тополанека, Чехия намерена укрепить отношения между ЕС и шестью постсоветскими странами — Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой, Украиной — в рамках новой политики Восточного партнерства ЕС.

Политический аналитик Роман Яковлевский в беседе с БелаПАН отметил: Чехия близка нам, хотя у нас и нет общей границы.

До сих пор Чехия была среди тех стран ЕС, которые очень активно поддерживали и развивали структуры белорусского гражданского общества. И морально, и материально.

Исторически чехи более жестко относятся ко всему, что расценивается в Европе как проявление советского синдрома, в частности к авторитаризму, который до недавнего времени приписывали белорусскому режиму, отметил аналитик. Чехия, в отличие, например, от Германии, проводит не практичную «реалполитик», а моральную политику. По его мнению, отношения Беларуси и Чехии выиграли бы от повышения уровня представительства дипмиссий до ранга посла.

Официальная позиция Праги не отличается от согласованной позиции ЕС, напоминает Яковлевский. Между тем улучшение отношений Минска и Праги, равно как и налаживание диалога с Брюсселем, всецело зависит от белорусской стороны. Важно, как в апреле будут оценены усилия официальных властей по демократизации за полугодовой период приостановления визовых санкций. Будет ли Лукашенко приглашен на саммит Восточного партнерства?

Ольга Стужинская, руководитель неправительственной организации «Офис за демократическую Беларусь» (Брюссель), согласна с Романом Яковлевским в том, что ключевой момент — именно шаги белорусского правительства и их оценка Евросоюзом.

По словам Стужинской, в региональном и историческом плане Беларусь лежит в сфере интересов Чехии. Так, она напомнила, что вместе со странами Вышеградской группы чешское правительство предложило ЕС облегчить визовый режим для белорусов и сделать шенгенские визы бесплатными.

Можно ожидать, что интереса к Беларуси будет больше, белорусский вопрос будет подниматься чаще, считает собеседница. Однако любое решение об изменении политики в отношении Беларуси будут принимать все 27 стран ЕС. А оно, в свою очередь, станет реакцией на ситуацию в Беларуси, изменится ли она, как на этом настаивает Брюссель.

После председательства Чехии во второй половине 2009 года ожидается не менее заинтересованный и информированный преемник — Швеция, говорит Стужинская. Эта страна вместе с Польшей инициировала политику Восточного партнерства, чтобы при всех проблемах не забывать о таком направлении внешней политики, как развитие отношений со странами Восточной Европы.
Марина РАХЛЕЙ
Ссылка
Видео