BE RU EN
rss facebook twitter
rss facebook twitter

Валерий Карбалевич: После президентской кампании мы можем получить новый тип режима

22.01.2015 Алексей Юрич, ЕвроБеларусь
Валерий Карбалевич: После президентской кампании мы можем получить новый тип режима
До сих пор в Беларуси был авторитарный режим, который опирался на большинство населения. После выборов опорой может стать меньшинство.

Президентские выборы, вероятнее всего, пройдут 15 ноября.

Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина уже озвучила центральные пункты избирательной кампании: выдвижение порядка 10 кандидатов в президенты, которое приведет к регистрации четырех кандидатов. Ермошина отвергает любую возможность массовых протестов после президентской кампании, если только они не будут организованы извне.

В принципе, уже оглашены и основные лозунги избирательной кампании главного кандидата: хранитель мира и стабильности в Беларуси.

По какому сценарию могут пойти президентские выборы-2015? Служба информации «ЕвроБеларуси» попыталась разобраться в этом вместе с политологом Валерием Карбалевичем.

- Названа наиболее вероятная дата президентских выборов – 15 ноября. Значит, сюрпризов с переносом даты выборов не будет?

- Теоретически ничего исключать нельзя, времени еще много, всякое может случиться. Если не произойдет никакой форс-мажорной ситуации – смысла менять дату выборов нет. Нужно время, чтобы народ отошел от обвальной девальвации: чем дальше от событий нового года, тем выгоднее беларусскому режиму.

- Вчера Лидия Ермошина озвучила основные пункты президентской кампании. Из услышанного можно сделать вывод, что власти планируют повторение сценария 2010 года с единственным отличием – на финишную прямую выйдут только 4 кандидата. Какой в этом смысл?

- Я бы осторожно относился к изложенным Ермошиной гипотезам. Нельзя сказать, что президентская кампания полностью управляется – власти могут контролировать определенные аспекты. Иногда власти просто подстраиваются под ситуацию. Вспомним 2010 год, когда власти явно не ждали появления такого количества кандидатов; только когда появились 10 кандидатов, принято решение зарегистрировать всех. А если бы в президентской кампании участвовал один-единственный кандидат? Тактика была бы совершенно другая.

Часто администрация президента просто реагирует на ситуацию. По состоянию на сегодняшний день вырисовалась ситуацию, когда на президентские выборы пойдут Лукашенко, Гайдукевич, Некляев и Лебедько – любой мало-мальски следящий за политической ситуацией эксперт видит четырех потенциальных кандидатов. Так что Ермошина не оригинальна в своих «предсказаниях».

- Значит, на данном этапе оппозиция не способна выдвинуть единого кандидата?

- На данном этапе не способна. Правда, для решения этой задачи есть еще несколько месяцев. Но лично я не вижу особого желания у оппозиции выйти достойно из сложившейся ситуации.

- В отличие от предыдущих кампаний, сегодня даже не поднимается вопрос об изменении избирательного законодательства. Почему?

- Лебедько все время говорит о честных справедливых выборах как главном приоритете. Но никакого реального эффекта эти разговоры не дадут.

Президентские выборы крайне важны для власти, поэтому изменять избирательное законодательство в сторону демократии никто не будет. Однако я не исключаю, что власти пойдут по пути ужесточения избирательного законодательства, причем не обязательно путем изменения Избирательного кодекса; это можно сделать отдельным указом, декретом или даже постановлением Центризбиркома. Я не исключаю вероятности изменения избирательного законодательства, но только в сторону ужесточения и усложнения избирательной кампании для оппозиции.

- Каким образом власти попытаются преодолеть политическую апатию в обществе, которая только усиливается с падением жизненного уровня населения?

- А зачем властям бороться с апатией? Властям выгодна аполитичность, атмосфера безнадеги, фатальной предопределенности итогов президентской кампании. Власти, наоборот, будут всячески поддерживать  атмосферу безнадеги в обществе.

Что касается прихода людей на избирательные участки, то это не такая большая проблема. Мы имеем опыт парламентской кампании 2012 года, когда в обществе также царила атмосфера апатии. Ну и что? Как это помешало властям эффектно завершить парламентскую кампанию?..

- В последнее время мы наблюдали несколько информационных вбросов о том, что Кремль ищет замену Лукашенко. Есть ли в них хоть капля правдопобия?

- Мне кажется, эти вбросы преследуют другие цели. Очень похоже на определенную игру со стороны Москвы. К такой мысли подводит заявление российского посла в Беларуси Сурикова, который накануне нового года сказал, что не знает, пойдет ли Лукашенко на президентские выборы. В ответ последовало довольно резкое скандальное заявление Лукашенко, сделанное на пресс-конференции после саммита ЕАЭС в Москве. Тогда он четко и ясно объявил, что пойдет на президентские выборы, даже если весь мир будет против, и выиграет их, если захочет.

Отсюда можно сделать вывод: вброс от имени якобы российских журналистов о том, что Москва якобы ищет замену Лукашенко – игра Кремля с целью в очередной раз надавить на Лукашенко, заставить его понервничать, продемонстрировать ему зависимость от России.

- Какие отличительные особенности будут у предстоящей президентской кампании?

- Если исходить из сегодняшней ситуации, то есть все основания утверждать, что президентская кампания пройдет по традиционным лекалам с традиционным исходом. Однако главный фактор, который может внести коррективы в президентскую кампанию и неожиданности – экономическая ситуация. Впервые наложились два фактора: непосредственно избирательная кампания и экономический кризис, такого в истории Беларуси еще не было. Это новая ситуация, которая создает определенную интригу. Даже не в плане того, победит или не победит Лукашенко.

После президентской кампании мы можем получить новый тип режима. До сих пор мы имели авторитарный режим, который опирался на большинство населения. После избирательной кампании мы можем получить авторитарный режим, который будет опираться на меньшинство, режим, отвергаемый большинством. А это означает, что для удержания власти потребуется усиление репрессивных механизмов.

Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #2 (Видео)
Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #2 (Видео)
25.05.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

25 мая беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич провел второй вебинар по теме: "Что нужно знать про политику в Беларуси, России и Украине, чтобы не дать себя обмануть".

Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #1 (Видео)
Политтехнологии третьего поколения. Вебинар Владимира Мацкевича #1 (Видео)
22.05.2020 Владимир Мацкевич, философ и методолог

21 мая беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич провел первый вебинар по теме: "Что нужно знать про политику в Беларуси, России и Украине, чтобы не дать себя обмануть".

Андрей Егоров. Системный кризис: Беларусь-2020 (Видео)
Андрей Егоров. Системный кризис: Беларусь-2020 (Видео)
25.04.2020 Андрей Егоров, Центр европейской трансформации

Представляем вашему вниманию видеолекцию политолога Андрея Егорова, посвященную процессам, которые разворачиваются в Беларуси в 2020 году.

Владимир Мацкевич: Беларусь должна стать уважаемой, процветающей и современной страной (Видео)
Владимир Мацкевич: Беларусь должна стать уважаемой, процветающей и современной страной (Видео)
31.12.2019 Канстытуцыя.бел

Новогоднее поздравление от беларусского философа и методолога Владимира Мацкевича.

Калькулятор национального суверенитета. Сколько его осталось у Беларуси?
Калькулятор национального суверенитета. Сколько его осталось у Беларуси?
04.10.2019 Андрей Егоров, Центр европейской трансформации — специально для "Беларусского Журнала"

Механика полной интеграции Республики Беларусь в состав Российской Федерации набирает обороты.

Видео