BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

«Правозащитники против пыток» представили «картину» мест содержания административно арестованных

14.01.2017
«Правозащитники против пыток» представили «картину» мест содержания административно арестованных
Учитывая абсолютную закрытость изоляторов временного содержания и центров изоляции правонарушителей, правозащитник осуществили мониторинг через анкетирование лиц, отбывших аресты.

«Места отбывания наказания — как уголовного, так и административного — являются крайне закрытой системой в Беларуси. Практически отсутсвует публичная информация и полноценные отчеты на эту тему. Почти вся информация об этих местах причисляется к служебной и ограничивается к распространению», - отметила в комментарии Службе информации «ЕвроБеларуси» представительница инициативы «Правозащитники против пыток» Энира Броницкая.

«Если места отбывания уголовного наказания хотя бы открыты к посещению общественными наблюдательными комиссиями (ОНК), которые, конечно, являются крайне формальными структурами, то изоляторы временного содержания и центры изоляции правонарушителей не подлежат посещениям даже ОНК, не говоря уже о правозащитниках», - сказала представительница инициативы.

По ее информации, мониторинг мест содержания административно арестованных основан на интервьюировании лиц, отбывших аресты в 16 заведениях 4-х областей страны (Витебской, Гомельской, Могилевской и Минской) и города Минска. Отчет содержит оценку правовой базы содержания административно арестованных, анализ анкет лиц, отбывших арест, и список рекомендаций. «Наше мнение, что чем больше информации будет доступно о закрытых учреждениях, тем меньшая опасность пыток и унижающего человеческое достоинство обращения будет в этих местах», - сказала Энира Броницкая.

Приводим главные итоги мониторинга ИВС и ЦИП, представленного правозащитниками.

Задержание и транспортировка

31% респондентов при задержании столкнулись с применением физической силы. В подавляющем большинстве (77%) физическая сила при задержании была применена сотрудниками милиции, и в 23% случаев - со стороны сотрудников ОМОН.

Один из респондентов в анкете указал, что ему пришлось провести 5 часов в «стакане» без доступа к воде, еде и спальному месту. В большинстве случаев камеры до суда не были оснащены спальными местами, а административно задержанным не предоставлялась вода и питание. После суда, если в места отбывания административного ареста респондентов привозили после ужина, питание не предоставлялось. Соответственно, более суток люди находились без питания.

В 28% задержанного транспортировали одного, в 39% - в транспортном средстве находилось от 2 до 6 человек, в 5% случаев задержанных было 9 и более человек и перевозились они в автобусе.

Прием в изолятор

При приеме в изолятор только в 6% случаев респонденты оценили отношение сотрудников как «доброжелательное» или «вежливое». В большинстве же анкет отношение расценивалось как нейтральное (47%). В 25% случаев опрошенные проигнорировали вопрос об отношении при приеме в изолятор. В 17% случаев отношение сотрудников изолятора было негативным, что в большинстве случаев подразумевало унижающее человеческое достоинство обращение.

Возможность обжалования

В 9% случаев респонденты указали, что письменные принадлежности для обжалования решения суда им не предоставлялись, в 6% случаев письменные принадлежности выдавались, в том числе в одной анкете указано, что это было сделано «с неохотой и с разрешения начальника». Остальные респонденты (85%) либо не испытывали потребности, либо не ответили на этот вопрос.

Условия содержания

В подавляющем большинстве случаев опрашиваемые содержались в отдельностоящем здании (84%). В 15% случаев это были камеры в РОВД, причем в 9% респонденты указали, что это было подвальное помещение РОВД. В 96% анкет указано, что наказание отбывалось в одной камере на протяжении всего срока. В анкетах описываются условия содержания в 93 камерах.

В 15% в камерах приходилось 1 м2 на человека и меньше. В 24% анкет в камерах на человека приходилось от 1 до 2 м2, в 33% камер - от 2 до 4 м2. В 9% случаях площадь была 4 м2 и больше на человека. В 19% респонденты не указали размер камеры, вследствие чего установить количество метров на человека не представляется возможным.

В 42% максимальное количество человек в камере составляет от 1 до 5, в 50% случаев - от 6 до 10 человек, в 7% - в камере содержалось более 10 административно арестованных (до 25 человек).

В 55% поверхностью стен была «шуба» (не гладкая, с многочисленными неровностями штукатурка), в 15% стены были бетонные, в 15% камер стены были окрашены.

В 33 камерах из 93 (35%) не было оборудовано спальное место, заключенные спали на так называемой «сцене» (общий деревянный настил для всех находящихся в камере), в этих камерах «сцена» была единственной мебелью, за исключением двух, где, кроме дощатого настила, были один или два стула, которые заключенные использовали, в том числе, как стол.

В 12% камерах заключенные спали на досках, в одном случае им выдали одеяла, так как температура в камере была очень низкой. Опрошенные указывали, что в камерах до суда в некоторых случаях не было даже настила из досок. В одном случае постельное белье было платным.

В целом, камер с мебелью (спальное место, место для сидения, стол, полка или тумбочка) и комплектом постельных принадлежностей (исключая полотенце) всего 20%, и хотя в этих камерах формально мебель и постельные принадлежности присутствовали, респонденты отмечали, что, например, матрасы были в плохом состоянии, либо их не хватало на всех, постельное бельё также выдавалось, по некоторым свидетельствам, не комплектом, а в одном случае – выборочно.

Освещение

По свидетельствам опрошенных, в 6% камер не было окон. В 54% случаев в камере находилось 1 окно, в 8% случаев - 2 окна.

В 71% случаев освещение было искусственным, еще в 8% респонденты написали, что было дневное и искусственное освещение одновременно и в 7% – дневное.

Температура, вентиляция

В 19% анкет указано, что в камере работала вентиляция, респонденты охарактеризовали ее работу как «удовлетворительно» и «работала, но очень шумно», в двух случаях вентиляцию включали по просьбе административно арестованных.

58% респондентов отметили, что вентиляции в камере либо не было, либо она работала неудовлетворительно, общее для всех анкет: духота в камерах, спертый воздух, наличие неприятных запахов, «сигаретный туман». В одной анкете указано, что единственным источником свежего воздуха была открытая «кормушка». В одной анкете респондент указал: «очень угнетало отсутствие вентиляции».

В 17% случаев свежий воздух был в камерах, причем, в трех из них воздух поступал непосредственно с улицы из отверстий в стене, разбитых окон или щелей. 55% респондентов указали, что свежего воздуха не было. 28% не дали информации о доступе к свежему воздуху.

В 46% анкет респонденты жаловались на холод в камере. В основном все случаи приходятся на холодное время года. Как минимум в 6% случаев батареи не топили, в двух случаях люди спали в зимней одежде и обуви.

Часть респондентов столкнулась с проблемой присутствия неприятного запаха в камере, связанного, в том числе, с отходами человеческой жизнедеятельности, об этом упоминается в 25 % анкет.

Питание и питьевая вода

В 55% случаев арестованным обеспечивалось трёхразовое питание, в 9% – двухразовое («кормили 2 раза в день: обед и ужин (в разное время, бывало и в 0:30»), и согласно одному свидетельству, питание было одноразовым. В 6% случаев, когда респонденты находились в камерах до суда, питьевой вода и питания не предоставлялась, есть несколько свидетельства, что без питания и питьевой воды респонденты находились больше суток. В 28% анкет нет данных о количестве приемов пищи.

В 19% анкет респонденты определили качество еды как «удовлетворительное», в 50% – как «неудовлетворительное», один респондент написал «кормили хорошо». 9% респондентов сообщили, что были случаи, когда еду не давали, в том числе лишали приемов пищи в виде наказания в ответ на жалобы. В 53% случаев в камерах либо не было доступа к питьевой воде, либо он ограничивался кипятком во время завтрака. Только в 19% камерах питьевая вода была доступна. В 28% анкет нет информации по доступности питьевой воды.

Также среди проблем, связанных с приемом пищи, были отсутствие места для приема пищи (3 случая), плохое самочувствие после приема пищи (3 случая), низкие вкусовые качества (12), плохо пропеченный хлеб (9), маленькие порции (9).

В целом 54% респондентов отметили несоответствие пищи нормам питания, остальные 45% респондентов не ответили на этот пункт анкеты.

Санитарные условия

В 71% камер был унитаз, в 20% камер вместо унитаза было ведро, дырка в полу либо же административно арестованных выводили в туалет, который находился в коридоре.

В 42% камер отсутствовала перегородка, по некоторым свидетельствам, санузел вплотную подходил к спальным местам.

В 35% случаев в камере отсутствовал умывальник (в 36% камер он был и в 28% анкет, нет информации на этот счет), согласно нескольким свидетельствам в камерах из стены торчал кран, либо шланг.

У 48% респондентов не было возможности воспользоваться душем, причем 23 из них (56% от числа всех опрошенных без доступа к душу) провели в заключении 5 и более суток. 26% респондентов не ответили на этот вопрос анкеты. 26% респондентов смогли воспользоваться душем (2 из них были в душе 3 раза в течении 15 суток).

В трех анкетах респонденты указали на наличие крыс в ИВС при УВД Витебского облисполкома и ЦИП ГУВД Мингорисполкома Минска. «Днем и ночью бегали крысы (примерно 6 штук)», «из унитаза могут выглядывать огромнейшие крысы», «…кроме того, ощущалось присутствие крыс, которые постоянно перемещались под досками пола около туалета, поэтому арестованные были вынуждены заделать дырку в полу кусками бумаги».

Обращение сотрудников

В 85% анкет, опрошенные указали, что не пытались обжаловать условия содержания или действия сотрудников учреждения, 12% - имели возможность обжалования, 3 человека - не имели такой возможности, более того, в ответ на устные жалобы следовали репрессивные действия, также отмечали, что жалобы не доходили до адресата («Обжаловать возможно, но это небезопасно»).

Неудовлетворительным назвали отношение сотрудников в 24% анкет, отношение характеризовали как «грубое», «хамское», «разговаривали исключительно матом».

14% респондентов сообщили, что привлекались к труду, труд не оплачивался, но был добровольный, 12% подвергались разного рода наказаниям (лишение еды, спальных принадлежностей, прогулок).

Прогулки

В 15% случаев прогулки были ежедневными и продолжались час и больше, в 28% случаев прогулки были ежедневными, но продолжались меньше часа, в 11% случаев прогулки были не ежедневными и продолжались меньше часа.

11% респондентов отметили, что прогулки были, 1 респондент написал, что была одна прогулка за 15 суток, не уточнив время. 20% респондентов на протяжении всего времени не выводились на прогулку, 14% не ответили на вопрос.

Допросы во время ареста

3 респондента написали, что их допрашивали без присутствия адвоката, во время допросов на них оказывалось давление, 2 из описываемых случаев проходили до помещения в изолятор.

Сокамерники

Согласно 20% свидетельств, в камерах находились люди с опасными заболеваниями, в том числе с такими как ВИЧ, гепатит, педикулез, туберкулёз, психические заболевания (36% опрошенных не ответили на вопрос). Сведения о заболеваниях получены со слов самих больных или из наблюдений. В 36% случаев ранее судимые заключенные содержались с ранее не привлекавшимися к уголовной ответственности, (39%) не ответили на этот вопрос.

Медицинское обслуживание

6% респондентов написали, что опроса о состоянии здоровья при поступлении в изолятор не было. 64% анкетируемых опросили при приеме в изолятор. 31% не ответили на этот вопрос.

12% опрошенных написали, что реакции на медицинские жалобы не было, у 9% не было возможности посещать врача, у 13% отсутствовало медицинское лечение, 6% написали об отказе вызвать скорую помощь.

Труд

Ни один респондент не указал о возможности оплачиваемой работы вне ИВС. Многие сообщали о том, что привлекались к труду добровольно в ИВС (по уборке территории, выезжать за пищей, мыть машины) без оплаты данного труда. Но при этом есть и свидетельство о том, что заставляли убирать дежурную часть и коридор ИВС и в отказ от уборки забрали матрасы у всех в камере.

Рекомендации инициативы «Правозащитники против пыток» по итогам мониторинга:

1) Включить изоляторы временного содержания в перечень учреждений, подлежащий контролю общественными наблюдательными комиссиями;

2) Обеспечить де факто доступ к информации об условиях содержания в ИВС по письменным запросам, поскольку информация о деятельности государственных органов должна быть общедоступной;

3) Разместить на сайтах УВД информацию о местах нахождения ИВС, обслуживаемой территории, графиках работы и личного приема руководством, номерах телефонов, графике и порядке приема продуктовых передач и иных передач;

4) Разместить информацию о местах нахождения ИВС, обслуживаемой территории, графиках работы и личного приема руководством, номерах телефонов, графике и порядке приема продуктовых передач и иных передач на информационных стендах ОВД в дежурных частях;

5) Обеспечить обязательное под роспись ознакомление с правами, обязанностями и правилами внутреннего распорядка лиц, поступающих в ИВС, а также обеспечить размещение данной информации в камерах;

6) Разрешить свидания с административно арестованными не только лицам, имеющим право оказывать юридическую помощь, но и близким родственникам;

7) Установить единый для всех ИВС график приема передач (ежедневно, включая выходные и праздничные дни);

8) Законодательно установить возможность передачи административно арестованным продуктовых и иных передач лицами, не являющимися административно арестованным близкими родственниками;

9) Принять меры для обеспечения питанием административно задержанных в ИВС, ЦИП и отделениях милиции с момента задержания;

10) Принять меры для обеспечения административно задержанных и административно арестованных питьевой бутилированной водой без ограничений;

11) Законодательно установить проведение личного обыска административно задержанных и административно арестованных при приеме в ИВС и ЦИП только в присутствии не менее двух понятых;

12) Обеспечить возможность получения должной медицинской помощи и лечения для административно задержанных и административно арестованных;

13) Законодательно установить ежедневное предоставление возможности принятия душа;

14) Законодательно установить оплату расходов на питание административно арестованных и административно задержанных за счет средств местных бюджетов;

15) Законодательно установить требования к естественному и искусственному освещению для того, чтобы арестованные могли читать и работать без опасности для зрения;

16) Обеспечивать де факто доступ свежего воздуха в камеры, независимо от того, существует или нет искусственная система вентиляции;

17) Переоборудовать санитарные установки в камерах таким образом, чтобы каждый арестованный мог удовлетворять свои естественные потребности, в любое время, в условиях чистоты и пристойности (обеспечение интимности);

18) Предусмотреть наличие в каждом учреждении библиотеки;

19) Удалить ст. 18.10 ПИКоАП, которая предусматривает дисциплинарное взыскание в виде внеочередного дежурства по уборке помещений и территории места отбывания административного ареста;

20) Регулярно проводить в помещениях ИВС профилактические дезинфекционные работы, в том числе дезинфекцию, дератизацию и дезинсекцию;

21) Привести в полное соответствие с законодательством материально-бытовые условия в изоляторах временного содержания и центрах изоляции правонарушителей, а именно:

- обеспечить каждого административно арестованного и административно задержанного индивидуальным местом со спальными принадлежностями и постельным бельем;

- оборудовать камеры санитарным узлом со сливным бачком, обеспечивающим интимность, и умывальником;

- соблюдать нормы по выдаче предметов гигиены (мыло, туалетная бумага, прокладки и т.д.);

- соблюдать норму площади на каждого арестованного – не менее 4 м2;

- обеспечить в камерах освещение, достаточное для чтения;

- обеспечить в камерах вентиляцию и температуру, соответствующую санитарным нормам теплого и холодного периода года;

- обеспечить раздельное содержание курящих и некурящих лиц;

- обеспечить режим трехразового питания в полном соответствии с нормами питания;

- обеспечить арестованных возможностью ежедневных прогулок продолжительностью не менее 1 часа;

- обеспечить отдельное содержание лиц с опасными заболеваниями;

- установить во всех ИВС и ЦИП таксофоны, для ведения телефонных разговоров административно арестованными и административно задержанными;

- обеспечить возможность оплачиваемого труда, исключить практику использования неоплачиваемого труда (в том числе принудительного).

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео