BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Татьяна Яворская: Государство не обязано предоставлять детские сады, но могло бы помогать частным

29.01.2015 Елена Борель, ЕвроБеларусь
Татьяна Яворская: Государство не обязано предоставлять детские сады, но могло бы помогать частным
Исключение детей из садика за прогулы при отсутствии справки от врача - это сокращение социальных услуг, за которые люди не привыкли платить.

Игра властей в "доброго и злого полицейского" дополнилась еще одной ролью - "детсадовским полицейским". Прогульщиков-несмышленышей будут исключать из детских садов, но подходить к зачистке ясельных рядов нужно в индивидуальном порядке, считает новый министр образования Михаил Журавков.    

"Есть случаи, когда дети и 30 дней, и более не ходят в детский сад, потому что родители уехали куда-то работать за пределы города или республики. Я бы сказал так: в каждом случае надо подходить очень индивидуально, разбираться, тщательно смотреть, что за ситуация, почему ребенок не посещает сад. Подходить таким образом, что всех огулом исключать, нельзя", - отметил министр в эфире телеканала "Беларусь 1". Тем не менее, в инициативе отчислять детей из садов за прогулы чиновник видит "рациональное зерно".

Более мягкая позиция Журавкова отличается от мнения бывшего вице-премьера Беларуси Анатолия Тозика, который еще минувшей осенью предложил выгонять малолетних прогульщиков или платить за прогулы.

После заявления Тозика ряд детсадов исключил не имевших медсправок малышей. Напомним, что согласно Кодексу об образовании, прогулами считаются 30 пропусков в год без уважительной причины.

Но как быть родителям, которые не хотят из-за соплей тащить ребенка в поликлинику и отсиживать там очередь, ведь проще оставить малыша на пару дней дома? И где гарантия того, что исключение так называемых прогульщиков не станет началом тотальной чистки детсадов для экономии государства на детях?

При этом частных садиков в стране - всего чуть более десятка, и большинство из них - в Минске, про регионы можно забыть. Еще летом тот же Тозик жаловался, что на всю Беларусь наскребется 10 частных дошкольных учреждений. Устроить ребенка в частный детский сад - дорогое удовольствие: от 500 до 900 долларов ежемесячно.

Об исключении из детских садов и социальной политике государства корреспондент Службы информации "ЕвроБеларусь" побеседовала с мамой четверых детей, правозащитницей, председателем совета общественного объединения "Звено" Татьяной Яворской.

- Татьяна, сегодня чиновники обсуждают репрессивную меру в отношении родителей дошкольников: предлагается лишать мест в детсадах за прогулы при отсутствии медицинской справки о болезни ребенка. Как мама четверых детей, дайте оценку ситуации.

- Эта мера - сокращение социальных услуг, которые предоставляет государство. Вообще, оно не обязано предоставлять садики бесплатно и в том виде, в котором все привыкли. Я изучала этот вопрос. Если услуги образования и медицины государство обязано предоставлять гражданам, то садики остались у нас от советской системы, и народ к этому привык.

Например, в Англии детей берут в сад на 4 часа в день при условии, что их родители работают. Во всей Европе очень строго в этом отношении.

Предоставление детсадов - это социальная услуга, и должны быть правила пользования ею. Я предполагаю, что это делается для того, чтобы в сад не ходили больные дети. Естественно, если ребенок отсутствовал неделю, то он должен принести справку из поликлиники о том, что уже здоров. Ведь он может оказаться больным и заразить других детей, начнется эпидемия.

Справка - мера защиты других детей в саду. Поэтому я не вижу в этом ничего плохого и страшного. Такие справки требуют во всех детских коллективах.

- Как часто вы оставляли детей дома при простуде, но при этом не шли в поликлинику?  

- Да, я оставляла детей дома без справки. Но в саду, по-моему, позволено так делать два или три дня. Естественно, я старалась подстроиться так, чтобы эти дни были накануне выходных, если у ребенка потекли сопли - для того, чтобы не напрягать себя лишними справками.

С другой стороны, понятно, что государство несет расходы, и садов для детей не хватает. Поэтому, не говоря о проблеме нехватки мест в садиках, оно пытается всеми силами решить этот вопрос.

Скорее всего, хотят заставить неработающих мам сидеть с детьми, чтобы детсадами пользовались только те, кому это действительно необходимо.

Но государство могло бы помогать и частным садикам, чтобы решить эту проблему, а не ставить жесткие условия для родителей. Можно ведь вообще ввести такую меру, чтобы садиком могли пользоваться только те, кто работает. Но лучше помогать частным дошкольным учреждениям, сдавать им в аренду помещения по льготной цене.

- Министр образования Журавков на днях заявил, что исключение детей будет носить индивидуальный характер. Кто, на ваш взгляд, будет этим заниматься - комиссии чиновников или заведующие детсадами?

-  Скорее всего, это будет решать РОНО. Мне тяжело это прокомментировать, потому что государство придумывает кучу различных мер для сокращения своих расходов за счет тех услуг, за которые наши люди не привыкли платить.

- То есть, процесс чистки садиков, в первую очередь, затеян в целях экономии бюджета на детях?

- Думаю, что да.

- И здесь вы - на стороне государства? Ведь в начале разговора вы сказали, что должны быть правила пользования детсадами как социальной услугой государства.

- Я бы не сказала, что здесь я на стороне государства. Я считаю, что в государстве халявы быть не должно. То есть, и сады должны платить, и за медицину, и пенсии должны быть накопительные, и льготных кредитов не должно быть. Все общество должно за это платить.

Но когда государство сокращает все эти возможности, но при этом не создает условий для развития бизнеса, безусловно, я не могу быть на его стороне. То есть, государство должно давать людям больше свободы для того, чтобы они могли зарабатывать.

- Насколько наше государство сегодня помогает родителям воспитывать и растить детей? Какие вы видите плюсы и минусы в его действиях?

- Это сложный вопрос. С одной стороны, мы помним, как государство не вмешалось в ситуацию семьи в Бресте, и погиб шестимесячный мальчик. Ребенка избила пьяная мама, он впал в кому и затем умер. Случай из тех, когда из-за невмешательства государства происходит трагедия.

С другой стороны, государство своей опекой чересчур вмешивается в воспитание детей - например, в вопросе домашнего обучения. На дому ребенка можно обучать только при наличии медицинских показаний. Одного желания родителей недостаточно.

Еще я знаю пример человека, который попал в сложную жизненную ситуацию, а у государства нет никаких других механизмов ему помочь, кроме как отнять детей. Сейчас я помогаю одной женщине, которая, как и я, многодетная мама. Она состояла на учете как алкоголик. Женщина - медик по специальности, и в один момент она стала принимать снотворное и алкоголь. Но она решила свою проблему - пролечилась и уже три года ведет трезвый образ жизни.

Тем не менее, ей нужна помощь, потому что пьет ее муж, а у них - общая квартира. Ей там  и детям там невозможно жить, потому что муж пьет и бьет, классическая ситуация. Она и Выселить мужа она не может, потому что он - собственник.

В результате женщина в такой тяжелой ситуации сейчас снимает квартиру, в одиночку содержит детей, работает, не получая при этом алиментов. Полностью все легло на ее плечи. А органы социальной опеки не могут сделать ничего, кроме как отнять у нее детей. Никаких механизмов помощи не предусмотрено.

Поэтому очень сложный вопрос, насколько государство помогает родителям растить и воспитывать детей. Мне кажется, оно должно больше сотрудничать с общественными организациями, которые занимаются проблемами алкоголизма, домашнего насилия. Ведь государству не под силу влезть в каждую семью и понять, что там происходит.

- В сентябре 2014 года Кодекс об образовании закрыл доступ в детсады здоровым детям после шести лет. В этом есть резон?

- Я категорически против этой меры! Ребенок имеет право пойти учиться в школу и в семь лет.  

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео