BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Владимир Мацкевич: Ни один народ не является исключительно героическим или исключительно преступным

06.07.2016
Владимир Мацкевич: Ни один народ не является исключительно героическим или исключительно преступным
Скандал вокруг заявлений Светланы Алексиевич, включая заявление МИД Польши, — попытка сделать из мухи слона.

Слова нобелевского лауреата Светланы Алексиевич, произнесенные на встрече с читателями Нью-Йорка, вызвали бурю негодования. Причем не только в беларусском обществе, но и со стороны МИД Польши.

Беларусские сайты и блогеры наперебой цитируют избранные отрывки из разговора — причем непонятно кем избранные, поскольку полный текст или запись разговора в публичном пространстве отсутствует:

«Я вам больше скажу. Например, каратели, которые работали на территории Беларуси, все они были из Украины».

«Не только в Литве, Латвии уничтожали евреев еще до прихода немцев, так было и в Украине. И вы знаете, что делала Польша с евреями. <...> Один мой знакомый журналист в Польше написал, что поляки делали с евреями: поляки хуже всех относились к евреям. Ксендзы прямо на проповеди произносили «убей еврея».

Фразы, вырванные из контекста, стали причиной международного скандала:

«Такого рода заявления не подкреплены фактами и в высшей степени несправедливы, а также наносят вред польскому народу. Напомним, что во время Второй мировой войны наказанием, назначенным немецкими оккупационными властями тысячам поляков, в том числе многим героическим представителям польского духовенства, которые спасали евреев, была смертная казнь», — цитирует заявление МИД Польши Польское телевидение.

Видеоролик, в котором из выступления Светланы Алексиевич тщательно отобраны шокирующие фразы, длится менее двух минут, хотя само выступление, опубликованное TUT.BY, намного более развернутое. Служба информации «ЕвроБеларуси» вместе с философом Владимиром Мацкевичем попытались разобраться, о чем пыталась сказать писательница.

— Что же хотела сказать Светлана Алексиевич?

— Давайте сначала поймем достаточно локальную ситуацию, в которой Алексиевич отвечает на вопросы. Вопросы, которые задают самые разные люди. Опубликован отрывок одного из ответов, причем нигде нет полной записи. Но по отрывку можно предположить, что читатель задал достаточно каверзный вопрос. Как я понимаю, вопрос касался латышей, которые обеляют коллаборантов, предателей, во время войны сотрудничавших с немцами. О том, что в попытке избавиться от советского прошлого латыши перегибают палку и оправдывают сотрудничество с нацистами. О характере вопроса можно судить по ответу Алексиевич.

Алексиевич говорит, что не только латыши обеляют своих преступников — с нацистами сотрудничали не только латыши. Всем народам в то время был свойственен достаточно агрессивный антисемитизм, поэтому нельзя обвинять только немцев, только нацистов в преследовании евреев — как в довоенный период, так и во время войны. Все народы — и поляки, и латыши, и литовцы, и украинцы — избавляются сейчас от позорных моментов своей истории и советского прошлого.

В этом и состоит суть ответа Алексиевич.

Импровизированный ответ породил несколько обобщений, которых человек, занимающийся наукой, философией, логикой, никогда бы не допустил. У них вбито в профессиональную привычку — не обобщать, не говорить, что в Беларуси действовали только украинские каратели, что поляки хуже всех относились к евреям. Такого рода обобщения являются некорректными. Но это все, в чем можно упрекнуть Алексиевич, ведь по сути она сказала общеизвестные вещи.

Но самое главное в том, что нельзя делать ни один народ исключительно героическим или исключительно преступным. В этом состоит главная мысль Алексиевич, если убрать некорректности и преувеличения, которые вполне объяснимы. Алексиевич — эмоциональная женщина, писатель, а творческому человеку всегда можно простить и гиперболы, и метафоры, и преувеличения.

Поэтому весь скандал, включая заявление МИД Польши (которого, кстати, я не видел), — попытка сделать из мухи слона.

— Но реакция уже последовала — и со стороны МИД Польши, и со стороны части беларусского общества, которая обвинила писательницу в том, что она делает себе популярность на очень тонком льду.

— Лично я не читал заявление МИД Польши, не могу комментировать претензии польской стороны к Алексиевич. Но растиражированный фрагмент точно не заслуживает реакции МИД. Если в выступлении нет других вещей, о которых я не знаю, конечно.

А часть беларусской общественности только и делает, что выискивает, к чему бы придраться в словах Алексиевич. Думаю, здесь гораздо больше зависти и обиды, чем претензий к содержанию.

Когда-то Анджей Вайда говорил одному из беларусских собеседников: если бы поляки во время военного положения только митинговали, а не писали бы книги, снимали бы кино, то сегодня Польша была бы Беларусью. Очень важная и серьезная мысль, пусть и высказана она художником и, конечно, метафорически. Она означает буквально следующее: вместо того, чтобы выискивать идеологические ошибки в высказываниях друг друга, лучше бы занялись конструктивной работой.

На сайте Консервативно-христианской партии БНФ усиленно ругают Алексиевич. А было ли на сайте хотя бы одно заявление писательницы, за которое ее бы не ругали? Ругают за все сказанное — в адрес России, в адрес Лукашенко, в адрес беларускай мовы, Позняка. А давайте посмотрим, сколько писателей, заслуживающих внимания, являются членами КХП-БНФ? Ведется ли в партии хоть какая культурная работа?

Ладно, КХП-БНФ не принимает и не понимает Светлану Алексиевич. Но кого из беларусских философов понимает КХП-БНФ, и кто из беларусских философов поддерживает эту партию? Все беларусские философы именно с этой стороны получают только критику, даже скорее ругань, потому что среди партийцев нет ни единого человека, способного подняться до реальной критики философского текста. Возьмем Акудовича, или Бобкова, или даже Дубовца — деятелей такого уровня нет и близко в КХП-БНФ. Именно такие политические силы и демонстрируют правоту слов Вайды. Да, необходима и политическая борьба, и митинги, но между акциями и действиями нужно заниматься серьезной работой, культурной, конструктивной. А так — одни лозунги и протесты. Если и дальше продолжим так себя вести, то превратимся в Верхнюю Вольту и Зимбабве. Не хочу обижать ни зимбабвийский народ, ни любой другой, но мы совершенно одичаем, если будем продолжать в том же духе.

Как можно воспринимать претензии людей, неспособных даже прочитать два-три абзаца? Прочитать и понять — контекст, пафос, содержание высказывания. За некорректные обобщения можно предъявить претензии Алексиевич. Думаю, писательница и сама признает: не только украинцы были карателями, и среди беларусов были предатели, и коллаборанты, и те ужасы в партизанских отрядах, которые описывают историки. Все было, и об этом говорила Алексиевич. Так какие претензии к ней? Вы хотите забыть о предателях, которые вышли из своего народа? Не говорю уже про пещерный антисемитизм, когда и сегодня находятся люди, которые пытаются вешать всех собак на евреев, служивших в НКВД. Посмотрите, кто руководил беларусским ЧК и НКВД — большая часть руководителей являются беларусами по национальности, выходцами из Беларуси. Попытки замолчать позорные стороны истории, с какой бы стороны они не предпринимались — пережитки дремучего национального романтизма.

— Какова природа обиды и зависти этих людей по отношению к Светлане Алексиевич?

— Обида за то, что Алексиевич — русскоязычная писательница, критически настроенная к радикальному крылу беларусской политики, а не самоотверженный боец за беларусскую идею — получает международное признание. Наверное, даже можно понять такую обиду.

Но нужно понять и другое: из всех беларусских и беларусскоязычных писателей, наверное, на Нобелевскую премию мог бы претендовать только Василь Быков, произведения которого переведены на многие языки мира. Нобелевская премия дается людям, которые так или иначе известны и популярны во всем мире, а не только в своей стране. Мог ли Джойс стать писателем, которого рафинированные интеллектуалы ценят как величайшего писателя ХХ века, если бы он писал на кельтском или ирландском языке? Вряд ли.

Давайте вспомним нашего Миколу Гусовского. Смог бы он написать в Ватикане «Песню про зубра» на беларусском языке, который он, конечно же, знал — иначе откуда бы все богатство материала, изложенного в поэме на латинском языке? Культурная ситуация, обстановка, условия диктуют выбор формы, языка.

Да, Алексиевич сосредоточилась на негативных сторонах того, что можно называть «советским человеком». Ее внимание приковано к времени «секонд-хенд», которое уходит, но цепляется, тормозит развитие. У нее специфическое отношение и специфический интерес. Но можно ли ее за это упрекать? Ни в коем случае нельзя упрекать ни одного писателя, ни одного творческого человека за то, что его внимание, его сознание инсталлировано вполне определенным образом. Это ее творческое направление, и оно является очень актуальным и страшно важным: мы до сих пор не избавились от советского в себе. Чехов в свое время призывал русских по капле выдавливать из себя раба — того раба, который жил на просторах Российской империи как пережиток крепостничества. Теперь нам нужно выдавливать по капле из себя совка. Выдавливание — очень болезненный процесс, Алексиевич делает работу за каждого из нас и вместо нас. А мы не делаем. Более того, люди возмущаются произведениями Алексиевич, осуждают ее за негатив. Так посмотрите же в зеркало!

Именно неизжитый совок в общественном и индивидуальном сознании приводит к этим волнам «народного гнева» в отношении того, что делает Алексиевич. Люди, считающие, что избавились от всего этого, на самом деле несут в себе советское, большевистское, в том числе и национальные радикалы: они настолько же нетерпимы, как и большевики. Такого рода радикализм, фундаментализм встречается и у народов, которые никогда не знали советской власти: у французов, голландцев, британцев — у всех есть. Происхождение разное, но суть одна — нетерпимость к чужому мнению, ксенофобия, попытки утверждать превосходство одного народа над другим, установка определять народы как однозначно плохие или однозначно хорошие, поиск виноватых не в себе, не в своих действиях, а только во внешних условиях.

Все плохое в Беларуси до сих пор списывается на то, что страна была оккупирована Россией. Фактор России очень значим во всех бедах Беларуси, во всех безобразиях, творимых режимом, но это только один из факторов. Все остальное мы делаем сами: мы, беларусы, голосовали за Лукашенко, поэтому причины всех бед в первую очередь надо искать в себе. Алексиевич постоянно об этом говорит: но когда она говорила это беларусам — мы не слышали, а теперь, когда она стала нобелевским лауреатом, она говорит со всем миром. Такие вещи больно слушать, особенно представителям одной нации от представителя другой нации: литовцам, полякам, украинцам, россиянам очень неприятно слушать критику со стороны беларуса. Но если вы сами не идете на покаяние, сами не признаете грехи собственного народа, значит, эту тяжелую работу будет делать Алексиевич.

И она ее делает.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео