BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Сергей Дроздовский: Есть сомнения в качестве Нацплана по реализации Конвенции о правах инвалидов

25.12.2016
Сергей Дроздовский: Есть сомнения в качестве Нацплана по реализации Конвенции о правах инвалидов
Фото: Татьяна Жарносек, Офис по правам людей с инвалидностью
Пока, как отмечает координатор Офиса по правам людей с инвалидностью, правительство не подтверждает намерения провести системные и комплексные изменения законодательства в этой области.

Как отметил Сергей Дроздовский на презентации исследования «Модернизация законодательства в сфере политики инвалидности в рамках ратификации Конвенции о правах инвалидов», проведенного проектом BISS «Рефорум», «национальный план сегодня — это пока взгляд не со стороны Конвенции, а со стороны беларусского устройства, он во многом похож на другие беларусские национальные программы, к которым мы относимся достаточно критично».

Напомним, Беларусь присоединилась к Конвенции о правах инвалидов 28 сентября 2015 года. Правительству было отведено 6 месяцев для подготовки ратификации Конвенции, включая пакеты предложений относительно необходимых последующих действий по изменению законодательства, выстраивания инфраструктуры, обеспечивающей реализацию Конвенции на территории страны.

В январе правительство представит Национальный план по реализации норм Конвенции о правах инвалидов. «Сейчас можно говорить о взаимодействии государства и организаций гражданского общества по обсуждению проекта нацплана. По нашему мнению, нацплан — это точка, отталкиваясь от которой появляется возможность поменять не просто какие-то юридические формулировки, термины и механизмы, но внести ряд структурных изменений, которые бы поменяли подходы в нашем обществе к инвалидности», - считает Сергей Дроздовский.

Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью отмечает при этом, что полноценного диалога с властью пока не получается: «К диалогу склоняется Министерство труда и социальной защиты, они готовы обсуждать проблемы, но, например, Минздрав и Мининформации диктуют свои правила, это никак не похоже на диалог, при этом предлагаемые правила не только не вписываются в понимание Конвенции, но даже и противоречат ей».

Юрист Беларусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Анастасия Коновалова замечает, в свою очередь, что в проекте национального плана «не хватает конкретных мер, не прописано, какие нормы законодательства должны быть упразднены или дополнены». «Так, мы внесли предложение о том, что существующая норма Закона о психиатрической помощи под названием «О принудительном лечении» прямо противоречит Конвенции о правах инвалидов, однако в Национальном плане ничего не говорится об упразднении этой статьи. Не затронут вопрос перечня показаний и противопоказаний к оказанию социальных услуг. Мы выступаем за его полное упразднение, так как, на наш взгляд, сам факт существования этого документа, который гласит о том, что социальные услуги могут основываться на каких-либо показаниях или отказ в их оказании может базироваться на противопоказаниях, противоречит духу Конвенции, - сказала Анастасия Коновалова. - Есть вопросы по реализации права на труд. Так, существующие сейчас реабилитационно-трудовые мастерские не обладают никакой самостоятельностью — это, скорее, кружки по интересам. На наш взгляд, труд предполагает возмездность, а для того, чтобы эту возмездность обеспечить, такие мастерские должны быть полноправными участниками гражданского оборота. Но для этого опять же требуются серьезные реформы законодательства. Мы внесли в НИИ труда уже разработанное нашей организацией положение о таких мастерских с конкретной структурой и нормами. Мы также выступили с предложением о создании института социального предприятия как одного из путей решения проблемы реализации права людей с инвалидностью на труд».

Ключевыми проблемами имплементации Конвенции Сергей Дроздовский называет отсутствие в стране института запрещения дискриминации и медицинский подход к проблеме инвалидности. «Например, применение принудительного лечения. Сегодня в стране отсутствует альтернативная медицинская экспертиза как таковая. Часто после медзаключения можно услышать: не нравится — обращайтесь в суд. Ну, это такая уловка, ведь в суде ничего доказать невозможно именно потому, что нет альтернативного специалиста, который бы смог привнести отличное от официального мнение. В такой ситуации давление медицинского регулирования весьма и весьма критично для нас. То есть когда нет места для дискуссии и диалога — применяется только запрет либо препятствие. Вообще этот вопрос касается практически всех сфер жизни людей с инвалидностью. То есть вроде бы речь идет только о проблемах реабилитации, но эти проблемы затем напрямую влияют на право на труд, образование и т. д.», - сказал Сергей Дроздовский.

По словам Дроздовского, в ответ на предложения общественных организаций чиновники любят отвечать: «У нас же сколько лет все делается иначе, такова у нас практика». «Собственно, мы и настаиваем, что Конвенция — это тот порог, дальше которого эти сложившиеся дискриминационные практики не должны пойти. Государство просто обязано их прекратить — безо всяких там объяснений и попыток согласовывать, нужно просто это прекратить. Ведь мы же все говорим об обеспечении равенства, а неравенство и есть та самая дискриминация. Ну а если неравенство прописано в законодательной норме, то это безоговорочно должно быть изменено. Здесь нет места обсуждению. Просто это должно быть исправлено — технически и юридически», - подчеркнул Сергей Дроздовский.

По его словам, на сегодня в проект нацплана внесено порядка 20 предложений общественных организаций, «но этого недостаточно для уверенности в том, что Нацплан будет качественным».

Сейчас в Беларуси проживает 554.423 человек со статусом инвалидов. Из них 86.326 человек имеют первую, наиболее тяжелую степень инвалидности. 29.503 человека — это дети с инвалидностью. Удельный вес инвалидов в составе населения страны составляет 5,8 %.

Если говорить о собственно исследовании, то его авторы - эксперты в сфере законодательства об инвалидности ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью» Татьяна Анушкевич, Сергей Дроздовский и Ольга Лихачева — указывают, что «несмотря на декларируемую Конституцией Республики Беларусь всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод людей с инвалидностью, дискриминационная норма содержится в самой системе национального права». Так, ограничивается реализация прав человека в зависимости от обстоятельств приобретения инвалидности: «инвалиды, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства».

Сейчас отсутствуют определение дискриминации по признаку инвалидности; правовой механизм защиты от дискриминации; прецедентная судебная практика; определение понятий универсального дизайна, разумного приспособления.

Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество сейчас не реализуется в полной мере. «Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи предусматривают право любого психически больного лица на осуществление всех признанных международными нормами гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и недопустимость какой-либо дискриминации, - отмечается в исследовании. - Тотальное лишение дееспособности, в том числе по причине помещения лица в психоневрологический интернат, фактически ограничивает 17 прав и свобод без разумного обоснования. При этом восстановление дееспособности процессуально значительно сложнее лишения. Признание гражданина дееспособным возможно лишь по заявлению опекуна (членов семьи, близких родственников, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрической (психоневрологической) организации здравоохранения), исключая возможность лицу самостоятельно восстановить свою дееспособность».

В области «Труд и занятость» отсутствует прецедентная судебная практика в отношении защиты от дискриминации лиц с инвалидностью; в системе белорусского права отсутствует определение дискриминации по признаку инвалидности, также отсутствуют общий запрет дискриминации; определение дискриминации; правовые механизмы защиты от дискриминации; меры ответственности.

В Беларуси не предусмотрены меры по предотвращению насилия в отношении инвалидов. Действующий закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» содержит меры по предупреждению насилия в семье.

Авторы исследования отмечают необходимость «значительного объема изменений законодательства», «при этом значительная часть реформирования зависит от реформ рамочных законов: внедрения института амбудсмена, дискриминационных, «домашнего насилия», гражданского права, уголовно-процессуального и другого». «Обеспечение приведения национального законодательства и практики его правоприменения к положениям Конвенции невозможно частичными решениями и полумерами в альтернативу системного и комплексного подхода: например невозможно обеспечить принцип независимого проживания для лиц с инвалидностью, без решения вопроса о лишении дееспособности; невозможно подступиться к защите от дискриминации без утверждения рамочного института запрещения дискриминации и т.д.», - отмечается в исследовании.

Приоритетами в реформировании авторы называют переориентацию законодательства об инвалидности с методов поддержки воспмоществования к антидскриминационному законодательству, требующими человекоцентрированного подхода и наделяющего человека с инвалидностью правами и возможностями равноценного субьекта политики инвалидности; создание и внедрение норм запрещения дискриминации по признаку инвалидности; персонификации и замены государственной монополии в социальной защите на рыночные механизмы ориентированные на приоритете самостоятельного выбора человека; объявления и программное достижение целей деинституализации в инвалидности; приоритета рационализации мер и способов общественной и государственной поддержки; наделения негосударственных участников политики инвалидности реальным равенством в диалоге и взаимодействии.

* Материал подготовлен в рамках международного проекта «Права людей с инвалидностью: повестка для Беларуси (Повестка 50)».

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео