BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Гордость и стыд

19.10.2014 Владимир Мацкевич, философ и методолог
Гордость и стыд
Свой взгляд
Фрагмент картины Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» (1866)
Историческое невежество бывает разным. Кто-то ничего не знает, кто-то знает историю выборочно: про хорошее — знаю, про плохое — знать не хочу! Тут — знаю, тут — не буду знать.

Еще один тип исторического невежества возникает, когда историю учат, чтобы было чем гордиться.

В истории каждого народа есть герои, великие победы, выдающиеся достижения. Школьные учителя, государственные идеологи, политические манипуляторы рассказывают такую историю, которой можно гордиться. Еще такую — чтобы вызвать ненависть к врагам.

И начинающие «историки» тоже выискивают в истории героев и победы своих — чтобы было чем гордиться, и преступления и злодеяния других — чтобы можно было романтично страдать за Родину, требовать реванша, восстановления исторической справедливости.

Беларусы только начинают учить историю, и все типы исторического невежества у нас распространены.

Есть те, кто ничего не знает.

Есть те, кто знает искаженную русскими империалистами и советскими идеологами историю.

Есть даже такие, которые знают польскую версию истории.

Появились те, кто знает только героическую и патетическую историю Беларуси.

Всем невежам есть чем гордиться. Даже те, кто ничего не знает, и то гордится толерантностью, Великой Победой в Великой Отечественной войне, даже разгромом Наполеона.

А уж тех, кто хоть чуть-чуть знает, просто распирает от гордости.

Мы можем гордиться великими героями, побеждавшими татар, немцев, московитов, и великими учеными, художниками, композиторами, революционерами.

А как же поражения? О, тут мы полны страдальческого пафоса — и по поводу «невядомай вайны», и по поводу разделов Речи Посполитой, и по поводу суворовской резни. Про поражения мы тоже можем кое-кое что вспомнить, чтобы припомнить тем, кто в них виноват.

Ладно, а как же преступники и предатели? Герои — были. А предатели? А злодеи?

Как можно! Беларусы — мирные люди, толерантные, добрые, спокойные!

Неужели?

Это мирные люди вломили немцам — под Грюнвальдом и московитам — под Оршей? Это мы, беларусы, и готовы этим гордиться. А сколько битв мы проиграли тем же немцам? Ну, ладно, с немцами отыгрались! А с московитами? Тогда, когда мы проиграли решающие битвы? Они, конечно, сволочи, империалисты и оккупанты, но проиграли-то мы!

Почему Ежи Гедройц — наш, а Феликс Дзержинский — не наш? Или оба — не наши, а поляки, либо оба — наши, хоть один умер в Париже, а другой в Москве.

Почему Шагал — наш, а Азеф — не наш?

История полна тем, чем можно гордиться, но в ней не меньше и того, чего следует стыдиться. И одно без другого не бывает.

Если история учит только тому, чем можем гордиться, то это искаженная история! Потому что есть и то, чего стыдиться.

Если история учит только тому, чего можно стыдиться, то это история оккупантов.

Одни беларусы знают одну историю, другие — другую. И им трудно понять друг друга.

Увы, и тем, и другим трудно, почти невозможно, понять тех, кто просто знает историю и относится к ней без фанатизма, романтизма, пафоса и идеологических установок.

В истории много темного, неясного, много героического и позорного. И это наша история!

Мы редко бываем потомками героев, герои часто умирают молодыми и бездетными. Чаще потомков оставляют обыватели, приспособленцы. Даже трусы и предатели.

Вырезанный в 1937 году цвет нации оставил не так много потомков, а вот их палачи — оставили больше. И мы живем все вместе сегодня.

Наши предки — очень разные люди.

Изучение истории осложняется еще и тем, что нашу историю раньше нас написали русские, поляки, литовцы. Они писали ее так, чтобы изучающие могли гордиться. Русские празднуют победу над нами 4 ноября. Поляки предлагают нам праздновать с ними 3 мая — день когда была упразднена наша автономия и государственность в составе унии и федерации с Польшей. Литовцы — тоже хороши!

А кто виноват? Они что ли в виноваты в том, что писали историю раньше нас, пока мы спали? Они разве виноваты, что нашу историю написали как свою?

А не посмотреться ли нам в зеркало? А мы разве не хотим им уподобиться и переписать всю историю так, чтобы мы могли гордиться ею, а все стыдное и позорное оставить им!

У них тоже есть чего стыдиться. Но это им разбираться. И они разберутся.

А мы? Мы опять проспим, упустим время, и будем опять обвинять их:

  • это русские уничтожили нашу государственность, нашу религию и русифицировали нас...
  • это поляки присвоили себе наших гениев: Огинского, Мицкевича, Манюшко, Гедройца…
  • это литовцы-жмудины украли нашу историю и нашу Вильню...

А мы тут ни при чем!

Это не мы сдались Российской империи, предали униатскую церковь, смирились с закрытием университетов, забыли мову на сто лет, не понимали ценности архитектуры... Мы — ни при чем, всё — они!

А почему литовцы подбирали то, что мы выбрасывали, не понимая ценности этого?

А почему украинцы сохранили униатство?

А почему поляки хранили наши картины, исполняли нашу музыку, учили детей по-польски, хотя это было так же запрещено, как и обучение па-беларуску?

Почему? Я даже ответы знаю. Это всё были риторические вопросы.

Просто мы, так выборочно относясь к истории, ничему за все эти годы не научились! Всё то, чего мы должны стыдиться в прошлом, продолжается и сегодня!

А мы вытесняем стыд из сознания, заменяя его комплексами гипертрофированной гордости и пафосного страдания. Мы во всем готовы винить других, только бы не признавать своих ошибок и недостатков.

Не признавать и не исправлять.

Главное — не исправлять!

И если мы будем продолжать в этом духе, то придут потомки наши и наследники — что мы им оставим? Нашу гордость?

Пусть они гордятся тем, что мы гордились!

Глупо!

А если мы не оставим им независимую, сильную, процветающую страну, богатую культуру, памятники достойные сохранения, стихи и книги, научные открытия и философские находки — то что оставим?

Оставим то, что сами не любим, то, чего следует стыдиться.

И что за послание мы пошлем потомкам, когда наше время станет историей? Что русские во всем виноваты? Пиндосы, жидомасоны, евробрюссельская бюрократия?

Расскажем детям, что мы хотели, но нам все мешали.

А они спросят: а почему украинцам тоже мешали, но они смогли?

А мы скажем, что мы в это время гордились! Гордились героическими и великими предками, гордились нашими современниками-украинцами!

Если они, наши потомки, будут похожи на нас... это ужасно, даже думать об этом не хочется.

Если они будут другие — разумные, смелые, прагматичные, деятельные, успешные, — то они будут нас стыдиться.

Что мы сделали для того, чтобы они были успешными?

Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в Фейсбуке

Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео