BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Рустис Камунтавичюс: Без своего уникального нарратива беларусы нам не интересны

03.05.2013 Дмитрий Козловский, ЕвроБеларусь
Рустис Камунтавичюс: Без своего уникального нарратива беларусы нам не интересны
panal.blog.tut.by
Литовская историческая наука заинтересована в развитии беларусского исторического нарратива периода Великого княжества Литовского.

 Такое мнение высказал литовский историк, директор Института Великого княжества Литовского, доцент Университета Витовта Великого (Каунас) Рустис Камунтавичюс в ходе своей публичной лекции «Почему в Литве ВКЛ до сих пор считается литовским государством» из цикла Urbi et Orbi, организуемого Летучим университетом.

Рустис Камунтавичюс отметил, что для него знакомство с беларусскими историческими книгами очень важно, поскольку позволяет самому лучше понять собственную историю. В качестве примера литовский историк рассказал о том, что большинство изданий, посвященных истории Вильнюса до момента присоединения к Литве, вообще не содержали упоминания каких-либо исторических персонажей, лишь описывая здания улицы и т.д. Первое упоминание о конкретных людях появилось в книге Томаса Венцловы, изданной в 2000 году.

«Беларусская точка зрения добавляет второе измерение во взгляде на события литовской истории», – заметил Рустис Камунтавичюс.
 
Кроме того, по словам литовского историка, знакомство с беларусской литературой позволяет лучше понять беларусов. При этом он согласился, что среди простых литовцев присутствует страх того, что беларусы могут «забрать» их историю.
 
Литовско-польская «историческая война»
 
Вполне естественно, что исторические нарративы или, проще говоря, интерпретации прошлого  стран-соседей могут существенно отличаться между собой и вступать в серьезные противоречия. Рустис Камунтавичюс объяснил это сочетанием двух причин. Во-первых, у всех народов есть желание узнать, откуда всё началось. А во-вторых, при построении национального нарратива никто не хочет отводить своей нации какую-то второстепенную роль.
 
В качестве ярчайшего примера противостояния исторических наук Рустис Камунтавичюс рассказал о борьбе литовских историков с польским нарративом. Обострение этой борьбе приводило к тому, что союзнические отношения между ВКЛ и Польшей в литовской историографии либо отрицались, либо просто умалчивались. А польскоязычное население Литвы воспринималось, как ополяченные литовцы, которых нужно вернуть в свою культуру.
 
По мнению главы Института Великого княжества Литовского, такая идеологическая борьба с Польшей плохо отразилась на литовской науке. Сегодня очень трудно студентов-историков мотивировать ездить в библиотеки в Варшаву или учить польский язык. «Но не зная польского языка, невозможно изучать историю ВКЛ», - подчеркнул Рустис Камунтавичюс.
 
Как уживутся беларусская и литовская истории ВКЛ?
 
Естественно, что, подобно польско-литовскому конфликту нарративов, может разразиться и конфликт беларусско-литовский. Можно ли его как-то избежать?
 
«Безусловно, можно попробовать создать какой-то общий нарратив, собрав специальный круглый стол, который бы заседал 5 или даже 10 лет. Но в итоге мы только лишь получим еще один нарратив наряду с другими. Произойдет просто девальвация нарративов!» - заметил Рустис Камунтавичюс.
 
«Мне нравится другой путь – поддержать друг друга в создании своих нарративов и пытаться понимать другую сторону. Должна быть коммуникация и интеллектуальная дискуссия. Вы без своего уникального нарратива нам не интересны», - сказал литовский историк.
 
Отвечая на вопрос о том, как совмещается построение национального нарратива с требованием объективности, предъявляемого к исторической науке, Рустис Камунтавичюс отметил, что наличие разных нарративов неизбежно. «Если каждого из вас после этой лекции попросить написать, что здесь происходило, то каждый напишет свою версию. И сколько времени понадобится на то, чтобы как-то договориться? Сколько будет споров?» - сказал он.
 
По словам литовского историка, при построении из отдельных объективных фактов нарратива, нельзя избежать субъективизма. При этом, даже если каждая из стран будет стремиться подходить к нарративу объективно, все равно нарративы будут разными, и споров не удастся избежать. «Поэтому важно стремиться к объективности, но никогда нельзя заявлять «я нашел правду». Это самое страшное, что может случиться», - заявил Рустис Камунтавичюс.
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
21.05.2020 Лятучы ўніверсітэт

Размова дванаццатая — пра з’яўленне каштоўнасцей і Бога ў ідэальным плане і радыкальны паварот у развіцці інстытута філасофіі.

Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
Право на наследие по стандартам Конвенции Фаро: возможно ли в Беларуси?
31.03.2020

27-28 марта Беларусский комитет ICOMOS и МНГО "ЕвроБеларусь" провели экспертный онлайн-семинар о расширении возможностей участия сообществ в управлении историко-культурным наследием.

Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
Акции / Фото
Ядвіга Шырокая: Агратурызму не хапае інфраструктуры
24.03.2020 Яўгенія Бурштын, ЕўраБеларусь

Як аб’ядноўваць людзей, падтрымліваць жанчын і развіваць бізнес у беларускай вёсцы.

Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
Міхалу Анемпадыставу сёння споўнілася б 56 год... (Аўдыё)
16.03.2020 Максім Каўняровіч, Беларускае Радыё Рацыя

Мастак, паэт, аўтар словаў "Народнага альбома" Міхал Анемпадыстаў нарадзіўся 16 сакавіка 1964 года.

Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 11
15.02.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

Отступление об оппозиции.

Видео