BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Сергей Балыкин: Беларусский бизнес и гражданская активность — вещи пока несовместные

11.08.2015
Сергей Балыкин: Беларусский бизнес и гражданская активность — вещи пока несовместные
ИП на рынках и сами рынки, помимо продовольственных, обречены на исчезновение без особых протество, уверен председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства.

В последние годы именно индивидуальные предприниматели со своими забастовками и походами к чиновниками были главными ньюсмейкерами на улицах. Во всяком случае, по сравнению с акциями политической оппозиции, на которые собирается ничтожно малое количество участников. Но активность ИП имеет свойство исчезать сразу же после получения какого-то послабления в деятельности или отсрочки введения, допустим, новых правил торговли. Возможна ли трансформация активной части ИП-сообщества в активистов гражданского общества, переход на новый качественный уровень и что вообще — расцвет или упадок — ждет мелкий беларусский бизнес в будущем? На эту тему в разговоре со Службой информации "ЕвроБеларуси" рассуждает глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.

«Стоит отметить, что мнение о рыночных торговцах как пионерах беларусского бизнеса — ошибочно, - говорит Балыкин. - Если брать историю появления именно малого бизнеса в нашей стране, то это все-таки были другие формы — организации, кооперативы, малые предприятия, хозяйственные общества. Массово они стали появляться в 1989-1990 годах. И начинал бизнес не с рынков в этой стране. На рынки пришли в 90-е годы бедолаги, которых просто выкинули с работы, развалился СССР, людям некуда было идти — вот они и заполонили рынки. Все-таки наибольшее количество частников изначально было в строительстве и общественном питании».

Да, отмечает эксперт, действительно, мнение о бизнесе как наиболее активной части населения имеет под собой основания — но не у нас, а западнее Беларуси: «Если говорить о западном обществе, то оно вообще более активно само по себе, тому есть разные причины, в том числе исторического развития. Там, например, действительно реально развито волонерство в различных сферах: от сбора подписей за кандидата во власть или в пользу какого-то проекта вроде спасения бездомных животных. У нас в подобном бизнес не замечен. На Западе бизнес был в свое время двигателем перемен — тут можно вспомнить учебники истории со всеми их буржуазными революциями. У нас же бизнес исторически не был локомотивом революций, он аполитичен и социально пассивен. Если мы возьмем количество политически или социально активных предринимателей в каждом сегменте экономики (ИП на рынке, частники в строительной отрасли, в сфере услуг, в промышленном производстве), то очевидно, что процент таких людей уж точно не больше, чем в целом в обществе, вероятно, даже меньше».

Да и лидеры предпринимательского движения, отмечает Балыкин, скорее, разъединены, чем работают на какую-то общую, пускай, и весьма приземленную цель. Среди них, можно встретить и «отдельных «городских сумасшедших»; и грамотных специалистов, которые считают, что их опыт и компетенция могут повлиять на принятие решений; и людей, просто неудовлетворенных своим положением, которыми движет желание реализоваться; и откровенных проходимцев, которым в общем-то все-равно чем заниматься, главное — получить финансирование». «Собственно, людей, считающих своим долгом, необходимым для себя проявлять общественную активность, в бизнесе ничтожно мало», - уверен Балыкин.

«Что касается митингов и акций, то их все меньше и меньше, и ожидать, что из массы ИП на рынках что-то или кто-то вырастет — пустая затея. И тут есть объективные причины, да хотя бы чисто физиологические. Посмотрите на типичных предпринимателей на рынке — они пришли на него, оставшись без работы в 30-40 лет, простояли на базаре по 20 лет — ну вот посчитайте, это предпенсионный возраст в массе своей. За 20 лет они просто банально состарились. Новое поколение на рынки не идет, дети этих ИП на рынки не идут — это ведь о чем-то говорит. Так что вряд ли что-то там вырастет — они просто умрут, они не видят никакой перспективы, они просто хотят достоять до какой-никакой пенсии. На площадь тоже не пойдут, зубы выпали — нечем кусаться», - заявляет Сергей Балыкин.

Рынки как таковые, уверен эксперт, продолжат терять популярность, за исключением, может быть, продововольственных:

«Предприниматели уйдут с рынков. Чем больше либерализации экономики, тем меньше у них шансов. Уже сейчас намного выгоднее, дешевле покупать у крупных компаний, которые имеют большие торговые центры, гиперы. Это же объективно — большие обороты при меньших ценах. Плюс на рынке не берут карточки и т. д. На рынке выгодно было почти легально торговать контрабандой и контрафактом, а унификация правил после вступления в Таможенный союз сводит на нет «интерес» ИП. Да что говорить, если мои знакомые ИП, допустим, покупают автозапчасти в крупном центре, предпочитая его авторядам на своем же рынке. Это, по-моему, все объясняет с будущим торговцев. Экономику не обманешь: если покупателя на рынке нету с рублем — ну что тут поделаешь? И социальных взрывов, считаю, не будет. Придет счет за квартиру зимой предпринимателю — он не на площадь пойдет, а будет искать, где заработать. Некоторые из ИП за благоприятные годы, например, купили по второй-третьей квартире, будут сдавать их, будут съезжаться родители с детьми, будут уезжать на дачу жить, постараются пенсии оформить и т. д.».

Сергей Балыкин видит еще один аргумент, который, по его мнению, свидетельствует не то что о падении активности ИП, скорее, о полном ее отсутствии: «Еще тенденция: сейчас многих ИП власть обложила какими-то поборами, штрафами, конфискациями. Как юрист, я вижу, что многие из этих действий власти можно опротестовать, но ведь даже и не пытаются! Юрлица пытаются, а ИП не пишут жалобы, не пробуют судиться с налоговыми и т. д. Нету общественной активности в беларусском бизнесе, нету!».

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео