BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Андрей Курейчик: «Авель» как пожиратель национального кино Беларуси

15.11.2014 Петр Кухта, "ЕвроБеларусь"
Андрей Курейчик: «Авель» как пожиратель национального кино Беларуси
Библейский герой был кроток и праведен, его же беларусская кино-инкарнация «съела» сезон национального кинематографа — финансировался только «Авель». Но обещанной осенью премьеры так и не произошло.

Ожидалось, что двухчасовой круглый стол, проведенный организаторами кинофестиваля «Лістапад», даст некие ответы на тему «Национальное кино: вперед в будущее», предложит варианты этого самого будущего.

Но время, возможно, удалось бы сэкономить, если бы начальник управления киновидеоискусства Министерства культуры Владимир Лисовский начал с того, что он припас на финал мероприятия.

Будущее национального кинематографа по Лисовскому обрисовывается коротко и по-беларусски оригинально. По его словам, после долгих поисков Минкульт разработал свою формулу: «поддержка и развитие кинематографа за счет самого кинематографа». «Понимаете? Нет? То есть надо сделать такое кино, чтобы продав это кино, снять новое кино», - обескуражил лучших представителей белорусского кино, игрового и документального, Лисовский.

Большинство присутствующих иронично заулыбались, кто-то засмеялся, отчетливо прозвучало: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Отсылки к мировому опыту кинематографических держав, где государство тратит бюджетные средства на авторское кино хотя бы в имиджевых целях, не произвели впечатления на чиновника.

По словам Лисовского, «целиком уповать на бюджетные деньги больше нельзя». И вот почему нельзя: оказывается, бюджет ушел на блокбастер «Авель», остатки - на детский фильм «Арбузик и Бебешка». «Все. Вот это все деньги, которые были выделены в большом объеме. И теперь в принципе ситуация по финансированию изменилась. И настраивает нас, министерство, на то, как зарабатывать на кино. Наверное, можно», - сказал Лисовский.

Кинорежиссер Андрей Кудиненко предупредил Минкульт, что принуждение к зарабатыванию денег самостоятельно, скорее всего, приведет к производству «дешевого кино-роллтона для России». «И все-равно, национальное кино — это паблисити государства. Это надо понять всем», - риторически прозвучала реплика Кудиненко. Судя по всему, понимание Минкульта, обрисованное Лисовским, определит в ближайшие годы крен национального кинематографа как раз в сторону «кино-роллтона».

Развитие кино по формуле «сняли-продали-сняли» Службе информации «ЕвроБеларуси» прокомментировл киносценарист, драматург и режиссёр Андрей Курейчик.

- Я плохо понимаю, где они все это будут продавать, потому что рынка как такового у нас еще не сложилось — он слишком маленький, а национальное кино предполагает национальные темы и язык, следовательно, все это будет очень сложно продать и на российском рынке. В России требуется достаточно коммерциализованное кино, которое при этом соответствует стандартам российской кино-индустрии. И россияне сами делают такое кино — гораздо лучше нас.

По мнению Андрея Курейчика, для малых стран идея коммерциализации кино — абсолютно утопична.

- И это касается не только Беларуси — это применительно и для Литвы, и для Латвии, и всех похожих стран. В небольшой стране можно иметь какое-то коммерческое телевидение, но кино, чаще всего, ориентировано на фестивали, на поиск талантов, которые за небольшие деньги могут делать что-то яркое и интересное, популяризуя при этом свою страну. Тут еще есть и проблема языка. Мое мнение, что национальное кино должно все-таки быть, прежде всего, на белорусском языке. И популяризовать личности, историю, национальную культуру.

Что касается упомянутого Лисовским «Авеля», создатели которого всю первую половину года говорили об ожидаемом успехе на мировом рынке, то, как выразился Курейчик, «произошла какая-то страшная вещь».

- Фактически на год было остановлено финансирование всего беларусского кино, что и подтвердил представитель Минкульта. Денег не было в течение целого сезона, ведь все они были потрачены на единственный проект, который снимался не в Беларуси, не с беларусским режиссером, не с беларусской группой, не с беларусскими актерами. Огромная, по нашим меркам, сумма денег просто была уведена из страны. И фильма мы так и не увидели, хотя обещали его премьеру как раз на этом «Лістападзе». Все время объявляются какие-то досъемки, которые требуют еще финансирования. Все это наводит на мысли о масштабной схеме по выводу денег из страны.

Съемки «Авеля» запомнились зеркальным сходством сцен на площади Независимости с событиями разгона Плошчы-2010, слоганом «демонстрантов» «Что-то не так», ставшим интернет-мемом №1 в Байнете на какое-то время, и упорным отрицанием создателей фильма любых параллелей с 2010-м годом.

Трейлер фильма, привезенный в Канны, в мировых киноизданиях даже не упоминался. Из обещанных звезд — Эрик Робертс. Его пик карьеры — номинация на «Оскар» в 1985 году за роль в фильме Андрея Кончаловского «Поезд-беглец». Сейчас Робертс серьезно обосновался в фильмах даже не второго, третьего эшелона.

Киевский Майдан только ухудшит прокатную судьбу фильма. Победившая революция популярна в мире, а тут зрителю предлагают некий беларусский продукт, пропагандирующий стабильность и пугающий как раз людьми на улицах с лозунгами. Скучновато для мирового проката. Но, как говорил во время съемок генпродюсер фильма Сергей Жданович, фильмом интересуются в Китае. Почему бы и нет? Если в 90-х китайцы сняли и сами смотрели сериал «Как закалялась сталь», то и «Авель» «прокатит». Хотя мировым этот успех будет назвать сложно. Скорее, экзотическим.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео