BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Нация. Как это возможно?

17.01.2017 Владимир Мацкевич, философ и методолог
Нация. Как это возможно?
Свой взгляд
Время от времени по социальным сетям прокатываются волны страстей и страданий по какому-нибудь поводу.

Ясное дело, этим страстям, как правило, предаются люди, едва знакомые с темой и проблемой, вызвавшей волну.

И чем сложнее проблема, ставшая поводом для свар и споров, тем с большей страстью ее пытаются упростить.

Хорошо ли это или плохо?

Это — смотря как подходить.

Нация — это воображаемое сообщество. Воображаемое — это вовсе не то, что каждый сам себе может вообразить. Это результат социального воображения, результат многолетней работы лучших людей нации: поэтов, писателей, художников, философов, историков, политиков. То есть некоторой элиты.

Но в еще большей степени воображаемое сообщество — это результат работы многих и многих профессиональных групп. В первую очередь — учителей. Еще журналистов, священников.

Именно их коллективными и согласованными действиями создается то воображаемое, что определяет нацию.

Согласованными — вовсе не значит, что все делают и говорят одно и то же. Критика, деконструкция, опровержение — это тоже согласованность.

И поэтому, нация — это ежедневный плебисцит. Каждый день, тысячи людей решают общие для всех проблемы, обсуждают значимые для всех вопросы и темы. Спорят, конфликтуют, изредка соглашаются. Вот то, что хотя бы изредка позволяет людям разных взглядов и верований соглашаться хоть в чем-то, — все это достойно удивления.

То, что все спорят друг с другом, конфликтуют, едва ли не скатываясь к войне всех против всех, — дело обычное, привычное и понятное.

А вот то, что иногда все же, пусть ненадолго, пусть по не самым значимым вопросам, удается договариваться и достигать согласия, — это достойно удивления и восхищения.

Это становится возможным благодаря одному малопонятному феномену: нация — это посюстороннее единство апперцепции. Это воплощение идей в повседневности. Романтики нации ищут одну какую-то национальную идею. Иногда в истории были короткие периоды, когда такую идею находили, и она была действенной. Но это короткие периоды, острые ситуации, требующие высокой концентрации воли, разума и сил, чаще всего, для отражения какой-то угрозы существованию народа, государства или каких-то ценностей.

Но в повседневном существовании нации, как воображаемого сообщества, воплощается множество идей, разной степени значимости. Поэтому посюстороннее единство апперцепции обеспечивает длительное существование нации — и в критические периоды истории, и в стабильные и застойные времена.

Как это возможно?

Нация — это когда сотни тысяч и миллионы людей читают одни и те же книги, в детстве поют одни и те же песенки, взрослые отправляют одни и те же ритуалы и обсуждают одни и те же темы вместе со своими лидерами мнений, т.е. читают один и тот же круг авторов, которые говорят общезначимые вещи.

Все это в Беларуси есть. Есть, но в слабой форме:

  • У нас слабенькое воображение. Для своего воображения мы прибегаем к заимствованиям чужих примеров.
  • У нас плохо организованный плебисцит, у нас скорее хаотичный базар, чем организованный процесс коммуникации.
  • У нас узкая и неглубокая апперцепция, и она скорее плюралистична, чем едина (это то, что Акудович назвал «Архипелагом Беларусь»).
  • И мы почти никогда не обсуждаем серьезные и основательные предложения и идеи, а занимаемся серфингом по мелким волнам фейсбучных склок.

А ведь можно все делать иначе!

Ну, например, отталкиваться от того, что уже сделано. Всерьез изучать наследие, современные наработки. Критиковать не фейковые вбросы, а основательные наработки. Читать и разбирать тексты, имеющие общенациональное значение.

Это не просто благое пожелание, каких множество, это реальное предложение. Мы для того и создавали Летучий университет, чтобы у беларусской нации был качественный достойный материал для:

  • национального социального воображения;
  • для ответственного организованного плебисцита;
  • для достижения единства апперцепции;
  • для того, чтобы было что читать, анализировать и вдумчиво разбираться.

На YouTube-канале Летучего университета — более сотни плей-листов с видеозаписями циклов лекций, семинаров, докладов, дискуссий на самые разные темы, большая часть которых касается того, что нужно, чтобы «Думать Беларусь!» Не собачиться и препираться, а ДУМАТЬ!

Это очень много.

Что из этого выбрать?

Ну, вот навскидку:

Было бы желание разбираться и думать!

  


  

Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в Фейсбуке:

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео