BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

«Bulbamovie»: кому по вкусу беларусское кино

09.12.2015 Ирина Илимская
«Bulbamovie»: кому по вкусу беларусское кино
Акции / Фото
От драки со спецназом до мальчика, рисующего Беларусь – показы фильмов-призёров «Bulbamovie» проходят в регионах.

О чём снимают кино независимые белорусские режиссёры, что шокирует зрителей и почему мы пока не видим этих фильмов в широком прокате.

Полтора часа стоя – так в Витебске смотрят белорусское кино. В небольшом зале собралось человек 60. Даже дополнительных стульев и подоконников не хватило.

Этот мини-аншлаг собрал не какой-нибудь шедевр мэтра киноиндустрии, а короткометражки молодых и практически никому не известных белорусских авторов: шесть фильмов, получивших главные призы фестиваля «Bulbamovie». 5 лет его проводили в Польше, а в этом году впервые организовали показы в Беларуси.

-  Наш фестиваль - открытый, без цензуры, вкусовщины и «беларусьфильмовщины», говорит Максим Жбанков, кинокритик, член жюри фестиваля «Bulbamovie». – Принимаем фильмы всех жанров, но без рекламы, в том числе, социальной, не политические. В основном, это короткометражные картины – финансовых затрат на них меньше, это хорошая стартовая площадка для режиссёров.

Фото: Максим Жбанков

Что показывали: фильм «Одной крови» Митрия Семёнова-Алейникова (Гран-при «Bulbamovie-2015» и главный приз зрительских симпатий), «Пасху Христа» Дарии Юркевич («Золотая бульба»), «Консьержа» Роберта Сенеки («Бронзовая бульба»), «Американ бой» Никиты Лаврецкого (второй приз зрительских симпатий), «Беларусь какая» Влады Сеньковой и Светланы Соколовской (третий приз зрительских симпатий), «Пугач» Сергея Колосовского (лучший звук).

«Купил машину, чтобы сжечь в кадре – но на это денег уже не хватило».

Режиссёр Митрий Семёнов-Алейников ездил на все показы, рассказывал зрителям, какой кровью ему далось «Одной крови». С одной стороны, поражаешься его целеустремлённости, с другой - убеждаешься, что без бюджета и протекции можно снять достойное кино. Этот фильм – его дебютная работа, она же - дипломная, учится во ВГИКе. Сам снимал, сам и сценарий писал.

- Сюжет вкратце: один день из жизни двух братьев, которых разные взгляды на жизнь сталкивают в борьбе за свою правду,  - рассказывает Митрий. - Идея появилась года четыре назад, когда в разных странах начались перевороты, смена власти – сначала «арабская весна», потом события в Украине. Видел, как люди откликаются на тему Украины, обсуждали все и везде, доходило до яростных споров. Понял, что эта тема – актуальная, живая, больная для людей, нужно делать об этом фильм – и к нему будет внимание, а не: «Студентик снял работу про своих тараканов в голове».

Фото: Дима

Начинается лента с драки со спецназом. Фильм не о политике, не протестный, подчёркивает Митрий, а против насилия, о том, что договариваться нужно путём диалога, а не уничтожения. Первая сцена стала одной из самых затратных, но отказываться от неё не стал - не ради зрелищности, а чтобы зритель верил в ситуацию. Для этого пришлось арендовать щиты, платить спецназовцам – они настоящие, нашёл через знакомых. И, в целом, о белорусском независимом кинопроизводстве можно сказать - связи решают всё.

- Снимали в Минске, так как в Москве меньше знакомых – больше пришлось бы заплатить, рассказывает Митрий. – А, если бы я всем платил гонорар, в жизни бы фильм не снял. Многие работали бесплатно – например, исполнители главных ролей, массовка обошлась по пять долларов. С музыкой и звуком помогли друзья.  Вообще, люди готовы помочь: в арендных фирмах делали скидки, когда узнавали, что снимаем белорусское кино. Стало больше знакомств – с теми связями, что есть теперь, мог бы снять фильм раза в два дешевле.

Вложил в фильм 7 тысяч долларов – не единовременно, таких денег у студентов не водится. Часть – заработал на московских телеканалах, часть – одолжил. От некоторых задумок по финансовым соображениям пришлось отказаться.

- Хотел сжечь машину в кадре – казалось это важным для понимания, - говорит Митрий. – За 700 долларов купил «Газель». Но выяснилось, что работа пиротехника стоит 3 тысячи долларов. Я за такие деньги второй фильм сниму. В итоге огонь сделали при помощи компьютерной графики – опять-таки, по знакомству - брат оператора помог.

Сейчас отправляет фильм на фестивали, лента удостоена Гран-при австрийского «LET'S CEE Film Festival» и признана лучшим дебютом румынского «Alter-Native International Short Film Festival». Митрий говорит, победы на них - это как звёзды на фюзеляже, проще будет найти партнёров для нового фильма - теперь полнометражного. Ему уже предлагают сотрудничество, даже редакторы «Беларусьфильма» звонили – сказали, если подаст заявку на фильм, они её не потеряют.

Зрители: «Сложно ли снимать без «Беларусьфильма?»/«Ухожу с чувством гордости за земляков»

Фильмы-призёры «Bulbamovie-2015» уже показали в четырёх городах. Зрители спрашивали о разном. В Бобруйске многих интересовали технические детали - например, для чего нужно нанимать профессионалов, а где без них можно обойтись. В Бресте началось глобальное обсуждение перспектив белорусского кино. В минских киношколах фильмы смотрели 14-летние ребята и не задавали вопросов о смысле - сразу понимали, о чём ленты, видимо, потому что в этом возрасте ещё нет каких-то фильтров, политических и других.  В Витебске запомнился вопрос: «Сложно ли снимать без «Беларусьфильма?»

- «Беларусьфильм» - административный мир с системой согласований, там надо понравиться массе неприятных людей,  - говорит Максим Жбанков, кинокритик, член жюри фестиваля «Bulbamovie». – А вот Дима взял и за свои кровные начал делать фильм – и сделал! А то обычный белорусский плач: нет денег, как снять…

-  Там почитали бы мою первую сцену драки со спецназом – испугались бы, закрыли сценарий – и всё, - добавляет режиссёр Митрий Семёнов-Алейников. - А так я спокойно делаю то, что хочу, ни от кого не зависим.

Разной публике и фильмы нравятся не одни и те же. Про "Американ бой" Никиты Лаврецкого в Бобруйске сказали, что его никому не стоит показывать, а в Витебске он буквально «порвал» зал. В этом и смысл фестиваля, отмечает Максим Жбанков, - предоставить площадку для разных режиссёрских видений. Здесь нет «неформата», есть разные форматы.

– У нас тут не клуб глобальной любви – кому-то нравится фильм, кому-то нет. Есть субъективность автора – и она совпадает с субъективностью определённого зрителя, это как в отношениях – твой человек или нет, - говорит Максим Жбанков. - А бодаться можно и нужно: мы специально предлагаем спорное кино, а не карамельное. Культурка киношная наша не рассчитана на авторов, на оригинальность, на то, что неудобно, непонятно. В официальной киноиндустрии все один на одного похожи, узкие критерии оценки: «Почему не правильно? Потому что я не понимаю!» А авторское кино заставляет думать – ставит темы и не даёт ответов прямых. Что режиссёр хотел сказать? А ты сам подумай! 

Фото: «Анна и Ирина» 

Анна Качаненко, зритель: У нас плохо развита кинематография, ожидала худшего. Когда увидела первый фильм – передумала - очень глубоко. И, видно, что каждый из авторов фильмов вложил свой смысл и душу.

Ирина Фролова, зритель: Пришла за компанию с подружкой. Ожидала, что ничего особенного не будет. Ухожу с чувством гордости за земляков – мы можем снимать. Причём – довольно хорошие фильмы

Дарья Михайлова, зритель: Сама снимаю фильмы - на фотоаппарат. Их уже два – про интерпретацию фотографии и мужское/женское. Про сегодняшний показ могу сказать - зацепило и вдохновило. Были сомнения в финансовом плане, теперь появилось желание показывать свои фильмы, попытаться отправить на фестивали.

«Фильм кривенький, косенький, но мы его в «Листопад» поставим»

Белорусское кино - это уже не «партизаны - белые росы - нечто невнятное». Вот оно есть - абсолютно разное и современное, да ещё и зрителей собирает. Чего же не хватает у нас, чтобы и больше его было, и в прокате оно появлялось?

– У нас кинотеатры возьмут белорусский фильм и покажут утром в 08.30, не поставят в расписание наравне с зарубежными – невыгодно, - говорит Максим Жбанков, кинокритик, член жюри фестиваля «Bulbamovie». – А вот в Польше, например, нет преференций для национального кино, но созданы равные условия показа. У нас сильные анимация и документалистика - где их можно посмотреть? Есть изначально снисходительное отношение к белорусскому – фильм кривенький, косенький, но мы его в «Листопад» поставим. Отдельно. На детскую площадку. Чтобы не путался под ногами у взрослых. Сами кладём себя на заднюю полочку, а потом говорим – виноват Голливуд.

В Польше  есть система киношкол и совместного производства фильмов в рамках Евросоюза, что спасает индустрию от провинциальности, рассказывает Максим. Есть Институт кино, который выделяет микрогранты начинающим режиссёрам, организует клубные показы фильмов.

- А у нас кино занимаются на государственном уровне – но надо определиться, что мы хотим – эпопею с национальной идеей, «Оскар» или кассовые сборы? А мы хотим сразу всего – так не получится!

У нас, наконец, начинает складываться профессиональное сообщество: и тех, кто делает кино, и критиков, на показы приходят подготовленные зрители и даже фан-клубы отдельных авторов создают. Появляется всё больше независимых режиссёров - в этом году на «Bulbamovie» было представлено почти 70 работ, отмечает Максим и уже приглашает присылать фильмы на фестиваль будущего года. Нет ограничений ни по формату, ни по технике – много лент, снятых фотоаппаратом и даже мобильным телефоном. И возраст роли не играет – начинающим режиссёром можно быть и в 60. Главное - делать кино - своё, беларусское. 

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео