BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Карта поляка — нелишний козырь, а не пиковая дама

12.02.2008
Карта поляка — нелишний козырь, а не пиковая дама

Польское меньшинство снова стало камнем преткновения: белорусская сторона заявила о том, что «карта поляка»,  которая обеспечит белорусским полякам визу и работу в Польше — крапленая. Такие преференции — «очередная провокация» со стороны западных соседей и может «серьезно дестабилизировать» белорусское общество.

Закон о Карте поляка вводит в обращение документ, подтверждающий принадлежность гражданина другого государства (все республики бывшего СССР) к польскому народу. Обладатель Карты имеет право получить долгосрочную многократную визу, работать или учиться в Польше и даже проезжать по железной дороге с 37-процентной скидкой.

Лех Качиньский подписал закон о "Карте поляка" 23 сентября 2007 года

Карта действительна 10 лет и по заявлению продлевается еще на 10 лет. Она не приравнивается к польскому гражданству и не предоставляет права безвизового въезда в Польшу.

Претендовать на получение Карты поляка могут те, у кого отец, мать, бабушка, дедушка, прабабушка или прадедушка были поляками. Необходимо владение польским языком на базовом уровне. По данным польской статистики, в Беларуси проживает 900 тысяч лиц польского происхождения, которые теоретически и могут претендовать на получение Карты поляка.

В разгар конфликта между белорусскими властями и Союзом поляков на Беларуси в 2005 году президент Александр Лукашенко говорил, что в Беларуси «нет поляков»: «Это люди по своему происхождению поляки, но это же наши граждане Беларуси. Я не люблю этого термина — «польское меньшинство». Это унижает людей. У нас нет ни меньшинства, ни большинства — у нас все равны».

6 февраля МИД Беларуси выразил обеспокоенность, что польский закон дискриминирует как раз белорусов, которые сами никого не дискриминируют. Реализация этого закона, по мнению белорусской стороны, «способна серьезно дестабилизировать межнациональные отношения в нашей стране, вызвать напряженность в белорусском обществе, нарушить его стабильность и породить недоверие между белорусскими гражданами различных национальностей».

Ведомство указало, что документ был принят без каких-либо предварительных консультаций с Беларусью и предложило доработать его при участии Совета Европы, а пока — ввести мораторий на его применение в Беларуси.

Кроме того, в заявлении МИД говорится о проблемах, с которыми белорусы сталкиваются при обращении за визами в консульства Польши после ее вступления в Шенгенскую зону — сроки рассмотрения визовых заявок не соблюдаются, много отказов.

«Попыткой создания пятой колонны», «политическим подкупом», «очередной провокацией Польши против Беларуси» называют в многочисленных комментариях Карту поляка белорусские политики. Звучат даже угрозы ввести Карту белоруса и вернуть на родину 3 млн. этнических соотечественников.

Любопытно, что 6 февраля, еще до официального заявления белорусского МИД, тему осветила «Советская Белоруссия». В статье «Крапленая карта» польскую сторону уличили в ностальгии по «славным средневековым временам, когда Речь Посполита простиралась «от можа до можа». По мнению издания, Карта поляка — «Троянский конь», «дымовая завеса, которая должна скрыть брутальную атаку на Беларусь».

«Зачем и кому в центре Европы понадобилось разжигать межэтнический костер? Насколько законно и морально столь бесцеремонное иностранное вмешательство в жизнь соседнего государства?», задается вопросами издание.

Стоит отметить, что закон, конечно, оставляет за польскими властями право отказать в получении Карты поляка тем, кто «действует во вред безопасности, обороноспособности, общественному порядку или основным интересам Польши». Кроме того, она может быть аннулирована, если «ее держатель ведет себя оскорбительно по отношению к Республике Польша или полякам».

Как заверила «Белорусские новости» пресс-секретарь посольства Польши в Беларуси Моника Садковска, «стороны провели консультации, работа будет продолжена».

Садковска также отметила, что по сравнению с январем консульский отдел посольства в Минске стал выдавать больше виз, сократилось количество отказов. Если в январе было выдано около 1 800 виз и около 15 процентов заявителей получили отказ, то в первую неделю февраля на 640 выданных виз пришлось 60 отказов.

По мнению политолога, эксперта по Беларуси польского фонда имени Стефана Батория Гжегожа Громадского, закон о Карте поляка не может вызвать серьезные проблемы в Беларуси.

С другой стороны, он добавит работы польским службам, которые пока не представляют, насколько может быть непросто выяснить, кого можно считать этническим поляком. Карта действительно наделяет большими правами представителей польского меньшинства в Беларуси, подтверждает Громадски. «На самом деле, возможности, которые предусматривает Карта поляка, можно было бы предоставить всем белорусам и украинцам, как нашим соседям», — говорит польский эксперт.

Политолог также отметил, что облегчение контактов с польской диаспорой в странах бывшего СССР, для чего и была введена Карта поляка, — одна из важнейших тем сегодня в польском обществе.

Ежи Марек НоваковскиС ним согласился и глава Центра международных отношений польского Сената, ведущий обозреватель польского журнала «Wprost» Ежи Марек Новаковски. В интервью «Белорусским новостям» он назвал ошибочным мнение о том, что закон способен вызвать межнациональные конфликты или проблемы в белорусском обществе. Как показывает практика подобных законов в Венгрии и Германии, они не дестабилизируют общества этих стран или соседних. «Белорусы будут получать шенгенскую визу по общим правилам, которые предусмотрены для всех стран, ни о какой дискриминации здесь речи нет», — указал политолог.

Польский эксперт выразил надежду, что заявление МИД Беларуси случайно совпало с визитом польского премьер-министра Дональда Туска в Москву. По его словам, польские отношения с Беларусью «должны быть хоть на градус, но теплее, чем с Россией».

Новаковски подчеркнул, что проблемы, которые могут быть связаны с Картой — временные и зависят от уровня экономического развития республики. «Как только не будет четкой разницы между ценами и оплатой труда в Беларуси и Польше, белорусская сторона перестанет видеть подобные законы, как проблему», — говорит политолог.

Выходит, что с представителями польского меньшинства, которые, как опасается официальный Минск, по политическим или материальным соображениям могут массово податься на «историческую родину», как с лебедями — кормить надо лучше, они и не улетят.

Марина РАХЛЕЙ
http://naviny.by/rubrics/politic/2008/02/09/ic_articles_112_155454/
 
Видео