BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Алексей Криволап: Национальный университет не создать с нуля

13.05.2015
Алексей Криволап: Национальный университет не создать с нуля
О главном вузе нации Беларусь мечтает с 1991 года. Но где искать его истоки - в Вильне XVI века или в партизанской землянке 1944 года? Чему учат Франкфурт-на-Одере и Слубице, и зачем кампусу стены?

"ЕвроБеларусь" продолжает дискуссию о необходимости создания Национального университета Беларуси. Каким он должен быть? Кто должен стоять за главным вузом нации - интеллектуальное сообщество или отдельные политики? Будет ли полезен нашей стране университет в эмиграции, или его нужно создавать именно на родине?

Напомним, что более полусотни деятелей культуры и представителей гражданского общества Беларуси недавно поставили свои подписи под заявлением о начале создания Национального университета. Этот документ, растиражированный негосударственными СМИ, был очень кратким. Гораздо длиннее был ряд подписантов: от писательницы Светланы Алексиевич и музыканта Змитера Войтюшкевича до экс-главы Беларуси Станислава Шушкевича. О том, что одним из инициаторов идеи выступил лидер движения "За Свободу" Александр Милинкевич, и что вуз планируется открыть в Польше, в заявлении упомянуто не было.

Мнения о необходимости второго, после ЕГУ, беларусского университета в эмиграции разделились. Нужен ли Беларуси еще один вуз за рубежом, рассуждали координатор Летучего университета, кандидат социологических наук Татьяна Водолажская, член Общественного Болонского комитета, экс-проректор ЕГУ, профессор Владимир Дунаев и эксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич.

Сегодня своим мнением с нами делится некогда уволенный из ЕГУ преподаватель, кандидат культурологии Алексей Криволап.

- Алексей, что вам известно о свежем проекте Национального университета, и видите ли в нем альтернативу ЕГУ?

- Я бы не сказал, что это альтернатива ЕГУ. Это создание Национального университета, а ЕГУ не является национальным вузом. Так что это другой проект. Национальный университет - это не только гуманитарное образование, но и многие другие цели и задачи. Задача создания Национального университета стоит с 1991 года - с момента обретения Беларусью независимости и она по-прежнему актуальна.

О заявлении я читал в газетах, в интернете, но какой-то подробной информации о проекте у меня нет. Было бы интересно узнать подробнее! Я так понимаю, что это как-то связано, во-первых, с итогами конкурса по выборам ректора ЕГУ, потому что были определенные надежды по поводу конкретных персоналий, а, во-вторых, - с той концепцией, которую сейчас проводит Европейский гуманитарный университет - переписать миссию вуза или сформулировать ее заново. Есть действия с разных сторон, но, в любом случае, Национальный университет - интересный проект, который не отменяет проект ЕГУ, поскольку в нынешнем Уставе ЕГУ написано, что это - частное учебное заведение.

- Нужен ли Беларуси такой университет и почему?

- Все зависит от того, когда в Беларуси появился первый университет, или от того, какой университет является первым беларусским. Здесь возникает совершенно понятный ответ, который сейчас озвучивает лидер Беларуси: БГУ, созданный, если не ошибаюсь в 1921 году. И это - одна история, как история Беларуси, которая, по некоторым меркам, началась в 1944 году, а до этого ничего не было.

Другая же история - это, например, Виленский университет, который появился в XVI веке. И в этом случае у нас есть совсем другая традиция университетского образования. То есть, для того, чтобы создать Национальный университет, нужно понять, какое из учебных заведений лежит в основе традиции, есть ли вообще эта традиция, или ее нужно создавать заново?  

Если мы отталкиваемся от классических европейских университетов, которым не одна сотня лет, то совершенно понятно, что будет один вариант управления, организации и принятия решений. Если отталкиваемся от советской истории, советского пути, тогда вариант будет совсем другой. В этом смысле при создании проекта Национального университета, мне кажется, перво-наперво необходимо ответить на простой вопрос: насколько европейским должен быть беларусский университет? Это не применительно к ЕГУ, это вообще задача тех университетов, которые сегодня действуют на территории Беларуси, как государственных, так и негосударственных учебных заведений. Беларусская система образования для них - общепринятая система европейских государств или постсоветских?

К большому сожалению, сейчас в государственных вузах есть курсы, которые несколько удивительным образом смотрятся на фоне академических свобод, самоуправления и так далее. Мне кажется, что для Национального университета это может быть вызовом, проблемой, которая должна быть решена.  

- Девиз нового проекта - "Больше Европы в Беларусь ". Где, на ваш взгляд, было бы полезнее создать университет: на родине или в эмиграции?

- Комментировать лозунги мне немного странно, ведь главное, чтобы проект появился. Его территориальная локализация вторична. Есть такой университет на границе Германии и Польши (Европейский университет Виадрина. - ЕвроБеларусь). Он находится с немецкой стороны в городе Франкфурт-на-Одере, а с польской - в Слубице. Стороны не стали разделять университет, а сделали кампус, который находится в двух государствах сразу. То есть, две системы работают вместе и строят общее будущее. То же самое и здесь.

Очень просто сказать "надо сделать там" или "надо вернуться на родину". Нужно исходить из реальных возможностей. И в качестве варианта - несколько кампусов. Университет - это не всегда стены. Это сообщество - преподавателей, студентов.

- Например, как Летучий университет?

- Да, как Летучий, как Беларусский коллегиум, как Европейский гуманитарный университет до последнего времени. Например, ЕГУ был сообществом в 2004 году, когда был вынужден покинуть Беларусь. Получилось так, что кто-то из студентов тогда перешел в другие университеты, но сообщество преподавателей было той силой, которая вела вуз.

Я понимаю, что вопрос, где создавать университет, очень важен с политической точки зрения. Но при этом нужно обладать информацией, насколько далеко зашла реализация проекта, или же он еще только в стадии обсуждения.

Пока могу только сказать, что проект нужен. При этом я не думаю, что его можно в Беларуси создать сей же час, с нуля. Скорее всего, это будет совместный кампус уже существующих образовательных проектов. Не берусь настаивать на том, что он должен быть только здесь или только там. Главное, чтобы он был. А уже с развитием проекта, с наличием какого-то плана, стратегии можно прописывать условия для того, чтобы университет мог быть актуальным для Беларуси.

Самое очевидное обстоятельство, если говорить об актуальности, это включение или невключение Беларуси в Болонский процесс. Пока Беларусь является последней страной в Европе, которая не включена в Болонский процесс. Это очень обидно.

- Но ведь 14-15 мая в Ереване пройдет саммит министров образования стран ЕС, на котором Беларусь формально примут в ЕПВО, соответствующее решение уже подготовлено рабочей группой... 

- Нас примут, если, несмотря на существующие условия, сделают исключение. Или, наоборот, будет определена дорожная карта, и укажут, что необходимо изменить Беларуси. Пока же есть заявление о том, что необходимо создать этот университет, но есть размытая ситуация: мы точно не знаем, где и как он будет создаваться.

В любом случае Национальный университет должен изначально ориентироваться на ценности и нормы Болонского процесса, если мы исходим из того, что Беларусь - европейское государство, с европейской историей, с университетской традицией.

Я очень рад, что эта инициатива не заглохла, что она появляется, что у людей, несмотря на разочарования, остается желание работать в этом направлении.  

- Если вам предложат работу в Национальном университете, согласитесь там преподавать?

- Я готов преподавать. Опять же, в ЕГУ я перестал преподавать не по своему желанию. Но я - не "универсальный солдат" и могу преподавать только определенные дисциплины. А так я готов, открыт для сотрудничества. Думаю, как и мои коллеги из ЕГУ, как уволенные, так и работающие там сейчас. Это ведь альтернатива, шанс для здоровой конкуренции. Все зависит от условий, которые будут сформулированы инициативной группой по созданию этого университета.

- То есть, уволенные из ЕГУ преподаватели смогут создать костяк Национального университета?

- Нет, это не та ситуация, где люди работали на одном заводе, точили болванки и могут перейти на другой завод, чтобы точить такие же болванки. В случае с университетом, как мне кажется, все гораздо сложнее, и не последнюю роль играет роль языка. Важно, на каком языке будет вестись преподавание, разрабатываться материалы и так далее.

Создание новых образовательных проектов означает, что есть какая-то динамика, развитие в стране. Такие проекты могут быть не очень масштабными, но при этом быть моделями, которые предполагают разработку идей. Когда мы говорим о необходимости создания Национального университета, то, к сожалению, фактически признаем, что существующая сейчас система образования не в полной мере соответствует национальной. Но она есть! У нас есть порядка сорока высших учебных заведений, но и есть нечто, что не позволяет нам считать их в полной мере национальными.

Создание Национального университета - это не попытка создать какую-то структуру, которая сразу же притянет к себе 100 тысяч студентов. Нет-нет! Это, скорее, модель, которая затем может быть перенесена на другие учебные заведения. Но сперва ей придется доказать свою жизнеспособность. И здесь нет ничего нового.

Если мы заглянем в историю, то ЕГУ в бытность его нахождения в Беларуси в 90-х годах имел особый статус площадки, где отрабатывались иные, чем в остальных вузах страны, учебные программы. То есть, экспериментальная площадка для разработки иных способов работы со студентами. Самый простой пример: в начале курса студенты держали в руках всю программу, в которой были прописаны цели и задачи каждого занятия, что читать, что делать. Наверное, сейчас это называется учебно-методический комплекс, который стал нормой для остальных вузов. Но тогда мы были первыми, у кого он был.

Я так понимаю, что задача Национального университета - не количественная, не набор студентов и создание штата преподавателей. Это создание жизнеспособного алгоритма для существующей системы образования, который бы помог вузу в большей степени соответствовать национальным интересам.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео