BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Энира Броницкая: Надеюсь, что гражданское общество может помочь Елене Тонкачевой

13.11.2014 Елена Борель, ЕвроБеларусь
Энира Броницкая: Надеюсь, что гражданское общество может помочь Елене Тонкачевой
Для того, чтобы оставить известную правозащитницу в Беларуси, можно и нужно использовать разные способы. Главное - не опускать руки.

Меньше месяца осталось до высылки из Беларуси известной правозащитницы и главы Центра правовой трансформации Lawtrend Елены Тонкачевой. После принятия решения о ее депортации и последующей пресс-конференции шумиха в прессе поулеглась, о шитом белыми нитками деле будто бы забыли, но ровно до момента выдворения уважаемого юриста из страны.

Кореспондент Службы информации "ЕвроБеларуси" побеседовала с директором Офиса по правам людей с инвалидностью, правозащитницей Энирой Броницкой, которая создала петицию в поддержку коллеги и сдаваться не собирается.

- Энира, всего за 5 дней было собрано около 7 000 подписей, но это не помешало Первомайскому РУВД принять решение о высылке Елены Тонкачевой из страны. До депортации - почти целый месяц. Может ли за этот промежуток времени гражданское общество помочь Тонкачевой? Какие методы стоит испробовать?

- Я надеюсь, что гражданское общество может помочь Елене Тонкачевой. Варианты могут быть очень разные и, кроме того, решение о высылке и лишении вида на жительства будет обжаловано. Мне кажется, нужно продолжать обращаться в ГУВД Мингорисполкома и говорить о том, что мы не согласны с такой ситуацией, что нам небезразлична Лена как человек, который прожил в Беларуси долгое время, и как наш друг, товарищ, коллега.

Ощущение было такое, что в РУВД Первомайского района уже было решение, спущенное сверху. Они его просто озвучили. И, в то же время, понятно, что в этой стране принимается много политических решений. Но на некоторые из них можно повлиять: привлекать к этому внимание не политических сил, а абсолютно простых граждан и общественных организаций.

Нужно звонить в ГУВД, можно писать туда. Например, мы делали это от лица Офиса по правам людей с инвалидностью, Елена Тонкачева является членом Наблюдательного совета Офиса.

11 ноября мы послали письмо, в котором рассказали, что наша организация делает очень многое для людей с инвалидностью, и все это - с помощью Лены, в том числе. И без нее эта работа во многом потеряет.

От некоторых сотрудников Первомайского РУВД мы слышали: что вы все пишите одно и то же обращение, вот если бы рассказали какие-то личные истории, может быть, нас бы это проняло…

Это, конечно, все так, но, я думаю, надо продолжать делать начатые шаги.

- А в каких званиях были советчики при погонах?

- Дамы из канцелярии, которые принимают письма. Там все были в курсе ситуации.   

- На ваш взгляд, достаточной ли была информационная волна вокруг решения о депортации правозащитницы?

- После того момента, как Елена Тонкачева озвучила решение об аннулировании вида на жительство, и до принятия решения о высылке включительно, информации было очень много. Были международные и национальные заявления, и много средств массовой информации присутствовали на рассмотрении дела - в здании Первомайского РУВД.

Но вот после решения, и после пресс-конференции по этому поводу, было ощущение, что все закончилось, что все ждут, когда Лену вышлют. Поэтому я на самом деле вам очень благодарна, что звоните и снова поднимаете эту тему.

Мне как раз очень не хватает продолжения действий по этому поводу. Надо продолжать говорить об этом, искать возможности и поводы, создать эстафетный ряд солидарной поддержки. Лене сложно сейчас бороться в одиночку! Она объявила на пресс-конференции про ритуальное обжалование решения о высылке, но видно, что уже устала от этой ситуации... 

Мне кажется, что те общественные организации и гражданские активисты, которым Лена помогала, и просто ее друзья должны сами продолжать что-то делать для нее. И тем самым показать, что нас не нужно организовывать для этого.

Например, по поводу петиции в РУВД Первомайского района нам сказали, что она явно заказная, потому что так просто и быстро люди не станут подписываться за какого-то человека, которого высылают из страны. А тут столько людей подписалось…

- Из-за каких формальностей тысячи подписей проигнорировали в РУВД?

- Есть несколько моментов. Электронное обращение должно содержать полный адрес или емэйл обратившегося гражданина. Мы отправляли обращения посредством системы петиций сhange.org, но многие из них содержали неполные адреса, а емэйлы, в силу конфиденциальности, были скрыты.

Но мы понимали, что из-за этих технических моментов власти могут заартачиться в принятии петиции. Ведь было несколько целей петиций. Кроме того, на все, что поступило органам власти на электронный ящик, они должны реагировать.

- Насколько в беларусских реалиях "работает" сбор подписей граждан под петициями и обращениями? Есть ли смысл их собирать?

- Я не знаю, честно вам скажу. Это была моя первая в жизни петиция. Я долго разбиралась с самой системой, вникала в технические моменты. Петиция - это, прежде всего, привлечение внимания к проблеме и возможность распространения информации о ней в обществе. Как создатель петиции, я могу отправить сообщение семи тысячам граждан сразу, которые подписались под ней. Продолжать их информировать о продвижении петиции, под которой, кстати, было много обсуждений.

Так получилось, что сначала была создана петиция, а затем подтянулись общественные организации, солидарные с Еленой Тонкачевой. Наверное, петиция хороша для привлечения внимания, хотя это не совсем юридический механизм.

- Петицию подписывали не только жители Беларуси, но и других стран?

- Да. Конечно, я не просматривала все семь тысяч подписантов, но помню, что были из США. Я переслала Лене 20 страниц комментариев после петиции о том, насколько важна ее работа.

Справка "ЕвроБеларуси"

Служба информации решила привести ряд комментариев под петицией в защиту Елены Тонкачевой, которую по состоянию на 12 ноября подписало 7 700 человек из разных уголков Беларуси и других стран.

Михаил Нагар, Витебск: Государственная власть себя дискредитирует такими "официальными причинами". Стыдно за страну.

Виталий Кощеев, Минск: Считаю, что за такие "правонарушения" могли быть сосланы половина всей нашей страны - абсурд!!!

Анатолий Гуляев, Минск: Для меня важно, чтобы никто не смел гнать из страны человека, прожившего в этой стране большую часть жизни, только за политические убеждения. Мне не нравятся все эти штуки, когда злобное политическое решение маскируется какими-то глупостями, вроде нарушений ПДД. Я насмотрелся на такие мелкие пакости еще в советские времена и не хочу их видеть теперь.

Я не знаком с Тонкачевой лично, но готов поддерживать ее право жить в нашей замечательной стране. Которая, если бы не безумное количество такого рода ситуаций, происходящих с честными гражданами, была бы еще замечательнее...

Снежана Рогач, Минск: Такой человек, как Елена Тонкачева, может заслуживать только огромного уважения, но никак не высылки из страны по совершенно притянутым за уши причинам.

Максим Землянухо, Минск: Почему мне это важно? Потому что у нее дочка здесь. Достаточно резонно?

Алина Гланенко, Волковыск: Дорогое государство, ты так много говоришь об утечке мозгов, но даешь пинка ведущему специалисту в стране по работе с международными организациями - государственными, гуманитарными и т.д.

Государство, если бы ты было чуточку умнее... но нет, ты такое, какое есть и стать лучше не стремишься.

Виталий Чайковский, Брест: Просто порядочная женщина.

Алексей Календо, Минск: Совковые порядки - не решать проблемы, а затыкать тех, кто на эти проблемы указывает. Может, пора уже менять не зеркало, а лицо?!

Кристина Олесик, Малорита: Официальная причина не убедительна.

Иван Веденин, Минск: Подпись петиции - меньшее, что можно в данном случае сделать.

Дмитрий Самаль, Минск: Подпись под этой петицией для меня важна по одной простой причине: я не хочу, чтобы кто-либо в моей стране боялся говорить то, что думает.

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео